ЗВЕНО НЕПРЕРЫВНОЙ РУССКОЙ ИСТОРИИ

Перед заседанием Изборского клуба в Брянске, куда приехали именитые гости, произошло знаковое событие. Неподалеку от Вщижа на месте древнего кургана освятили часовню. Она стала данью памяти всем, кто погиб за родную землю, и свидетельством преемственности русской истории. Именно непрерывности истории и было посвящено заседание историков, политиков, экономистов, сеятелей разумного, доброго и вечного. На этот раз присутствовали и представители Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС), который возглавляет Патриарх Кирилл

Российский общественный деятель, член Изборского клуба, руководитель аналитического центра «Копье Пересвета» Олег Розанов, который организовал заседание и вел его, представил удивительного человека – протоирея Андрея Новикова. Многие в России уже знают о нем. Сейчас он служит в Храме Животворящей Троицы на Воробевых горах в Москве, где принимал не так давно Владимира Путина, а ранее отец Андрей служил в родной Одессе.

— Однако ему пришлось покинуть город и Украину, иначе он оказался бы в застенках СБУ, — пояснил Олег Розанов.

Отец Андрей сказал, что на заседании Изборского и ВРНС чувствует себя в своей среде. Иначе было в Одессе:

— Горько, что на Украине сейчас взращивают фашистское чудовище.

Далее протоиерей начал рассуждать о непрерывность истории. Это понятие проходит мимо людей до тех пор, пока не оборачивается изломами сознания. В самом деле, кого в обычной жизни занимает эта сложная материя? Должна ли занимать? История, конечно, непрерывна, как непрерывна жизнь, но история как отражение этой жизни, как наука или — в некоторых случаях — шарлатанство таит в себе загадки, подвохи, черные дыры, искажения, которые в итоге становятся инструментами нынешнего идеологического противостояния. Это российские мыслители и пытались доказать во время заседания клуба.

Отец Андрей высказал и свою мысль:

— Непрерывность истории имеет и географическое измерение. От России отрубили коренную часть — Малороссию. Я жил в Одессе, где ценности русского мира были естественными и неотъемлемыми. Мы жили в русском мире. Но появился украинский проект. Его суть: мы – антироссия, антиправославие, антисправедливость. Но антиправославие – это царство антихриста и подготовка глобального антипорядка. Создается «украинство» — гражданин Коломойский выдвигает хасидов, навязывается униатство. Верой «украинства» стали казацкие шаровары, иконка в углу и Шевченко. Украинопоклонничество их религия. Сейчас именно на Украине решается судьба русского мира, говорю это без пафоса.

Слова протоиерея о коренной части русского мира, которая вдруг оказалась за границей, переворачивают представления о том, что происходит сейчас на территории бывшего СССР. Получается, и сами украинцы сейчас теряют коренную часть русского мира, ибо она перестает быть таковой в разорванном состоянии. С этим выводом перекликаются слова Олега Розанова, который рассказал об освящении часовни перед Вщижом:

— Она стоит у древнего кургана, где из одного корня выросли семь берез. Строили часовню с молитвой о русском воинстве. Это было достойно, прозвучала симфония духовной и светской власти.

И снова – о корнях и неразрывности. Или, вернее, попытках расчленить историю, разрубить корни семи берез, которые уходят к одному истоку. Известный российский философ Виталий Аверьянов признал, что наша историческая наука оказалась в сложном положении, так как пошла по пути специализации, что чревато утратой целостного взгляда:

— Как исправить это? Наука ли она? Или это дань позитивистской картине мира, когда все пытались подогнать под математические формулы?

Аверьянов сказал, что ответы помогает искать мнение одного из французских мыслителей, который утверждал, что история имеет эстетическую сторону. Если историк обладает вкусом к эпохе, он определит, принадлежит ли к тому или иному времени артефакт, даже поступок некой личности:

— Непрерывность истории определяется тем, кто на нее смотрит. Если нет целостности взгляда, история России распадается на тысячи фактов. История – метод познания жизни, и в нем есть художественное начало. Карамзин многое исказил в эпохе Ивана Грозного и описании самого царя, но, с другой стороны, его «История государства Российского» заставила многих искать свои корни. Но и образ Грозного он исказил потому, чтоб был страстным писателем. Любовь тенденциозна. Или другой пример – Лев Гумилев. Он был носителем дара слова и привлек внимание к истории, заставив по-новому смотреть на цивилизацию. Если мы разрываем историю, то возникает, как и в психологии, болезненное сознание.

