Момент исторического водораздела
Олег Розанов
На форуме из уст Святейшего прозвучали важнейшие тезисы, которые позволят нам обеспечить синтез непрерывности русской истории и русских смыслов, те слова, которые должны определять будущность российского государства, российского народа. Он сформулировал это в 5-ти словах: «Вера. Справедливость. Солидарность. Достоинство. Державность». Если мы будем следовать этим принципам, то, как государство мы состоимся и приумножимся, и нас будут ждать великие исторические судьбы и свершения. Если мы откажемся от нашей веры, от справедливости, солидарности, достоинства и державности, мы растворимся в истории. Я уверен, что этого никогда не случится, потому что наш народ умеет слушать своих духовных вождей, духовных учителей, и следовать их правилам и предначертаниям.
— Олег Васильевич, нам стало известно, что совсем недавно Вы вернулись из Москвы, где состоялось XVIII пленарное заседание Всемирного русского народного собора, на котором с программной речью выступил святейший Патриарх Московской и всея Руси Кирилл. Скажите, пожалуйста, что произвело на Вас особенное впечатление?
— Это огромное знаковое событие в общественной жизни России. И проходило это мероприятие под лозунгом: «Единство истории. Единство народа. Единство России». Как вы понимаете, на сегодняшний день наше единство — это не метафора, это вопрос национального выживания, государственного бытия. Я считаю, что в данной политической ситуации, международной, геополитической, наше единство останавливает вражеские силы против явной широкомасштабной агрессии в отношении нашей страны. Пока русский народ, российские народы, проживающие в одном государстве, едины — это представляет непреодолимое препятствие для наших врагов. Этот кулак может снести любые преграды. Наша история доказывала, что когда поднимается народ, когда он един с властью, с церковью, нам не страшны любые враги. В 1812 году Наполеон вместе с объединенной европейской армией, в которой французы составляли меньшинство, пришел в Россию. И только единство русского, украинского, белорусского и других народов, населяющих империю, позволило победить в той войне. Мы по сей день считаем, что это была русско-французская война, что в корне неверно. Это была война объединенной Европы против русского мира. И мы выстояли. В 1941 году ситуация повторилась. Проект англосаксов, который назывался «Гитлер», осуществил агрессию против русского мира. К нам пришла объединенная Европа. Французские легионы, голландские, итальянские, румынские, венгерские, чешские, практически вся Европа пришла в Советский Союз, в историческую Русь. И опять единство народа, единство власти позволило победить.
Сейчас очень интересный момент в нашей истории: наше общество атомизировано, поделено на сословные, имущественные и другие разделительные полосы. В этой ситуации все почувствовали, что необходимо единение, потому что наша жизнь может в один день быть нарушена, и может произойти катастрофа. Пример Украины отрезвил очень многие умы. Люди думали, что нас это не касается, что с нами этого не может произойти. Телевизионная картинка в Ливии, в Ираке, в Сирии — это все было очень далеко, это не было похоже на реальность. Но когда мы видим эту картинку из Киева, из Донецка, Луганска, мы понимаем, что это уже наша история, это наше бытие. И Всемирный русский народный собор попытался ответить на этот вопрос, попытался сказать: «А что нас ожидает? Как нам в этой ситуации быть?» И святейший Патриарх в своем выступлении сказал, что наше единство — залог нашего существования в этом мире. Он сказал, что нация должна быть и в торжественные годовщины вместе, и в печальные дни, в трагедии. И все это мы должны вместе переживать. У нас должно появиться общее чувствование, общее понимание нашего быта, нашей жизни, нашей истории, потому что в единстве истории заключается наш национальный тип, тип русского человека. Мы ментально образовываем единое духовное поле.
На Всемирном русском народном соборе выступил верховный муфтий России. И он говорил очень важные вещи о том, что надо объединить усилия традиционных конфессий, составляющих основу российской государственности, российской ментальности. В словах Муфтия прозвучали мысли о том, что когда в российском государстве хорошо русскому народу, то хорошо и всем остальным народам. Когда здоров русский народ, здоровы все другие народы России. Это признание особой роли русского народа, становления российского государства очень важно, особенно когда оно звучит из уст главного муфтия России.
Эти вещи, которые происходили на Всемирном русском народном соборе, они во многом носили метафизический характер. Чувствовалась неразрывность судеб всех народов, живущих в России, и готовность к жертвенности во имя своего государства, во имя своих святынь, своих идеалов, своих верований. Пожалуй, на сегодняшний день ни одна страна в мире и ни один народ не готов к жертве, как готов наш российский народ. На форуме из уст Святейшего прозвучали важнейшие тезисы, которые позволят нам обеспечить синтез непрерывности русской истории и русских смыслов, те слова, которые должны определять будущность российского государства, российского народа. Он сформулировал это в 5-ти словах: «Вера. Справедливость. Солидарность. Достоинство. Державность». Если мы будем следовать этим принципам, то, как государство мы состоимся и приумножимся, и нас будут ждать великие исторические судьбы и свершения. Если мы откажемся от нашей веры, от справедливости, солидарности, достоинства и державности, мы растворимся в истории. Я уверен, что этого никогда не случится, потому что наш народ умеет слушать своих духовных вождей, духовных учителей, и следовать их правилам и предначертаниям.
