Исполнение цели

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

«И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17:12–19).

Вера твоя спасла тебя! Почему же этот человек был не только исцелен от проказы, как и другие девять его собратий по несчастью, но и по слову Господа Иисуса Христа – ему даровано и нечто несравненно высшее – спасение? Чем же он спасен? Об этом говорит Сам Господь:

«Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились – воздать славу Богу, – кроме сего иноплеменника?» (Лк. 17:17–18).

Спасение – подвиг духовного восхождения человека, заканчивающийся соединением с Богом таким союзом, который не сможет уже разрушить ничто, даже смерть. И кто же в евангельской истории с прокаженными удостоился этого высшего человеческого свершения? Иноплеменник, самарянин, призираемый иудеями. Более того – дважды отверженный: и за свою болезнь – проказу, (а прокаженные были физически изгоняемы из общества), и за свое происхождение: иудеи с самарянами, как мы знаем, даже не общались. Но именно он сподобляется такого единения с Богом, о котором иудеи не могли и мечтать.

Так значит вот насколько важно то, что он смог сделать, то, до чего смог подняться! Значит вот сколь важна эта загадочная слава Божия!..

И это действительно так! Воздать славу Богу – это не просто принести благодарность, хотя и она велика в глазах Божиих. Воздаяние славы Богу – это высшее проявление человеческого духа, исполнение цели человеческой жизни. Через приобщение к славе Божией обретается спасение.

Но прежде надо эту великую славу познать – вот до какой духовной вершины удалось подняться прокаженному самарянину. А что же остальные исцеленные? «Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» (Лк. 17:18). А они не пришли просто потому, что не познали этой великой славы – цели Израилевой. Не познали даже в дарованном им исцелении.

То же происходит и с миром, и с человечеством, и, как ни горько, с членами Христовой Церкви. Не все мы, далеко не все исполняем этот необходимый для спасения подвиг – познание е Божественной славы. Не все поднимаются до этой небесной высоты, хотя благодатная помощь в таком подвиге ждет каждого, решившегося на него.

В чем же сила и смысл слов Спасителя – о воздаянии славы Богу?

Воздать славу Богу – это значит всей душой и умом осознать, понять Его любовь и заботу о мире настолько, насколько это возможно человеку.

Воздать славу Богу для человека – это значит всей душой и умом признать Его правоту, согласиться со всеми теми путями, – пусть даже непостижимыми и непонятными сейчас для нас, – которыми Богу угодно вести человеческий род, каждого отдельного человека и меня самого – ко спасению и уготованному благу.

Воздать славу Богу – это значит всей душой и умом довериться Ему как своему Творцу, как бесконечно любящему Родителю и как самому близкому во всей Вселенной Существу.

Воздать славу Богу – это значит всей душой и умом радоваться о Боге.

Воздать славу Богу – это значит всей душой и умом благодарить Его за все…

«Слава Богу за все!» Эти слова были сказаны святым Иоанном Златоустом перед смертью, на пике его человеческих страданий.

«Слава Богу за все» – это название акафиста, написанного в самый разгар гонений ХХ века в Советской России. Главное содержание его – исполненная восхищения и ликования несокрушимая вера в победу Божию над всяким злом. Автор этого акафиста, митрополит Трифон (Туркестанов), создал его незадолго до своей смерти.

Итак, искреннее, глубокое и благодарное познание, согласие и принятие человеком путей Божиих, Его воли, действий Божественного промысла по спасению мира – это и есть то, что Господь наш Иисус Христос называет “воздать славу Богу”. Это совершается и внутреннее – в душе и в уме, и внешне – словами и делами жизни.

Сам Господь Иисус Христос дает нам пример воздаяния славы Богу. Чем? – Своей жизнью, исполнением воли Отца. Вспомним Его Гефсиманскую молитву: «Я прославил Тебя на земле». Чем прославил? «Совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин. 17:4).

Ученик Христов призван давать возможность славе Божией сиять в нем. Каждый из нас может сделать это, выполнив завет Спасителя: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). Тогда человек превращается в тот самый светильник, который возжигает Господь. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16).

