Дядя не поможет

Сергей Глазьев

Пакет помощи МВФ недостаточен для решения неотложных финансовых проблем Украины

Восторженные речи руководства Украины по поводу подписанного с МВФ Меморандума о сотрудничестве наводят на мысль об очередном обмане общественного мнения с целью легитимации сформированного под руководством США правительства Арсения Яценюка. Предшествующее легитимное правительство Украины во главе с Николаем Азаровым долго не соглашалось с условиями предлагаемого МВФ кредита, которые оценивались как неприемлемые для избирателей и, соответственно, самоубийственные для правящей партии. В настоящей статье анализируется соответствие условий и объема предлагаемых МВФ, США и ЕС кредитов потребностям украинской экономики.

Стандартные рецепты

Меморандум, подписанный временными властями Киева и МВФ месяц назад и ставший основанием для выделения Международным валютным фондом кредитной линии stand-by в размере 17,01 млрд долларов, реализует набор стандартных реформ, превращая Украину в подобие многих других стран, отказавшихся от самостоятельной национальной экономической политики и отдавших ключевые секторы экономики в руки «западных партнеров». Специфика Украины в том, что меморандум неявно предполагает, что за стабилизацию помимо ее собственного населения заплатит Россия. Как следует из приводимых расчетов, стабилизация платежного баланса и бюджетного дефицита Украины невозможна без отказа России от своих экономических и финансовых интересов на Украине и продолжения беспроцентного кредитования поставок газа, а также новых финансовых кредитов.

Меморандум не затрагивает анализа и прогноза развития экономики и промышленности, а также внешней торговли. Он содержит пять ключевых элементов:

1. Переход через 12 месяцев после начала программы к таргетируемой инфляции 3–5% в год — уровню, «отвечающему разнице в производительности с торговыми партнерами».

2. Проведение Национальным банком Украины (НБУ) политики гибкого обменного курса.

3. Начальная стабилизация фискальной политики в 2014 году путем комбинирования мер по увеличению доходов бюджета и сокращению расходов.

4. Повышение розничных тарифов на газо- и теплоснабжение вплоть до 2018 года.

5. Повышение прозрачности финансовых расчетов НАК «Нафтогаз Украины», начало реструктуризации компании.

Как видим, пункты 1–3 являются стандартными требованиями «вашингтонского консенсуса» и сами по себе не решают проблему «двойного дефицита» (платежного баланса и бюджета), которую призван решить кредит МВФ. Реализация п. 4 уже началась: с 1 мая тарифы на газ для населения повышены на 56%, что тут же обернулось ростом неплатежей и углублением падения потребительского спроса, а это усугубит спад производства. Под п. 5, судя по информации СМИ, понимается присвоение нефтегазовой отрасли Украины отпрысками американских руководителей: сын вице-президента Байдена, а также близкий друг пасынка госсекретаря США Керри вошли в состав совета директоров крупнейшей частной украинской нефтедобывающей компании Burisma. Этот трофей, по-видимому, призван окупить личные усилия Керри и его подчиненных по организации государственного переворота на Майдане. Причем в свете проведенных параллельно с переговорами с миссией МВФ в Киеве встреч с руководством крупнейших американских компаний о передаче последним украинской газотранспортной системы о прозрачности говорить не приходится. В этих переговорах не участвовали ни «Газпром» как главный (по сути единственный) транзитер через ГТС, ни европейские компании — потребители поставляемого через Украину газа. Таким образом, еще до выделения кредитов МВФ американская верхушка стремится контролировать один из важнейших ресурсов украинской экономики.

Первый транш кредита фонда в размере 3,2 млрд долларов предоставлен Украине в первой декаде мая. Следующие будут поступать раз в три месяца до лета 2015 года по результатам мониторинга миссией фонда выполнения условий меморандума и критериев эффективности программы. В частности, устанавливается предел кассового дефицита сектора общегосударственного управления и дефицита НАК «Нафтогаз Украины», показателей чистых международных резервов, чистых внутренних активов.

