27 декабря Верховный Главнокомандующий посетил один из пунктов управления Объединённой группировки войск и провёл совещание с руководством Генерального штаба ВС РФ и командующими группировками. Президенту было доложено, что освобождены Гуляйполе, Степногорск в Запорожской области, Димитров, Роднинское и Артёмовка в ДНР.

В ходе этого совещания В. В. Путин сделал важное заявление: «Мы видим, что и сегодня, к сожалению, главари киевского режима не спешат решать этот конфликт мирными средствами. Я говорил об этом уже год назад, выступая в Министерстве иностранных дел. Но сегодня, судя по вашим докладам, судя по темпам, которые мы наблюдаем на линии боевого соприкосновения, наша заинтересованность в выводе украинских воинских формирований с занимаемых ими пока территорий фактически сводится к нулю. По разным совершенно соображениям. И если киевские власти не желают закончить дело миром, мы решим все стоящие перед нами задачи в ходе специальной военной операции вооружённым путём».

Президент РФ, как известно, великий маэстро импровизаций и мгновенных реакций, но такого рода заявления — результат тщательного анализа и прогноза.

О чем оно? О «духе Анкориджа», который состоял, очевидно, из нескольких матрешек, включая идею овыводе ВСУ с оккупированной территории Донецкой области и «заморозке» линии фронта в Запорожской и Херсонской областях. Данным тезисом Президента РФ, высказанным не в гражданском облике, а в боевом камуфляже, этот «дух» получил публичную чёрную метку. Вновь В. В. Путин упомянул своё выступление в МИД России в июне 2024 года, когда были сформулированы условия по окончательному урегулированию конфликта на Украине (см. подробнее комментарий «Третьего не дано?» от 18 июня 2024 года).

Доклад начальника ГШ ВС РФ В. В. Герасимова на этом совещании был завершен таким тезисом: «Выполнение задач по освобождению Донбасса, а также Запорожской и Херсонской областей соединениями и воинскими частями объединённой группировки будет продолжено».

Очевидно, что чёрная метка «духу Анкориджа» могла и, возможно, должна была прилететь на два месяца раньше. Для этого были все основания после 22 октября, после введения США санкций против «Роснефти» и «Лукойла». О этом В. В. Путин сказал в ходе общения с российской прессой по итогам государственного визита в Киргизию и саммита ОДКБ: «Потом мы разъехались [из Анкориджа], поскольку и мой коллега президент Трамп, и я, мы сказали: нам нужно вернуться в свои столицы, подумать, проконсультироваться со своими аппаратами, с министерствами, ведомствами, с союзниками. А после этого договорились продолжить дальше. Лавров и Рубио встречались в Нью-Йорке на полях Генассамблеи ООН, в целом, в общем, поговорили. Какой-то конфликтной ситуации между Россией и Соединёнными Штатами по этим вопросам не возникало, то есть мы оставались на платформе Анкориджа. И вдруг Соединённые Штаты объявляют о введении санкций против двух наших нефтяных компаний. Это в связи с чем? Честно вам говорю, я даже не понял, что происходит».

В дипломатии, если партнёр по переговорам делает крайне недружественный шаг, а новые санкции таким шагом, безусловно, являются, то это дает все основания свернуть с ним общение по предмету обсуждения. Такая возможность появилась у Москвы после 22 октября. Но в конце октября, находясь в США, К. А. Дмитриев (возможно, вместе с Ю. В. Ушаковым, возможно, самостоятельно), инициирует обмен мнениями, тем самым спасая «дух Анкориджа» и удерживая Россию в переговорном треке с США (см. подробнее комментарий «Давайте будем честны…» от 24 декабря).

Далее обсуждения выходят на новый круг. На столе переговоров появляется принципиально антироссийский План-28 (см. подробнее комментарий «План-28» от 23 ноября), где, в частности, прописаны даже «выплата Россией репараций Украине», «отказ от части территорий Запорожской и Херсонской областей», ВСУ численностью 600 тыс. человек и многое другое.

Дальше — больше. Киевский режим, опираясь на европейских партнеров, а также при непосредственном участии госсекретаря США Марко Рубио, трансформируют План-28 в План-20. У нас это подавалось чуть ли не как большой успех российской журналистики. Известно, по крайней мере, об одной длительной встрече Рубио с украинской делегацией 23 ноября в Женеве. Переговоры продолжались 11 часов. В результате План-28 был изменён и сокращён до «плана без малого 20 пунктов», Рубио «минимизировал ущерб» и пошёл навстречу украинской стороне, как написала The New York Times.