Своей жизнью и делами прославляя Бога, исполняя Его и только Его заповеди, мы и познаем Бога, и соединяемся с Ним, и приносим Ему славу.

Необычайно важно, что наш сегодняшний великий и истинный Богопочитатель – самарянин, преисполнившись в душе радости и благодарности за исцеление, вернулся к нищему бродячему Учителю–Пророку. Так ли это было необходимо? Совершенно необходимо! Уже два тысячелетия Церковь с восхищением внемлет этому уроку прокаженного. Он не просто возблагодарил Бога, но вернулся и припал к своему Исцелителю, в воздаянии славы Богу предстал перед Христом.

Бог не принимает славу от человеков, но только через Христа и во Христе – через Которого все сотворено, через Которого всякое благо и всякий совершенный Божественный дар. У батюшки отца Иоанна (Крестьянкина) одними из любимейших были слова апостола Павла: «все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11:36). Потому и написано, что все, что не по вере – грех. «Вера твоя спасла тебя» (Лк. 17:19).

Но в этом великом деле спасения – вере, поклонении Богу, соединении с Ним и воздаянии Ему Славы могут быть и подмены. Давайте вспомним, где еще в Евангельском повествовании мы слышали слова: «воздай славу Богу»? Это говорили фарисеи и законники исцеленному Иисусом Христом слепорожденному.

Событие это описывается в девятой главе Евангелия от Иоанна. Что же говорили эти учители народа счастливому прозревшему своему собрату: «Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот», – имелся в виду Сам Иисус Христос, исцеливший слепца, – «грешник» (Ин. 9:23–24).

Исцеленный слепец мужественно и твердо воспротивился этой лжи. И сделал это настолько победно, что посрамленные законники «сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон».

«Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9:34–38).

Здесь фарисейское «воздай славу Богу» равноценно – «участвуй в нашей лжи о Христе и о мире, и твоя жизнь будет устроена».

Много претендентов на Божественную славу! И дьявол и люди алчно претендуют на роль управителей миром и человеческих судеб. Это и недавний опыт подмены Бога идеологией и партией, и неумеренные славословия, возвышения до полубогов земных властителей. За всемогущего вершителя судеб мира, а по сути за бога, выдают то деньги, то научный прогресс, то государство, то гордые и жестокие политические силы. Все они требуют славы себе. Все убеждают: Бог, создавший мир, устарел, мы лучше Него справимся с управлением миром.

Но Истинный Бог говорит в книге пророка Исайи: «Я Господь, это – Моё имя, и не дам славы Моей иному» (Ис. 42:8).

Какие удивительные слова! Богу ли нужно наше прославление? Очевидно – нет! Но зато оно жизненно необходимо человеку, поскольку, только воздавая славу истинному Богу, познавая Его и соединяясь с Ним, человек может надеяться на спасение и в этом, и в будущем веке от власти всех самозваных управителей миром, чудовищных охотников за человеческой душой.

И воистину – слава Богу! – Господь не отдаст управления миром самозванцам, волкам, рядящимся в овечьи шкуры, о которых так много говориться в Евангелиях как о ворах и разбойниках.

Хотя, к сожалению, сами люди очень часто поддаются обманам новоявленных законников и фарисеев, и тогда искажаются направления и векторы жизни, устремленные в вечность – и отдельного человека, и огромных человеческих сообществ.

«Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113:9). Воздаяние славы Богу – как открывает нам в нынешнем Евангелии исцеленный прокаженный – это не только путь к исцелению здесь, в земной жизни от греховной проказы, это путь познания Бога и спасение от смертельных и неумирающих болезней вечности. Аминь.

pravoslavie.ru 21.12.2014

ПОДЕЛИТЬСЯ
Епископ Тихон (Шевкунов)

Eпископ Тихон (Шевкунов) (род. 1958) – известный русский церковный и общественный деятель, режиссер, издатель. Член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, наместник Сретенского ставропигиального монастыря в Москве, ректор Сретенской духовной семинарии. Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре. Член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству. Академик РАЕН. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее…