Исполнитель: Виталий Аверьянов, Название: «Шокотерапия», Стиль: герметичный шансон, Год. 2025

В эпоху, когда все дробится, и музыку редко слушают альбомами, предпочитая ее дербанить на синглы или на короткие ролики в ТикТоке, философ-традиционалист Виталий Аверьянов движется в противоположную сторону. Его диски представляют собой нечто большее чем альбом — это ЧАС ПЕСЕН, отсылающий как к протяженности релиза, так и к православным богослужебным часам.

«Шокотерапия» как пятый час песен задает место этого альбома в координатах глобального музыкального цикла автора. На обложке диска — циферблат, а значит часов для полноты картины будет 12, то бишь — Виталий Аверьянов еще не миновал и половину пути. Он стоит на часах и вникает в судьбы России и Европы, которая, увы, согласно сюжету песни «Война», оказалась в мохнатых лапах инфернального соблазнителя, бесстыдно влезшего своим «содомским задом» в священный алтарь.

Сущность же России исчерпывающе выражается в порядковом номере альбома. Пять в православной традиции символизирует благодать, искупление и изобилие. И герой Виталия Аверьянова стяжает крупицы этой благодати то в молитвенном подвиге (стихотворение «Молитовка»), то в незыблемости русского народа («Победоносец», «Престольная»), то в непоколебимом тридцатилетнем стоянии в Правде Александра Проханова, которому в альбоме посвящен целый песенный цикл: «Тризна», «Украйна» и «Новый Термидор» — фрагменты «Поэмы эпохи», написанной в 2023 году.

«Шокотерапия» — самый разнообразный в музыкальном отношении диск Виталия Аверьянова, что априори должно вызвать приятный шок у слушателя (тем более пруд пруди всевозможных находок в заглавной песне альбома). Начав с достаточно привычного для него неторопливого полуакустического сказа «Тризна», исполнитель вдруг переходит в песне «О транзитах» и трансферах в настоящее буйство а ля группа «АукцЫон» с сорвавшимся цепи кларнетом Михаила Блинкова. А как еще изобразить бесстыжую круговерть всем заправляющих пиарщиков, которые живут по закону «уши машут ослом». Их покорную паству Виталий Аверьянов костерит с помощью одних междометий «ого — ага — ЕГЕ» — и мы понимаем, что речь тут, видимо, о жертвах ЕГЭ.

Трагизм «Войны» подчеркнут маршевым ритмом. И тут же следом карикатура на типичного современного либерала, распаленного бесстыдными храмовыми плясками группы Pussy Riot. Приписанный ему монолог «2-е письмо ста деятелей российской культуры» вырастает из старинной блатной песни «Шарабан мой, американка», и мы понимаем, что это и сатира на извечное менторство нашей интеллигенции, и ее необоснованные претензии на аристократизм, ведь первые версии «Шарабана» изначально высмеивали до революции дам полусвета. Причем след «Шарабана» вдруг обнаруживается в альбоме и во вполне серьезном стихотворении «Невыдуманное»: «Хоть бы квасом, коль не водкою» (сравним в оригинале: «Куплю я квасу, а лучше б водки»). И мы понимаем, что в отличие от тех же либералов, Виталий Аверьянов не делит всех на своих и чужих, а, при необходимости, может приложить и патриотов («славянофилы-простоцили пускали слюни по чужим меню» и др.)

«Украйна» положена на стандартный для Виталия Аверьянова былинный распев, ибо именно в такой форме удобнее всего величественно излагать горькую историю падения братского народа. Но в кульминационный момент в композицию врываются звуки украинской песни, сингализируя о том, что эта страна вновь возродится — в обновленном виде. Принципиально иные музыкальные краски выбраны для России в «Престольной» — тут вам и акустическая свежесть ее просторов, и тревожные электронные пульсации неспокойного материнского сердца, и пронзительный мелодизм, выражающий готовность нашей Родины стать Престолом Божиим.

«Шокотерапия» вызывает именно тот шок, который вгоняет слушателя не в ступор, а, напротив, помогает избавиться от всего лишнего, чтобы приготовиться к принятию божественной благодати…

ИсточникКМ