Виталий Аверьянов разработал концепцию трех Смутных времен России – их Александр Проханов называет черными дырами. Недавно мы пережили третье смутное время.

— Опыт преодоления таких обморочных состояний нужно зафиксировать в той же методологии, — призывает Виталий Аверьянов. – Надо понять, что история России развивается как симфония отрицания и восстановления. После смуты происходит самораскрытие русского характера к высшей точке.

Однако, говорит философ, Запад не желает признавать путь России применяя методологию двойных стандартов:

— Иначе западная цивилизация не может справиться с более молодой. Но прямое столкновение не приводит к победе, потому появляется западническое начало в России. Оно пытается доказать, что где-то есть лучшее и высшее, и пытается пересадить это на русскую почву. Ущербность такого начала очевидна, но вся история вращается около этих трех начал. И осознание их полезно.

Смута может вернуться, предупреждает Виталий Аверьянов:

– Нельзя забывать эпоху Сталина. Никто не помышлял, что страна развалится, но пятая колонна действовала, готовила новое смутное время. Есть полемические ходы, чтобы сбить человека с толку. Даже единомышленники пытаются одну эпоху унизить другой. Если говорят о социализме, то упоминают только пустые полки. Или наоборот: поражению Российской империи в русско-японской войне противопоставляют полеты в космос при социализме. Но сравнивать несопоставимое нельзя, иначе это игра краплеными картами.

О том, играют ли такими картами союзники России, рассказал депутат Госдумы Виктор Малашенко. Он вспоминает о своем детстве, проведенном на погарском хуторе:

— В доме был портрет деда, который служил в царской армии. И друг мне говорил: «Это же плохо, что он служил у царя». После событий 1991 и 1993 годов я уже иначе все представлял, понимая, каково было офицерам царской армии после революции. На мой взгляд, если мы хотим не допустить непрерывности истории, то начинать надо со своей семьи, с ее архива. Понятно, что, разорвав историю, от нас хотят оторвать Украину. Но настораживающие перемены происходят и в Белоруссии, где я работал советником посольства. На 9 мая сотрудники правоохранительных органов Белоруссии запрещали носить Георгиевские ленты под тем предлогом, что они якобы стали символом «сепаратистов». В газете опубликовали мой снимок, я был представлен как «колорад». В школьных учебниках Отечественная война 1812 года уже не Отечественная, а некое событие, в котором пострадал белорусский народ. В соседнем государстве тоже работает пятая колонна. Начинается наступление на русский язык. Станции метров объявляются на белорусском и английском, а как же русский, который там признан официальным? На мой взгляд, в Минске правящая элита смыкается с националистами.

Малашенко сказал, что на брянские встречи надо обязательно приглашать представителей Украины и Белоруссии. По мнению Олега Розанова, вырабатывая внешнюю политику Россия не должна ставить на олигархат:

— Надо навести порядок в собственном доме. тогда никого не нужно будет заманивать. Грузины в свое время десять раз просились в состав России, даже взятки чиновникам давали. Начать надо с себя, но в элиты нужно вкладываться, чтобы не потерять влияние.

Эту тему развил общественный деятель и меценат Серей Ушкалов. Он сделал любопытный доклад о шараханьях украинской элиты времен Переяславской Рады. Присяги и предательства, попытки найти богатых покровителей, угнетение православия – всего это, по словам Сергея Ушкалова было предостаточно в тогдашней Малороссии. И как сильно история периода Богдана Хмельницкого напоминает нынешнюю Украину: предательство своего народа, желание выслужиться перед заокеанскими покровителями и мгновенно разбогатеть. Выступление Сергея Ушкалова будет опубликовано отдельно – полезно задуматься над историческими параллелями.

