После Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов российское общество изменилось. «Народ, освещенный заревом Москвы, это уже не тот народ, которого курляндский конюх Бирон таскал за волосы в течение десяти лет», — писал Александру I дворянин Т. фон Бок. А.С. Грибоедов прежде «Горе от ума» задумывал трагедию «1812». В ней главный герой, из крепостных, отличившийся в партизанской войне, должен был вернуться «под палку господина», в «прежние мерзости». Похожая морально-психологическая ситуация была и после 1945 года. Заметное внимание в СМИ юбилею восстания декабристов также свидетельствует о напрашивающихся аналогиях, связанных с судьбой возвращающихся в мирную жизнь ветеранов СВО. Но дело не в аналогиях.

Уже в 1815 г. в России возникли тайные революционные общества. Они рассчитывали через влияние на общественное мнение, воспитание молодежи в духе патриотизма и свободолюбия, давление на правительство и проникновение на государственные посты создать в России условия коренного общественного переворота. Поначалу эти конспиративные общества разбухли за счет притока массы случайных людей, многие из которых доносили правительству о заговоре и его зачинщиках. В 1821 г. прокатились волнения в воинских частях Петербурга, под Харьковом на фоне революций в Неаполе, Греции. В Казанском и Петербургском университетах были проведены репрессии. Тогда же из Петербурга был выслан Пушкин. В 1824 г. обновленные тайные общества начали подготовку военного переворота в России. Неожиданная кончина Александра I в Таганроге ускорила события.

Пушкин был знаком с заговорщиками, много общался с ними, будучи моложе, впитывая их вкусы, взгляды, но важнее — он был «ищущим среди нашедших». Герои 1812 года разделились после 1825 на тех, кто преуспел затем в Николаевской России, и тех, кто бросил вызов и закончил виселицей или каторгой. И был еще путь Пушкина. Поэт стремился войти в круг участников тайного общества. Получил отказ со стороны даже близких ему людей. Сердился. Даже стрелялся всерьез с Рылеевым. Друзья берегли поэта. Сосланный в Кишинев, Пушкин попал в принципиально иную обстановку, чем в столице. Эхо событий в Греции, Италии, Испании, турецкой Молдавии тут ощущалось как прифронтовое. Пушкин видел противоречия среди восставших и внутри войск, ощущал и готовность русских офицеров к смелым действиям. Восстание Пугачева Пушкин изучит спустя 10 лет, но уже в Кишиневе он осознает, что все взаимосвязано, что привязанность солдат к офицерам и ненависть к муштре и канцелярщине способна творить самые неожиданные сюжеты. И там же Пушкин придет к выводу — главное все-таки во внутренних вопросах развития России. Это было не только крепостное право, но самым широким и глубоким образом понимаемое достоинство человека в России. В одном воспоминании сохранилось: «Пушкин разгорался, бесился и выходил из терпения. Наконец полетели ругательства на все сословия. Штатские чиновники подлецы и воры, генералы скоты большею частию, один класс земледельцев почтенный. На дворян русских особенно нападал Пушкин. Их надобно всех повесить»…

14 декабря 1825 Пушкин пребывал в ссылке в Михайловском, завершая «Графа Нулина». Через несколько дней в столице поступит в продажу его сборник стихов. Будет нарасхват. В трудную минуту публика обратилась к тому, кто вселяет надежду. Узнав о разгроме восставших, Пушкин уничтожит свои записки, над которыми долго работал. Но главное, что волнует его — понять народ, без поддержки которого любой политический протест бесплоден, как и показало декабрьское восстание. Пушкин скоро напишет «Бориса Годунова».

В ночь на 4 сентября 1826 г. в Михайловское прискачет фельдъегерь с приказанием привезти Пушкина в Москву «в своем экипаже свободно, не в виде арестанта». Его ждало свидание с Николаем I, две недели назад официально коронованным. Это позже, спустя 10 лет, начнется царский выбор того деятеля культуры, который станет лицом эпохи и «российским брендом» для всего мира. В финал этого процесса, сами того не ведая, выйдут Глинка, Брюллов и Крылов. Из литераторов выбор будет делаться между Пушкиным и Крыловым. Но все это будет потом.