24 декабря Зеленский публично озвучивает План-20. Полный текст опубликован французской газетой Le Monde. Любопытно представление данного документа:

«Полный план США из 20 пунктов, представленный Владимиром Зеленским.

  • Президент Украины раскрыл подробности плана по прекращению войны на Украине, уточнив, что он был согласован между представителями Киева и Вашингтона и направлен в Москву для ознакомления.
  • Документ будет дополнен двусторонними соглашениями между США и Украиной по вопросам безопасности и восстановления.
  • Зеленский не публиковал документ, но представил его по пунктам на пресс-брифинге в Киеве. Вот полная стенограмма его описания содержания соглашения.

План из 20 пунктов

1. Суверенитет Украины будет подтверждён. Мы заявляем, что Украина является суверенным государством, и все подписавшие соглашение стороны подтверждают это своими подписями.

2. Настоящий документ представляет собой полный и безоговорочный пакт о ненападении между Россией и Украиной. Для поддержания прочного мира будет создан механизм мониторинга линии соприкосновения посредством беспилотного воздушного наблюдения, обеспечивающий оперативное информирование о нарушениях и разрешение споров. Технические группы завершат проработку всех деталей.

3. Украина получит надёжные гарантии безопасности.

4. В мирное время численность украинской армии будет составлять 800 000 человек.

5. США, НАТО и подписавшие соглашение европейские государства предоставят Украине гарантии безопасности, разработанные по образцу статьи 5:

а) Если Россия вторгнется в Украину, помимо скоординированного военного ответа, будут восстановлены все глобальные санкции против России.

б) Если Украина вторгнется в Россию или откроет огонь по российской территории без провокации, гарантии безопасности будут считаться недействительными. Если Россия откроет огонь по Украине, гарантии безопасности вступят в силу.

c) Двусторонние гарантии безопасности не исключаются настоящим соглашением.

6. Россия формализует политику ненападения в отношении Европы и Украины во всех законах и документах, необходимых для ратификации.

7. Украина станет членом Европейского союза (ЕС) в точно определённые сроки, и в краткосрочной перспективе Украина получит преференциальный доступ к единому рынку ЕС.

8. Масштабная глобальная программа развития Украины, содержание которой будет определено в отдельном соглашении об инвестициях и будущем процветании. Она будет охватывать широкий спектр экономических областей, включая, помимо прочего:

  • Создание украинского фонда развития для инвестиций в быстрорастущие сектора, включая технологии, центры обработки данных и искусственный интеллект.
  • США и американские компании будут сотрудничать с Украиной и совместно инвестировать в реконструкцию, развитие, модернизацию и эксплуатацию газовой инфраструктуры Украины, включая газопроводы и хранилища.
  • Будут предприняты совместные усилия по восстановлению пострадавших от войны районов с целью восстановления, реконструкции и модернизации городов и жилых кварталов.
  • Развитие инфраструктуры.
  • Добыча полезных ископаемых и природных ресурсов.
  • Всемирный банк предоставит специальный механизм финансирования для гарантирования средств с целью ускорения этих усилий.
  • Будет создана рабочая группа высокого уровня, в состав которой войдёт руководитель глобального финансового сектора, которому будет поручено организовать реализацию стратегического плана реконструкции и максимально использовать перспективы будущего развития.

9. Будет создано несколько фондов, предназначенных для восстановления украинской экономики, реконструкции пострадавших районов и регионов, а также решения гуманитарных проблем.

  • США и европейские страны создадут фонд капитальных инвестиций и грантов с целевым объемом в $200 млрд для прозрачного и эффективного финансирования Украины.
  • Для восстановления Украины будет мобилизован широкий спектр капиталовложений и других финансовых инструментов. Глобальные институты по вопросам восстановления будут использовать механизмы, призванные укрепить и облегчить эти усилия.
  • Украина будет применять самые высокие мировые стандарты для привлечения прямых иностранных инвестиций.
  • Украина оставляет за собой право требовать компенсацию за причиненный ущерб.

