О мистралях и французском мнении
Наталия Нарочницкая
– Наталия Алексеевна, недавно вы побывали на верфи Сен-Назер, где согласно контракту, заключенному в 2011 году, строятся для России два вертолетоносца «Мистраль». Вокруг этого контракта сегодня бурлят страсти, как и вообще вокруг антироссийских санкций Запада. Расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях.
– Да, это было незабываемое впечатление! Мы с моей сестрой Екатериной Алексеевной Нарочницкой, руководителем портала «Перспективы. Инфо», были во Франции, встречались с людьми, и вдруг наши друзья – патриоты и Франции, и России Жиль и Надя Реми позвонили и пригласили в Сен-Назер на встречу с капитаном «Мистраля»! От такой возможности дух захватило, и, быстро поменяв все планы, найдя маленькую гостиницу в Бретани по Интернету, мы на машине выехали в Сен-Назер! Группа CIFAL Жиля участвует в проекте, и через нее даже было обеспечение переводчиками экипажа наших моряков, прибывших во Францию для освоения этих вертолетоносцев. Как же наши друзья переживают вместе с нами за судьбу «Мистралей»! Как возмущаются санкциями! Жиль хотел сделать приятное переводчикам – их много, и чисто по-русски вывез всех на автобусе на берег маленькой заводи и устроил нам праздник.
Корабль «Владивосток» – это, конечно, незабываемое зрелище: по фото трудно представить, насколько он огромен. Разговаривали с нашими моряками, которые свободно подходят к ограждению и готовы побеседовать с людьми. Ежедневно у них построение, и люди приходят поглазеть на зрелище. Моряки разного возраста со всех концов России, добродушные, спокойные, признались, что соскучились по женам и своим любимым девушкам! Кстати говоря, в городке, который вырос вокруг верфи и полностью зависит от ее работы и успеха, несколько нервозно ожидали нашествия русских моряков (по сообщениям СМИ, прибыло туда 200 человек), потому что здесь знают, как ведут себя в увольнениях американские моряки: пьют, шумят, «отдыхают», не стесняясь, одним словом. Так вот, наши оказались образцово-показательными: вежливые, аккуратные, скромные, в увольнении — зайдут в магазин только за бутылочкой вина или пива, за каким-нибудь французским пирожком, в кафе посидят.
На сам корабль нас, конечно, не пустили, это же военный объект. Даже чтобы просто попасть в ту зону на берегу, надо показать паспорта, данные которых переписывают. Я сделала несколько любительских фото.
А какое впечатление от нашего капитана Андрея Салошина!. Ему около 40 лет, он вырос в Севастополе, где служили его родители, но сам служил потом на других флотах. Я много с военными общаюсь, и всегда отмечала особый лоск морских офицеров! Пожалуй, они наиболее сдержанно-галантные, в них есть какой-то офицерский рыцарский дух. Они элегантны, брюки всегда наглажены. Помню в начале 90-х я сражалась за «русский Севастополь», участвовала в работе Комиссии Верховного совета по определению статуса г. Севастополя, печатала пламенные статьи в газете «Вечерний Севастополь» и не раз входила в кабинет Верховного совета, где сидели севастопольские моряки и даже сам адмирал Игорь Касатонов! Как они все встанут, вытянутся, приветствуют, даже руку поцелуют! Ну, просто как в старинном Офицерском собрании!
Мы долго беседовали, ужинали вместе с капитаном и его подчиненным и нашими французскими друзьями. Капитан умело и сдержанно отвечал на вопросы, даже не заметишь, как ловко обходил закрытые темы – высший дипломатический пилотаж! Ему, такому на мой взгляд, еще молодому капитану 1 ранга будет доверено привести этот корабль к нам в целости и сохранности. Вот 13 сентября уже поступило сообщение, что «Владивосток» вышел на испытания в море…
А второй вертолетоносец, как известно, именуется «Севастополь». Название было взято ещё два года назад, когда никто не предвидел последующих событий. Сейчас это звучит символично и, наверно, может стать дополнительным препятствием для передачи его России.
– А сами французы в Сен-Назере как к этому вопросу относятся?
– Конечно, в самом городе все понимают (и мэр города прямо-таки трепещет), что для экономики Франции разрыв этого контракта стал бы колоссальным ударом, для отрасли – катастрофой, а для города и верфи просто полным разорением. Они и выжили-то в кризис благодаря этому заказу. Бизнесмены отрасли говорят о возможных огромных репутационных издержках. Ведь Франция занимает одно из ведущих мест в реализации военных заказов и экспорте вооружений. Что подумают потенциальные заказчики (например, Индия), если из-за общей политической ситуации может быть невыполненным такой контракт, и только потому, что кто-то нажимает из-за океана… Так что в Сен-Назере об этом открыто говорят все. Хотя и промайдановские активисты приезжают периодически в городок из других мест и пикетируют. В прессе пишется и о большой неустойке, помимо возврата уплаченных денег, а если Россия подаст еще потом в арбитражный суд (а мы имеем полное право и обычно так бывает), ещё дополнительные огромные штрафы последуют, общая сумма может быть более 3 млрд!!! Верфь разорится, и тысячи людей там и по всей Франции, на предприятиях сопутствующих элементов, потеряют работу.
После неуклюжего заявления Олланда от профсоюзов пошли очень неприятные сигналы, и он понял, что может потерять последнюю поддержку сам и сильно подорвать позицию социалистов. А рейтинг у него и его партии и так позорно низкий.
– И всё-таки, какое складывается мнение: будут «Мистрали» поставлены или нет?
– Вот сейчас пишут, что эти страсти затихают, что президенту Олланду перед саммитом НАТО надо было что-то перед американцами сказать, и он сказал, а потом даже официальный Елисейский дворец интерпретировал это как некое его личное мнение. Профсоюзы сразу встали на дыбы, и, конечно, бизнес-сообщество категорически против. Что касается консерваторов, неоголлистов, то они и вовсе против санкций и против политики Брюсселя, за нормализацию отношений с Россией. Но мы знаем, как властям могут выкручивать руки, как задействуются различные рычаги давления из-за океана и через НАТО.
Нарочницкая.ru 16.09.2014