Тогда, 8 сентября, разговор императора и поэта в кремлевском кабинете был долгим, больше чем с кем бы то ни было из сановников императора. Обычно вспоминают один факт из этого разговора — ответ Пушкина на вопрос где был он был, окажись 14 декабря в Петербурге: «На Сенатской площади». Царь оценил искренность поэта. Но разговор был намного глубже и интереснее. Представим внутренне состояние вступающего на царство Николая: 1200 погибших на площади и на льду Невы, не считая жертв в других местах Империи: и зеваки, и геройские офицеры и солдаты, стяжавшие Викторию над Наполеоном. 120 дворян сослано, 5 повешено. Вся читающая публика на тот момент не превышала 1000 человек. Коронация прошла торжественно, но суховато, без народного ликования. После разговора с Пушкиным воцарился восторг: «Завидую Москве. Она короновала императора, теперь коронует поэта». Так писал редактор журнала, в котором было опубликовано первое стихотворение Пушкина в 1815 году. Император назвал Пушкина после аудиенции «умнейшим человеком России» и взял его под личное цензорство. На практике это была опека А.Х Бенкендорфа. Уже в 1827 г. по доносу генерал-полицмейстера Скобелева он был допрошен по распоряжению Бенкендорфа. Дело тянулось больше года. В результате над Пушкиным был учрежден секретный надзор, отмененный много лет спустя после гибели поэта. Пушкину, ставшему официально «Солнцем русской поэзии», было тяжело. Доносы. Финансовые трудности. Зависть. Среди недругов — сам Нессельроде с женой, Геккерн, министр просвещения Уваров, не считая великосветской «черни». И главная доминанта, которая была мировоззренческой пружиной декабрьского восстания — человеческое достоинство, очеловечивание общества. Именно это волнует поэта. Именно об этом был разговор 8 сентября в Кремле.

«На свете счастья нет» — это рефреном проходит у Пушкина, как и нет «покоя и воли» в последние 12 лет жизни. Пушкина разрывают два желания: с одной стороны, попытки создать свой малый, отгороженный от всех мир частной жизни, «плюнуть да бежать», с другой — «дойти до сути», найти и поддержать новое поколение — «новые созреют нам друзья». Творчество спасает. Оно поразительно по размаху, разнообразию и скорости исполнения. Замыслов — море. Дарит Гоголю замысел «Мертвых душ». Рассчитывая жить, Пушкин строит планы. Осознавая, чувствуя жизненное значение достоинства, он бросает вызов Геккерну и его усыновленному любимчику. Погибая, Пушкин обличает своего противника, который и для декабристов представал как цель действия. Противник безликий, анонимный, серый. Как декабристы увидели в Николае препятствие их утопии, требовавшее устранения, так и Пушкин в дуэли с Дантесом увидел возможность отмщения мутной смеси доносов, сплетен, интриг, лицемерия, бессовестности, измельчания нравов и устремлений.

Почему Николай Павлович назвал Пушкина «умнейшим человеком России»? Пушкин, желая направить государя на путь преобразований, обратил его внимание на исторический прецедент: начало царствования Петра Великого, которое «мрачили мятежи и казни». Это было мощное сравнение. В 1834 в дневнике Пушкин напишет: «В нем много от прапорщика, и немного от Петра Великого». Спустя десятилетия еще один дворянин, брата которого повесят за удавшееся покушение на сына Николая Павловича, заметит: «декабристы разбудили Герцена»…

ИсточникТелеграм
Александр Агеев
Агеев Александр Иванович (р. 1962) – видный российский ученый, профессор МГУ, академик РАЕН. Генеральный директор Института экономических стратегий Отделения общественных наук РАН, президент Международной академии исследований будущего, заведующий кафедрой управления бизнес-проектами Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», генеральный директор Международного института П.Сорокина – Н.Кондратьева. Главный редактор журналов «Экономические стратегии» и «Партнерство цивилизаций». Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...