10. После заключения данного соглашения Украина ускорит процесс заключения соглашения о свободной торговле с США.

11. Украина подтверждает, что останется неядерным государством в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия.

12. Запорожская атомная электростанция будет эксплуатироваться совместно тремя странами: Украиной, США и Россией.

13. Обе страны обязуются реализовывать в школах и обществе образовательные программы, способствующие взаимопониманию и терпимости к различным культурам, а также борьбе с расизмом и предрассудками. Украина будет применять правила ЕС о религиозной терпимости и защите языков меньшинств.

14. В Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областях линия дислокации войск на дату настоящего соглашения де-факто признаётся линией соприкосновения.

  • Мы, как стороны, фактически подтверждаем, что это линия соприкосновения, на которой мы сейчас находимся.
  • Соберется рабочая группа для определения передислокации сил, необходимых для прекращения конфликта, а также для определения параметров потенциальных будущих специальных экономических зон.
  • После создания аналогичной базы для передвижения войск вдоль линии соприкосновения будут развёрнуты международные силы для обеспечения соблюдения настоящего соглашения. В случае принятия решения о создании такой зоны потребуется специальное одобрение украинского парламента или проведение референдума.
  • Для вступления данного соглашения в силу Российская Федерация должна вывести свои войска из Днепропетровской, Николаевской, Сумской и Харьковской областей.
  • Стороны соглашаются уважать правила, гарантии и обязательства Женевских конвенций 1949 года и их Дополнительных протоколов, которые в полной мере применяются на территории, включая общепризнанные права человека.

15. Согласовав будущие территориальные договоренности, Российская Федерация и Украина обязуются не изменять эти договоренности силой.

16. Россия не будет препятствовать использованию Украиной Днепра и Чёрного моря в коммерческих целях.

17. Будет создан гуманитарный комитет для решения нерешённых вопросов.

  • Все оставшиеся военнопленные, включая осуждённых в России с 2014 года по настоящее время, будут обменяны по принципу «все на всех».
  • Все удерживаемые мирные жители и заложники, включая детей и политических заключенных, будут освобождены.
  • Будут приняты меры для решения проблем и устранения страданий жертв конфликта.

18. Украина должна провести выборы как можно скорее после подписания соглашения.

19. Настоящее соглашение имеет обязательную юридическую силу. Контроль и гарантии его исполнения будут осуществлять мирные советы под председательством президента Дональда Трампа. В этот механизм войдут Украина, Европа, НАТО, Россия и США. В случае нарушений будут применяться санкции.

20. После того, как все стороны примут это соглашение, немедленно вступит в силу полное прекращение огня».

Очевидно, что согласие России на договоренности согласно Плану-20 означало бы отказ от всех заявленных целей СВО и признание своего стратегического поражения.

Между Планом-20 и Планом-28 есть логическая связь. Соответственно, все обсуждения и водопад «планов» так или иначе испытывают на себе влияние этой логики. Важнейший ее аргумент — важность диалога РФ и США как самоценности.

По сути, ради продолжения этого диалога и предпринимаются те или иные уступки или умолчания, которые также воспринимаются другой стороной как уступки, как податливость, даже как готовность отойти от позиций, заявленных 24. 2. 2022, 14. 6. 2024, 2. 6. 2025. А азарт «додавить», когда собеседник дрогнул или ищет «гибкость», растет. И доходит до того, что весь мир, интересующийся данной тематикой, читает и изумляется «гибкости» России. Хотя Президент России дал понять, что не надо прямолинейно трактовать его тезис «нас обманули», применяемый к целому ряду ситуаций, опасно снижать планку настороженности относительно новых обманов.

Ведь не прошло и года, как Россия сделала очень серьезную уступку США, которая не может интерпретироваться иначе, нежели чем уступка. Речь о согласии на статус Вашингтона как посредника в вопросе урегулирования конфликта на Украине. Ровно то, что Рубио недавно квалифицировал как «интересную ситуацию». Администрация Трампа по-прежнему снабжает Киев разведданными и оружием, не отменила ни одной санкции против России и ввела новые, через механизмы НАТО руководит боевыми действиями ВСУ. Это Сторона в войне, а не никакой не посредник.

