Инвестиции в образование
Шамиль Султанов
Современный мир переходит на качественно новый уровень, на котором, наряду с новейшими технологиями, ключевую роль начинает играть «человеческий капитал». О грозящем России интеллектуальном банкротстве, и способах его предотвратить, размышляет обозреватель WordYou.ru Шамиль Султанов.
Как захватить будущее?
Существует прямо на наших глазах парадокс. Очень наглядный и крайне важный, но почему-то его не замечают, или стараются не замечать. Можно сказать и иначе: есть одно очень заметное, и почти антагонистическое противоречие, без понимания и разрешения которого судьба России уже в ближайшие несколько десятилетий может оказаться печальной или даже трагической.
Итак, с одной стороны, нынешняя цивилизация вступает или уже вступила в шестой технологический уклад. Соответственно страна, или государство, или народ, которые опоздают к такому переходу, или не смогут это сделать, вообще рискуют оказаться на задворках истории. А то и полностью вылететь из этой самой истории.
Шестой технологический уклад – это не просто некая сумма или даже система новых и новейших технологий. На самом деле, речь идет о кардинальном переформатировании социальных, политических, экономических, культурно-психологических условий человеческого существования.
По своей революционной значимости такой переход можно сравнить с решающими цивилизационными изменениями, которые последовали за изобретением колеса. Некоторые эксперты утверждают, что на судьбу современного человечества особое влияние оказали две удивительные технологические вехи – приручение огня и изобретение колеса.
Важнейшая особенность социума, который возникнет в результате формирования и развития шестого технологического уклада – резкое и качественное возрастание значения «человеческого капитала», во-первых, по сравнению с предыдущими периодами, а во-вторых, в широком смысле по сравнению со значимостью финансового капитала, природных ресурсов, использованием различных типов энергии и т.д.
Ключевым компонентом, «ядром человеческого капитала» является креативность, творческий потенциал того или иного общества. Соответственно, в условиях неизбежного обострения глобальной борьбы за выживание в XXI веке наилучшие шансы получат те нации, те государства, те народы, те социальные, этнические и региональные группы, которые выработали особые, уникальные технологии развития креативности, повышающие их системную конкурентоспособность на глобальной арене.
Пора выходить из средневековья
Парадокс же возникает тогда, когда мы сравниваем «то, что должно быть», с тем, что «есть сейчас».
А в настоящее время происходит глобальная интеллектуальная деградация, массовое и широкомасштабное отупление, причем практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Этот прискорбный процесс особенно наглядно виден при сравнительном временном сопоставлении с тем, что было, например, тридцать-сорок лет назад.
Национальные элиты, власти и правительства делают такие невообразимые ошибки при принятии важнейших решений, которые были совершенно невозможны еще в 80-е годы. От многих высокопоставленных собеседников в разных странах я слышал жалобу на отсутствие лидеров со стратегическим мышлением. Возьмите решения американской элиты о вторжении в Афганистан и Ирак. Их в Америке сегодня называют катастрофическими для США.
А сравните качество открытой, ежедневной реальной аналитики в нынешней России или в США с теми материалами, которые готовились в 70-е и 80-е годы прошлого века в Советском Союзе и той же Америке, и появлялись в специальных СМИ. Как говорится, «почувствуйте разницу».
Деградация охватила аналитические и прогнозные материалы, которые готовятся разведслужбами самых различных стран.
Широкие массы населения в Азии, Америке, Европе, России теряют способность к основным компонентам здравого смысла: пониманию не самых сложных текстов и обдумыванию достаточно рельефных событий, критическому анализу поступающей извне информации, формированию собственной картины мира.
Все новые и новые десятки и сотни миллионов людей на глазах превращаются в своего рода информационных зомби. Самый наглядный и показательный пример – как многие миллионы во всем мире поверили и продолжают верить официальной версии событий 11 сентября 2001 года. Эта версия оказалась настолько, по прошествии времени, грубо сработанной, что должна была бы вызвать тотальное отторжение. Но на самом деле она остается символом глобальной интеллектуальной деградации.
