НОВОРОССИЮ НЕ ОТМЕНИТЬ НИКАКИМ ЯЦЕНЮКАМ
Захар Прилепин
Захар Прилепин представил «Не чужую смуту» — сборник актуальной публицистики о событиях на Украине, которая представляет собой опыт мгновенной рефлексии в формате постов в фейсбуке.
Прилепин — автор так называемой «пацанской прозы», чьи произведения экранизирует Алексей Учитель и ставит в театре Кирилл Серебренников. Недавно он получил премию «Большая книга» за роман «Обитель», в котором на примере Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) объясняет, что советская система исполнения наказаний была не только бессмысленной и беспощадной машиной убийства.
Весной прошлого года Прилепин занялся доставкой гуманитарной помощи жителям Донбасса. Собирая средства с помощью социальных сетей, он переправляет продукты и медикаменты для мирного населения Донецкой и Луганской народных республик.
В его новой книге впечатления от поездок на воюющий Донбасс перемешаны с публицистикой — призывами не путать «неактуальную политику с актуальной историей», рассуждениями о либералах и «совках» («так и сдохнете с этим клеймом на лбу») и цивилизационном кризисе в Европе.
«В результате это лоскутное одеяло оказалось более чем гармоничной структурой», — говорит он о своей книге.
С точки зрения жанра эти тексты — «записи чужой смуты, ставшей смутой своей», как определяет их сам Прилепин. Почти все репортажи, размышления о природе русской истории и путевые очерки из поездок по Новороссии публиковались в блогах писателя, а затем хаотично расползались по сетевым и печатным СМИ. Словом, прежде чем стать частью книги, были опубликованы где придется.
Попытка рефлексии, таким образом, приобрела форму мгновенного онлайн-высказывания, которое всплывает в фейсбуке и тут же тонет в ленте новостей.
Тем не менее, презентуя книгу, Прилепин заявил: «У меня не было желания переносить сетевые дневники в литературу, хотя ряд моих коллег регулярно превращают свои ЖЖ-шечки в книги». Он считает, что его книга — публицистика, которую сложно назвать случайной традицией в русской литературе, — в духе «Опавших листьев» Василия Розанова. «Это немедленная реакция на то, что происходит здесь и сейчас, — говорит Прилепин, — попытка усмотреть движение истории, движение тектонических плит в сиюминутном разрезе.
Сейчас история стала болезненно-прозрачной, как открытый перелом. Все видно».
Структура книги, подчиненная хронологии, довольно проста: за ощущениями и беседами автора, случившимися до «майдана», следуют события в Киеве, присоединение Крыма и глава, названная «Новороссия продолжается».
«Я писал о том, что я видел в Киеве, а потом уже начались мои поездки в Донбасс, — говорит Прилепин. — Я туда заезжал, заезжаю и буду заезжать еще».
«То, что происходит на Украине, требует немедленной реакции, — считает он. — Меня задолго до «майдана» одолевали ощущения, что какие-то события на Украине грядут и они обязательно случатся. Поэтому мне кажется, что есть некоторое лукавство в словах тех, кто говорит, что все случившееся — большая неожиданность или результат деятельности российской пропаганды».
Война в рамках книги Прилепина становится органичной частью мира и сознания, почти свершающейся на наших глазах мистерией.
«Я воспринимаю украинские события в контексте всей русской истории, — признается Прилепин. — Ведь они созвучны не только 1990-м или февралю 1917 года, но и Смутному времени, петровской эпохе, древней Руси.
Так у меня возникло ощущение, что это не какая-то абсурдная фантасмагория, а мелодия, которую нужно вспомнить.
Она уже была, она уже звучала. Я попытался все это нащупать и сформулировать».
Отвечая на вопрос, чего же ждать в будущем, писатель заявил, что Новороссия не исчезнет и не будет возвращена Украине. «Какой статус будет у этой территории — вопрос спорный, — рассуждает он, — но я предполагаю, что размеры ее еще могут увеличиться. Настроение, состояние и задор людей, которые называют себя ополченцами, к этому вполне располагают. Эти люди мотивированы на продолжение конфликта. Уже сейчас Новороссия — реальный субъект истории, и сбрасывать его со счетов нельзя. Новороссию не отменить никаким Яценюкам».