В глубоком минусе

По данным Национального банка Украины, на конец 2013 года золотовалютные резервы страны составляли 20,5 млрд долларов, а к концу апреля 2014-го они упали до 14,2 млрд (см. график 1). Получается, что за первые четыре месяца года было истрачено 6,3 млрд долларов резервов, а с начала прошлого года — 10,3 млрд. Без российского кредита потери оказались бы на уровне 14 млрд долларов. Если эти тенденции сохранятся, то оставшихся резервов хватит максимум до конца лета.

Более строгий анализ текущего состояния и прогнозные оценки финансовой позиции Украины были даны в недавней работе экспертов Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, на которую мы будем опираться ниже*.

В качестве точки отсчета рассмотрим в агрегированном виде платежный баланс Украины за 2013 год (см. график 2).

Он характеризуется значительным отрицательным сальдо внешней торговли товарами и услугами в размере 15,5 млрд долларов, или 8,5% ВВП. Значительное отрицательное сальдо внешней торговли характерно для последних семи лет, начиная с 2007 года, за исключением кризисного 2009-го и посткризисного 2010-го. По мнению авторов упомянутой записки, дисбаланс внешней торговли вызван скорее структурными проблемами, чем переоцененностью валютного курса. В среднесрочной перспективе сохранится существенный минус по этой позиции, как и в предыдущие три года.

Без малого 10 млрд долларов составило отрицательное сальдо движения инвестиционных доходов, в значительной степени определяемое растущими объемами средств на обслуживание внешнего долга. Потребность во внешнем финансировании будет только увеличиваться, а снижение рейтингов Украины до преддефолтного уровня существенно повысит стоимость заимствований и обслуживания внешнего долга. Оба эти факта свидетельствуют об ухудшении сальдо движения инвестиционных доходов в ближайшей перспективе.

Как же финансировались эти две масштабные «утечки» ресурсов? Внушительную сумму — 8,9 млрд долларов, или 5% ВВП, составили трудовые доходы и трансферты из-за рубежа. Еще более значительным — почти 13 млрд долларов — был приток капитала (после событий февраля—мая в это даже как-то не верится), так что залезть в резервы Украине пришлось лишь в умеренных масштабах: продажа золотовалютных резервов ограничилась 3,6 млрд долларов.

Для прогнозных оценок платежного баланса имеет смысл рассматривать два сценария: позитивный и негативный. Позитивный сценарий учитывает уже совершившиеся события: девальвацию, рост цен на газ и проч., но вместе с тем предполагает политическую стабилизацию и нормализацию сотрудничества России и Украины. Негативный сценарий предполагает продолжение конфронтации между Россией и Украиной.

Ниже дается прогноз платежного баланса Украины на 2014 год, подготовленный Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) методом финансового программирования, обычно используемым МВФ.

Внешняя торговля товарами и услугами. Отрицательное сальдо по этой позиции вырастет в разы. Отчасти Украина уменьшит импорт, поскольку девальвация гривны на 65% с начала 2014 года приведет к некоторой корректировке реального курса (по нашим оценкам, на 10–11%; по оценкам МВФ — на 14–16%; разность между динамикой номинального и реального курса гривны поглотит выросшая инфляция). Однако рост цен на газ ухудшит платежный баланс более чем на 12 млрд долларов в годовой оценке. Кроме того, в случае продолжения конфронтации резко уменьшится украинский экспорт в Россию, а это примерно четверть всех экспортных поступлений Украины. Даже если взять консервативную оценку и уполовинить показатель украинского экспорта в Россию, то дыра в платежном балансе Украины составит 9–10 млрд долларов. Компенсировать эти потери за счет облегчения доступа украинских товаров на рынок ЕС, даже в случае доброй воли последнего, будет физически невозможно. Сколько-нибудь правдоподобные оценки увеличения украинского экспорта в Европу не превосходят 500 млн долларов в год. Ради этой символической суммы Украине предлагается пойти на добровольный отказ от валютной выручки на многие миллиарды.

Теперь попробуем спрогнозировать движение инвестиционных доходов. Отток валюты из страны в виде процентов, дивидендов, роялти и других видов доходов от иностранных инвестиций неизбежно возрастет.