— Спасибо. Следующий вопрос вытекает из предыдущего, продолжая тему единства. Дискуссии, которые сейчас продолжаются вокруг учебников по истории. Как по-Вашему, каким должен быть учебник по истории?
— Учебник по истории — это, в первую очередь, книга, которая учит людей любить свою страну, любить историю своей Родины. Это не должна быть книга о о цифрах и датах. Это должна быть книга, которая воспитывает гражданина и патриота. Можно перечислять даты, можно перечислять цифры. Но если этим не заложен фундамент смыслов, фундамент национальной традиции, преемства национальной традиции, этот учебник будет иметь самые разрушительные последствия в дальнейшем.
Мы должны воспитать новое поколение, поколение патриотов, людей свято чтущих свою историю, боготворящих свою Родину, своих предков. Я уверен, что учебник истории не должны писать историки. Пускай на меня не обижаются историки. История — наука о событиях и о датах. А учебник истории — это книга о любви к своей Родине. Мы с вами знаем, что российское государство существует на протяжении 1152 лет. 21 сентября 862 года новгородцы призвали на княжение прибалтийских славян Рюрика, Синеуса и Трувора. И с этого момента можно считать начало русской государственной истории. Наши предки в 1862 году в Новгороде поставили памятник тысячелетней России. И это, на самом деле, сплотило нацию. Мы ощутили себя древнейшим евразийским народом, одной из древнейших государственнических цивилизацией. Тогда в Европе были родоплеменные отношения. Это, в частности, касается норманской теории. Говорят, что нам некие норманны, некие варяги, коими, по мнению немецких историков, а потом уже и советских, были Рюрик, Синеус и Трувор, создали государство. Уважаемые друзья! Я вам хочу сказать, что на тот момент у варягов, так называемых норманнов, не было государства, были родоплеменные отношения. Могли ли нам варяги создать государство? Мы призвали своих прибалтийских славян, которые говорили с нами на одном языке и имели одну ментальную основу, на великое княжение в Новгород. Такую же русскую землю, как и прибалтийские земли, как и Эльба была в то время славянской рекой. Позже немцы при Екатерине II уничтожили первоисточники и навязали нам идею том, что мы де такая глупая нация, которая не в состоянии построить своё государство. А вот немцы нам его построили. Это чушь. Немцы в тот момент ещё племенами дикими были, а наша страна уже тогда была Гардарика — страна городов. И мы сами строили свою страну и свою идентичность. М.В. Ломоносов, кстати, год отсидел в казематах за то, что опроверг норманскую теорию. И за свою позицию был отправлен в тюрьму, но не изменил её. А мы, славные потомки наших великих предков, готовы согласиться с любой чушью, чтобы чувствовать что «Россия – це Европа». Россия – это не Европа, и не Азия, Это Евразия, величайшая цивилизация, созданная нашими предками.
Мы должны гордиться нашей историей. Очень важный момент в становлении русского государства заключается в том, что оно было создано 21 сентября 862 года. Это день Рождества Пресвятой Богородицы. Именно с этого дня Пресвятая Богородица свой покров распростёрла над Россией. И осознание этого смысла должно проникнуть в сердце каждого человека, живущего в России. Мы являемся как государство, как культура, как цивилизация богоносным проектом. И наши великие победы не могут быть объяснены материально. Когда пришёл Наполеон, Россия в экономическом плане была довольно отсталым государством. Но мы победили эту объединённую европейскую армаду. Когда Гитлер к нам пришёл, не было шансов на сугубо практическом уровне победить эти шесть с лишним миллионов моторизованных, обученных воинов. По всем планам Генерального штаба Германии, они должны были закончить данную военную кампанию в 3 месяца. Но их проблема состояла в том, что они не учитывали метафизические смыслы. Немцы – практический народ, они всё просчитали точно: сколько километров в день они будут завоевывать, когда возьмут Москву, когда наша страна должна будет капитулировать. Но метафизику не просчитаешь. Величайший немец Бисмарк предупреждал: «Никогда не воюйте с Россией!». Он долго прожил в Петербурге при русском дворе, поэтому он понимал ментальность русского народа и эти непрактические метафизические смыслы. Ему было ясно, что Россию нельзя победить. Но для немцев он заложил следующую формулу: «Никогда не воюйте с Россией, ибо пространство поглотит армию». Что делает Гитлер? Он говорит, что Бисмарк был прав, но прав для своей эпохи. Что немецкая армия сейчас моторизованная, и она победит Россию , потому что мотор поглотит пространство. Не случилось.