В отсутствии мозгов наблюдается еще и их утечка
Что же касается России, то, с моей точки зрения, основными причинами такой деградации страны являются шесть следующих факторов.
Во-первых, и это самое главное, разрушение традиционных систем образования – среднего, высшего и специального. Речь идет также о неспособности руководства страны сформировать общенациональную систему непрерывного образования, которая требуется именно для шестого технологического уклада.
Во-вторых, это отсутствие в российском социуме креативных механизмов формирования новых массовых когнитивных моделей обработки все более усложняющейся информации. По-простому это означает, что десятки миллионов россиян не способны воспринимать и оценивать все более усложняющуюся действительность, примитивно реагируя на изменения.
В-третьих, происходит размывание базовых ценностных критериев анализа информационных массивов. То есть, ради чего собственно и надо анализировать растущий по экспоненте поток информации.
В-четвертых, это влияние Интернета, распространение «интернет-поведения» как фактора, воспроизводящего массовый идиотизм.
В-пятых, «утечка мозгов», когда ежегодно из России навсегда уезжают десятки тысяч наиболее талантливых людей.
Наконец, в-шестых, усиливается размывание остатков общенациональной интеллектуальной элиты. И это связано, прежде всего, с тем, что в общественном сознании самые различные виды интеллектуальной деятельности перестали быть престижными.
Верните в школы Учителя
Самой опасной по долгосрочным последствиям является деградация общенациональной системы образования в России. Дело в том, что именно эта система формирует или не формирует базовый «человеческий капитал».
Статистические модели показывают, что из каждой сотни детей только трех – пятерых можно отнести к действительно талантливым, действительно носителям креативности. То есть, в идеале из каждого миллиона школьников страна может получать 50 тысяч талантливых творцов. У нас сегодня в стране 13 с лишним миллионов школьников, то есть, потенциально это более 650 тысяч креативных личностей. Но никто не задумывается о том, сколько реально творчески мыслящих людей ежегодно вливается в российское общество, и что там с ними в дальнейшем происходит.
Во-первых, если этих пятерых особых учеников не поддерживать, то в лучшем случае к окончанию школы останется только один, способный в дальнейшем к реальной креативности.
А во-вторых, если в социуме отсутствует реальный запрос на креативность, то и этот последний талантливый школьник может оказаться никому не нужным.
Для России именно система среднего образования является решающей (но не единственной) для исторического выживания.
А где здесь ключевое звено, «ухватившись за которое»…?
Во-первых, это социально-экономический фактор. В России на образование, в том числе среднее, тратится гораздо меньше, чем на Западе. Поэтому среди учителей вы вряд ли найдете богатых людей. А в буржуазном обществе это, конечно, напрягает.
Во-вторых, это проблема престижности профессии учителя в общественном сознании. Да, в Советском Союзе учителя тоже были не ахти какие богатые, но, тем не менее, господствующая идеологическая система заботилась о том, чтобы официально поддерживать статус и престиж учителя. Сейчас же быть учителем – это удел неудачника.
В-третьих, это культурно-психологический фактор, который мне представляется особо важным именно на нынешнем этапе. Речь идет о том, что в системе среднего образования у нас работает непропорционально много людей, которые по разным причинам не просто не любят, а даже ненавидят детей.
В прошлом году в нескольких российских областях были проведены прожективные опросы, которые показали, что как минимум 20 – 25 процентов учителей не любят свою профессию, чувствуют себя ущербными в школьных классах, и соответственно, ненавидят детей, которых обучают.
…Поэтому, отвечая на традиционный российский вопрос «с чего начать?», надо откровенно сказать: общество должно позаботиться и дать другую и более хорошо оплачиваемую работу этой четверти российских учителей, освободив тем самым от наших детей.
wordyou.ru 5.06.2014