Проанализируем способность украинского государства обслуживать суверенный долг в иностранной валюте. Государственный долг Украины на конец января текущего года составил 61,1 млрд долларов (вместе с государственными гарантиями — 73,2 млрд долларов). Лишь половина этой суммы (27,8 млрд) является внешним долгом, но надо иметь в виду, что часть внутреннего долга тоже номинирована в иностранной валюте. Суммарно в валюте номинировано около 60% госдолга, или порядка 36 млрд долларов. Только на обслуживание текущего валютного госдолга, согласно статистике Минфина Украины, требуется около 2 млрд долларов в год.

В начале года Украина размещала еврооблигации по ставке 7,5% годовых, позднее ставка и кривая доходности лежали в диапазоне 8,5–15% годовых. В свете снижения кредитных рейтингов в начале 2014 года до преддефолтного уровня цена заимствований растет и уже стала фактически запретительной для новых заимствований.

Можно ожидать, что иностранные инвесторы в условиях нынешней нестабильности на Украине откажутся от реинвестирования доходов в экономику страны (или присоединения процентов к сумме основного долга) и будут стремиться вывести все инвестиционные доходы за пределы страны, что увеличит сальдо движения инвестиционных доходов до минус 16 млрд долларов при неблагоприятном развитии ситуации.

Сальдо движения трудовых доходов и трансферты. Это важная статья, которая на протяжении многих лет помогала стабилизировать платежный баланс Украины. На 70% соответствующие средства — это поступления от украинских граждан, работающих на территории России. Поступления шли как в рублях РФ, так и в резервных валютах (доллары, евро). Обострение отношений России с нынешней украинской властью может привести к ограничениям на перемещение граждан двух стран через государственную границу. Это неизбежно уменьшит положительное сальдо по данной позиции при благоприятном сценарии до 8 млрд долларов. При неблагоприятном сценарии развития событий сальдо сожмется до 5 млрд долларов.

До недавнего времени удавалось закрывать дыры в платежном балансе и бюджете за счет привлечения иностранного капитала. Это были в основном короткие деньги, с помощью которых отчасти закрывался дефицит торговых операций и совершались очередные процентные платежи. Сегодня, в условиях полной неопределенности, иностранные инвесторы не будут рисковать, несмотря на политическую поддержку Западом украинского правительства. Уже сейчас они хотят побыстрее вывести из страны не только причитающиеся им доходы, но и сами активы. К ним могут присоединиться и украинские олигархи. Заинтересованы в выводе капиталов и российские инвесторы, на которых приходится около 40% прямых иностранных инвестиций в страну.

Начавшееся бегство капитала уже прослеживается в платежном балансе. За январь—февраль отток капитала составил 3,8 млрд долларов. Если темпы вывода капитала сохранятся, то до конца года отток превысит 22 млрд долларов.

Концы не сходятся

Подведем итоги. Как видно из таблицы 1, международным спонсорам придется профинансировать разрыв платежного баланса в 25–55 млрд долларов только в 2014 году при условии сохранения золотовалютных резервов Украины.

МВФ гарантирует финансирование 14–18 млрд долларов в течение двух лет, косвенно свидетельствуя, что необходимый объем финансирования составляет 27 млрд долларов. Это вдвое меньше, чем будет необходимо в случае сохранения конфликта украинского руководства с Россией.

Конечно, оказать финансовую помощь Украине готов не только МВФ. Календарь передачи Украине финансовой помощи разработало руководство Евросоюза. Пакет помощи ЕС можно условно оценить в 1,6 млрд евро, речь идет о макрофинансовой помощи в размере 610 млн евро и о миллиарде евро для стабилизации финансовой ситуации на Украине в 2014 году.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) готов выделить кредиты в размере 5 млрд евро до 2020 года под конкретные проекты на рыночных условиях.

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) проинформировал о намерении дополнить пакет поддержки Украины долгосрочными кредитами объемом до 3 млрд евро до 2016 года.