Сейчас новые крестоносцы — англосаксы, объединенная Европа — думают об окончательном сокрушении русского государства, и предполагают, в том числе, военный сценарий. Проблема в том, что элиты западные деградировали после Холодной войны, и сейчас, такие как госпожа Псаки управляют общественным и государственным процессом в англосаксонском мире. Люди абсолютно неподготовленные. Они уже просчитали: по обычным вооружениям доминирование и перевес у НАТО начинается от 16-кратного уровня, до 32-кратного уровня. То есть, по обычным вооружениям они превосходят нас в десятки раз. И с точки зрения практического применения, да, это полная победа. Но очень сильно сдерживающий фактор – фактор русской истории. О русскую стену разбивались такие волны и такие штормы, что боязно. Ведь молодое поколение элит оно горячее, но есть и такие, как Генри Киссинджер, например. Он очень предостерегает от вторжения в Россию и от давления на Россию. Потому что эффект всегда выходит противоположный первоначально задуманному. С Россией воевать можно, но победить — нельзя. Наша оборона всегда превращалась в наше наступление. И в этой ситуации единство народа, единство власти является краеугольным камнем сохранения нашего бытия, нашей жизни, жизни наших детей.
Сейчас момент исторического водораздела. Надо делать выбор: ты с Россией, или ты против России. А учебник истории должен воспитать поколение людей, для которых государство является высшей ценностью. Я надеюсь что сейчас, в ходе этого общественного дискурса, нам удастся создать учебник, который и нас самих сделает ещё большими патриотами. И в будущем наши дети будут воспитаны на принципах высокой духовности и любви к Отечеству.
— Большое спасибо. Следующий вопрос касается нашей Брянской области. Вышел очередной рейтинг эффективности губернаторов. Олег Васильевич, скажите, почему, по Вашему мнению, в нём отсутствует Брянская область, и, в частности, врио губернатора Александр Богомаз?
— Тут, я думаю, ответ очень прост. Потому что в политике принято оценивать действия по истечению первых 100 дней. Как я понимаю, у Богомаза ещё 100 дней не наступило. Поэтому, оценивать, видимо, ещё рано. Предполагаю, что в следующих рейтингах его фамилия появится, и каким-то образом будут оценивать его действия. А 100 дней, они, как правило, проходят без оценок. Анализируется ситуация, анализируются какие-то факты, решения, социология должна быть проведена вначале московскими исследователями: уровень популярности, узнаваемости в регионе. Только после этого, видимо, будут включать Брянскую область в эти рейтинги. Это моё мнение. Я только предполагаю, что должно быть так.
— Спасибо. Продолжая тему эффективности и рейтингов, очень хорошая новость для меня, и, я думаю, для многих. Уже второй раз президент нашей страны Владимир Путин по версии журнала Forbes был признан самым влиятельным человеком в мире, самым влиятельным политиком. Ваше мнение поэтому поводу.
— Вы думаете, Таня, я буду радоваться, и хлопать в ладоши по этому поводу?
— Я очень радуюсь этому.
— Я к этому отношусь двояко. Во-первых, все эти рейтинги Forbes очень провокационные по своей сути и сущности. Это может делаться с хитрой целью вызвать зависть у западных лидеров по отношению к Путину: «Вот посмотрите, вы – слабаки, вы – некчемные, вас – делают, вас делают русские и Путин». Вот как должна на это отреагировать госпожа Ангела Меркель? Она уже себя мнит железным канцлером, вершителем судеб целого континента. У Гитлера не удалось подчинить Европу себе, потому что фактор Советского Союза помешал, а госпожа Меркель экономическими методами практически подчинила Европейский Союз своей воле. Мы понимаем, что Европа управляется из Берлина, Берлин управляется из Лондона, Лондон управляет Вашингтоном. Все ниточки всё равно ведут в лондонский Сити. В западных элитах должна проснуться зависть. Обама на втором месте. Ну как же так? Единственная сверхдержава, и вдруг её лидер на втором месте. Понимаете, это провокация, это подталкивание к противостоянию с Россией.
Но как русскому человеку, как гражданину России, мне приятно, что мой президент является самым влиятельным человеком в мире. Я согласен, что он самый влиятельный человек в мире для традиционного человечества. Когда в Париже вышел 1 млн. 700 тысяч человек на площади и улицы Парижа под лозунгами: «Сохраним традиционную семью!». Этот народный порыв был связан с тем, что традиционная Европа не готова принять ту новую реальность, которую навязывают их элиты своим народам. И, безусловно, в этой ситуации все взгляды обращены на Путина. И если взять библейскую традицию, то Путин, безусловно, сейчас является тем самым «удерживающим», о котором сказано в Священном Писании. Он удерживает мир от сползания к Содому и Гоморре. И в этом аспекте Путин сейчас является для 95 % населения мира маяком, на который смотрят ,на которого надеются и которому верят. В этом плане Путин человек №1.
izbryansk.ru 14.11.2014