Известному российскому экономисту Андрею Кобякову пришлось говорить не только об истории и патриотизме, который он называет первой потребностью любящего свою Родину человека, но и о курсе доллара:

— Патриотизм позволяет себя ощущать в истории творения Града Божьего. Когда прошлое начинают демонизировать, искажать, порождаются изломы сознания. Неразрывность времен, как сказал отец Андрей, связана с неразрывность географического пространства. Если забываем историю, то у нас нет основания считать это пространство своим. В процесс истории синтез позволил определить русскость как основополагающую категорию. Нельзя сегодня разыгрывать карту противостояния — белого и красного, иначе можно потерять другие части земли. Разрывность истории стала инструментом разрушения. К нему же ведет непримиримость исторических трактовок.

Очень интересным оказался поворот мысли Андрея Кобякова, когда он перешел к примерам и сказал, что расстояние можно измерять и в километрах, и в часах. Сокращаемое время укрепляет единство страны. Удивляет?

— В советское время был действительно дешевый транзит, и неспроста: поездки, связи укрепляют страну. Конец девятнадцатого века в России ознаменовался бурным строительством железных дорог, которыми мы пользуемся до сих пор. Благодаря этому и Сибирь стала доступной. Но почему в Испании, которую еще недавно называли отсталой страной, строят скоростные поезда, а мы добираемся из Москвы до Брянска за четыре с лишним часа? Для нас развитие железных дорог актуальнее, чем для Германии. России нужна программа развития транспорта. Сырьевое развитие экономик исчерпало себя. У нас есть возможности кредитной эмиссии под крупные проекты, но у нас эмиссионный центр не работает. Все – в угоду доллару, даже рубль стал перекрашенным долларом. Сейчас позарез нужны инфраструктурные проекты. Транспортная доступность меняет конфигурацию производительных сил. Это была бы ключевая задача, но нельзя решать краткосрочную задачу краткосрочными методами. Развитие железных дорог должно потянуть за собой многие отрасли.

Естественно, собравшиеся не могли не спросить у известного экономиста, что будет с рублем. Он предвидит новый глобальный кризис в следующем году. Дефляционный шок, сжатие начинается со снижения цен на сырье. Рубль привязан к доходности экономики, и при снижении доходов он будет падать. До каких размеров?

— Надо понять, насколько упадет в цене нефть. В январе 2009 года ее стоимость рухнула со 140 до 36 – 38 долларов за бочку. В этот раз точка начала падения была иной – 105 – 108 долларов, то есть рынок не был перегрет. Повторения цены в 36 долларов не будет, так за эти годы в экономику было впрыснуто немало денег. Цена нефти не опустится ниже 50 – долларов.

По мнению Андрея Кобякова, эта взаимоувязка цены нефти и курса валют не позволит рублю упасть ниже 60-долларовой отметки.

Член правления ВРНС Андрей Дудовцев призвал осознать, что навязываемая всему миру англо-саксонская модель экономики на самом деле лишь усугубляла положение тех стран, которые слепо подчинялись западным советчикам. И напротив, когда Китай обратился к своей модели, там начался бурный рост, как и в некоторых странах Латинской Америки.

Руководитель аппарата ВРНС Олег Костин сказал, что Собор мог бы открыть в Брянске свое отделение, так как его позиции и идеи Изборского клуба схожи. По его мнению, Брянск может стать площадкой для общения представителей России, Украины и Белоруссии:

— Надо не только дискутировать, но и действовать. Наш интеллектуальный класс приобрел опыт, теперь надо перейти в реальную жизнь. ВРНС решил, что нужно создавать русские культурные центры. Такой центр предлагаем создать и в Брянске. Интеллектуальный разговор нужно перевести на домохозяек, чтобы им тоже было понятно то, о чем мы спорим. И вот здесь важно взаимодействие с вузами, со студентами.

Олег Розанов пообещал помочь в создании отдела ВРНС в Брянске:

— Наш город становится одним из центров общественной мысли России, и нам нужна обратная связь. Мы верим в чудо русской истории. Иначе незачем было бы строить храмы, собираться и обсуждать пути развития России. Мы верим в то, что Господь все управит.

Брянские новости, 4.12.2014