Всемирный банк предоставит Украине до 3 млрд долларов в 2014 году, из них 2 млрд — в рамках уже существующих проектов, сообщается на официальном сайте организации. Один миллиард из трех страна получит, если правительство согласится на проведение экономических реформ.

По результатам встречи с руководством Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций (MIGA), которое является одной из организаций группы Всемирного банка, была достигнута договоренность, что агентство поддерживает свой портфель на Украине по обеспечению политических рисков для иностранных банков на уровне 700 млн долларов.

Банк международных расчетов решил увеличить объем первого транша многосекторного проекта бюджетной поддержки Украины с 500 млн до 750 млн долларов. Министерство экономического развития и торговли рассчитывает на предоставление Украине Банком международных расчетов трех системных займов по 500 млн долларов каждый в мае и октябре 2014 года, а также в январе—феврале 2015-го.

Япония заявила о предоставлении Украине экономической помощи в размере 1,5 млрд долларов после достижения Украиной соглашения с МВФ об экономических реформах. По словам представителя японского правительства, 1,1 млрд из этих денег будет предоставлено в качестве кредитов под низкий процент.

Исключительную «щедрость» проявили США. Подписано Соглашение о гарантиях заимствования между Украиной и Соединенными Штатами Америки, а именно с Агентством США по международному развитию (USAID), предусматривающее предоставление экономической помощи Украине в виде кредитных гарантий на 1 млрд долларов для выполнения обязательств по государственным внешним заимствованиям Украины в 2014 году. Реализация положений настоящей гарантии будет возможна путем выпуска еврооблигаций Украины на соответствующую сумму.

Потолок внешних финансовых вливаний от всех официальных кредиторов составит 18,5 млрд долларов в текущем году и еще 12,9 млрд в 2015–2016 годах (см. таблицу 2).

Даже если все обещания Запада будут выполнены, для сведения платежного баланса Украины понадобится более 23 млрд долларов. Если не найдется желающих поверить в скорое экономическое чудо на Украине, то страна будет вынуждена потратить все свои золотовалютные резервы, чтобы элементарно свести концы с концами даже при благоприятном развитии ситуации по базовому сценарию, а при неблагоприятном обречена на дефолт.

И речь идет лишь о латании финансовых дыр. Если же учесть накопленный объем недоинвестирования в основной капитал Украины за два десятилетия независимости, то сумма необходимых вложений в экономику страны оценивается экспертами ЦИИ ЕАБР в 300 млрд долларов.

Американский кнут и пряник

Итак, объявленный МВФ и другими официальными кредиторами пакет финансовой помощи Украине явно недостаточен для стабилизации макроэкономической ситуации. Средств МВФ едва хватает на рефинансирование выплат по внешним долгам — до 12 млрд долларов (без задолженности за российский газ). Не хватит их и на покрытие дефицита госбюджета (9 млрд долларов) и госкомпаний (5 млрд). Средств МВФ недостаточно для увеличения размера необходимых валютных резервов и стабилизации курса гривны. С учетом нарастающей дезорганизации хозяйства страны, бегства капитала и разрыва кооперационных связей с Россией падение ВВП Украины в текущем году ожидается на уровне не менее 10%, а не 5%, как считает МВФ. Все это делает крайне иллюзорными прогнозные параметры программы МВФ (рост ВВП на 2% в 2015 году, инфляция 3–5%, стабилизация курса гривны и проч.).

Невозможность достижения целевых параметров программы предоставления кредита МВФ может привести к ряду неблагоприятных последствий. Вашингтон будет оказывать давление на руководство Украины, добиваясь проведения желательного курса экономической политики для предоставления очередных траншей кредитов, ссылаясь на невыполнение контрольных параметров. А после достижения определенных политических целей кредиты вообще не будут предоставлены под предлогом невыполнения целевых показателей.

Примером таких действий служит заявление МВФ уже через шесть дней после подписания меморандума: при утрате правительством Украины контроля над юго-восточными территориями программа выделения помощи будет пересмотрена. Таким образом, уже сейчас начинают проявляться элементы шантажа, которые подталкивают нынешнее руководство к преступным действиям, применению вооруженных сил против населения с целью восстановления контроля над территориями.