Внутри этой российской уступки есть ещё одна: США все-таки смогли сузить переговоры с Россией до украинского вопроса, а Москва заявляла нечто большее — обсуждение глобальных вопросовбезопасности, формирование новой архитектуры безопасности в Европе с учётом российских интересов. Сбивая Москву на «украинский уровень», Вашингтон тем самым снижает геополитический статус России в мире. Такое уже бывало, когда Россию приняли в G7, но на обсуждение экономической проблематики не приглашали.

Мало того. Уступка уже сделанная — это терпимость к тому, что около стола переговоров суетится целая бригада «заинтересантов». Так и до выдвижения солидарного ультиматума можно допереговариваться.

Проявление гибкости обычно принимается за слабость и услужливость. В текущей ситуации это девальвирует даже аргументы стратегическогоядерного сдерживания. Элиты Запада, кажется, не верят в способность России перейти к применению ядерного оружия. Не вопрос сейчас об этой способности. Главное в том, что такое неверие и отсутствие страха провоцирует эскалацию давления НАТО против России вплоть до прямой интервенции. Европейские члены альянса вовсю готовятся к войне с Россией обычными средствами, никак не демонстрируя, что для них имеет какое-то значение довод «сокрушительного удара России».

Любая остановка боевых действий на Украине без достижения заявленных целей СВО проведёт новую геополитическую границу раздела Европы. Повторится история после Второй мировой войны. Всё, что контролировал Запад, оказалось в НАТО, в том числе и Западная Германия. А Восточная Германия — в Варшавском договоре, зоне геополитического контроля СССР. Кстати, «дух Анкориджа» заключается именно в этом, если посмотреть стратегически. В проведении границы между Западом и Россией по территории бывшей УССР, в еще большем приближении инфраструктуры НАТО со всеми «подлетными сроками».

Для иллюстрации ещё один пример российской переговорной тактики. Замглавы МИД РФ Сергей Рябков на днях дал интервью Ольге Скабеевой. На вопрос о возобновлении прямого авиасообщения и о возвращении российской дипсобственности в США был дан такой ответ: «[Американцы говорят]: «Давайте вначале по Украине договоримся, а потом вернёмся к этому вопросу». Про собственность они говорят по-другому: «Вопрос пока не решается, мы рассматриваем». То есть они уходят от ответа. Но мы будем продолжать бить в одну точку». Возникает вопрос — как это «бить в одну точку»?

Представим. Вот приехали Стив Уиткофф и Джаред Кушнер в Москву, а им тут же первый вопрос, в аэропорту:

— А что там с возвратом нашей дипломатической собственности в США?

— Ничего.

— Так прошло уже 11 месяцев работы новой администрации! Приезжайте, пожалуйста, когда решите данный вопрос. Обсудим дальнейшие шаги по нормализации двусторонних отношений, а потом уже и до Украины доберемся. Но Москва — прекрасный туристический город. Добро пожаловать.

В списке подобных вопросов: возврат ЗВР, замороженных в США и ЕС, вопрос о реквизированных процентных платежах от «тела» ЗВР, отмена хотя бы пары тысяч из 30 тысяч санкций, отказ от поставок оружия и разведданных Украине и т. п. И их решение — ни в коем случае не повод для уступок со стороны России. Это устранение перекоса в отношениях, выход в ноль. Ноль честный и конструктивный. Иначе одна Сторона, пользуясь «гибкостью» другой, фиксирует ее стартовую переговорную позицию устами ее же переговорщиков в зоне «минусов», а свою оставляет в одних плюсах. Даже Рубио это прямым текстом прояснил, удивленный.

Соответственно, в такой переговорной конструкции одна Сторона заведомо должна стремиться всего лишь уменьшить количество минусов, а другая — поиграться с плюсами и с барского плеча позволить где-то что-то пообещать. Не так ли по сути?

Дипломатическое маневрирование для ядерной сверхдержавы возможно лишь с позиции равноправного участника переговорного процесса. Аксиома, однако.

ИсточникТелеграм
Александр Агеев
Агеев Александр Иванович (р. 1962) – видный российский ученый, профессор МГУ, академик РАЕН. Генеральный директор Института экономических стратегий Отделения общественных наук РАН, президент Международной академии исследований будущего, заведующий кафедрой управления бизнес-проектами Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», генеральный директор Международного института П.Сорокина – Н.Кондратьева. Главный редактор журналов «Экономические стратегии» и «Партнерство цивилизаций». Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...