«Риски, связанные с программой, высоки. В частности, дальнейшая эскалация напряженности в отношениях с Россией, а также неспокойная ситуация на востоке страны обусловливают значительный риск для перспектив экономической ситуации. Неуклонное и энергичное введение мер экономической политики с одновременным сохранением широкой общественной поддержки реформ играют определяющую роль в обеспечении успеха программы, которая разблокирует значительные объемы международной помощи из официальных источников и обеспечит приток частного капитала», — цитирует слова директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард пресс-релиз МВФ.

Однако рассчитывать на широкую общественную поддержку реформ, навязываемых МВФ, может только фантазер. Эти реформы предусматривают:

— замораживание минимальной заработной платы и зарплаты первого тарифного разряда на уровне начала 2014 года;

— приостановку индексации пенсий с марта 2014-го;

— введение нового порядка расчета официального валютного курса;

— введение единой ставки акциза на дизельное топливо, что повлечет за собой рост цен на этот вид топлива на 68%, а на бензин — на 60%;

— повышение тарифов на газ и теплоснабжение для населения — соответственно на 56% с 1 мая 2014 года и на 40% с 1 июля 2014-го. Повышение на 40% тарифов на газ и отопление для конечных потребителей планируется в мае 2015 года. В дальнейшем тарифы на газ и отопление будут повышаться на 20% ежегодно 1 мая вплоть до ликвидации убытков НАК «Нафтогаз Украины» в 2018 году.

Реализация этих планов приведет к росту тарифов на услуги ЖКХ на 40–70%. При этом, как уже упоминалось, предполагается замораживание зарплат работников бюджетной сферы и пенсий. Нет сомнений, что следствием этих мер станет подрыв платежеспособности населения. Уже сейчас отмечается резкое падение уровня собираемости платежей, которые по услугам ЖКХ опустились в ряде областей до 50%, а по оплате газа — до 30%.

Столь резкое повышение тарифов на энергоносители автоматически приводит к повышению цен по всем технологическим цепочкам, что приведет к ускорению инфляции, а не к ее замедлению, как прогнозирует МВФ.

Итак, подписанный меморандум исходит из придуманной реальности, смоделированной в политических целях убеждения населения Украины в чудодейственности западной помощи, которая должна обеспечить подъем экономики и уровня жизни. На самом деле МВФ планирует увеличение налоговой и тарифной нагрузки для населения и создание суперблагоприятного климата для иностранных инвесторов без реальных мер по развитию экономики. Очевидно, что истинная цель фонда — переход к модели внешнего управления экономикой Украины в интересах иностранного, прежде всего американского, капитала. Под угрозой отказа в кредитах правительство Украины будет вынуждено соглашаться на любые условия, как это делало российское правительство в 1990-е. Несомненно, что и последствия будут те же: деиндустриализация и деградация экономики, обнищание населения.

Единственный способ предотвращения социально-экономической катастрофы — разработка совместной российско-европейской программы помощи модернизации и развитию экономики Украины с общим объемом привлекаемых инвестиций не менее 200 млрд евро до 2020 года. При этом должен быть оптимизирован режим торгово-экономического сотрудничества Украины с ЕврАзЭС и ЕС. Эта оптимизация должна предусматривать вступление Украины в Таможенный союз и ЕЭП с Россией, Белоруссией и Казахстаном с одновременным созданием преференциального режима этого интеграционного объединения в ЕС.

Разумеется, необходимое условие реализации этой программы — прекращение гражданской войны, развязанной самопровозглашенной киевской властью, а также выход европейских политиков из подчинения Госдепу США, который натравливает их на Россию.

Эксперт 2014 № 23

Сергей Глазьев
Глазьев Сергей Юрьевич (р. 1961) – ведущий отечественный экономист, политический и государственный деятель, академик РАН. Советник Президента РФ по вопросам евразийской интеграции. Один из инициаторов, постоянный член Изборского клуба. Подробнее...