Синтез пяти «С»
Александр Агеев
Выступление генерального директора ИНЭС Александра Агеева на заседании «Изборского клуба» в Омске
Чтобы решать проблемы, надо четко их разделять. Есть проблемы, которые в действительности — не проблемы. Проблемы функциональные — те, которые являются следствием других причин. И есть фундаментальные проблемы. То, что Александр Андреевич назвал «схваткой высоких вероисповеданий» — это и есть фундаментальная проблема.
Что связывает все вероисповедания? Такое понятие, как «жертва», «жертвоприношение». Именно в этом понятии соединяются небо — Бог, экономика и личность. Любая культовая структура имеет четыре главных компонента — это очищение (физическое, духовное, моральное), это путь, который надо пройти, это жертвоприношение и, наконец, это трапеза — торжество причастия.
В государственном измерении жертва оценивается категориями суверенитета и вассалитета. В экономическом смысле эти вопросы оцениваются категориями конкурентоспособности и прибыльности. В плане личностном — это категория личной ответственности: кто ты — жертва или хозяин ситуации.
А кому и чем приносит наша страна сегодня жертву? Богу? Западу? Идолам? Корпорациям? Олигархам? СМИ? Заблуждениям? И чем мы платим за всё это? Платим доходами, имуществом, счастьем в общественной и личной жизни, сроком жизни, а самое главное — типом личности, которая у нас вырастает.
Есть фундаментальные причины всех этих событий, и очень важно понимать их механизм.
За последние двести лет мир существенно изменился. Перед войнами Наполеона на долю стран, которые ныне входят в БРИКС, приходилось 70% мировой экономики, а на долю Запада — 30%. Проходит 150 лет (1950 год), и на долю Китая (до этого занимавшего треть мировой экономики) приходится 5%. Те же самые 30% приходились на долю стран БРИКС, а 70% (маятник перешел в другую позицию) — на долю стран Запада. Что же произошло за эти 150 лет? Нашу историю помним: сначала мы проиграли в Крымской войне, потом сосредоточились, потом то ли выиграли, то ли проиграли в Первой мировой, выиграли во Второй мировой, проиграли в 70-е годы, проиграли «холодную войну». То есть мы и жертва, и бенефициар всех этих войн. Китай, Индия, Бразилия все эти годы являются странами нещадной империалистической эксплуатации.
Но, согласно всем мировым прогнозам, к 2030-му году соотношение сил возвращается к тому, что было перед войнами Наполеона — 70/30. Что это означает? Что невозможно удерживать то состояние превосходства, которое пока удерживается: 10% мирового населения потребляют четверть мировых ресурсов, а для этого нужно контролировать 60%. Вот простая геополитическая экономическая правда современного мира.
Нужно коснуться и 1991 года, который мы не хотим признать во всей его правде. А правдой была наша капитуляция. В итоге мы выплачиваем то, что называется репарациями: порядка 140–250 миллиардов долларов в год.
Уроки из этой истории сводятся к нескольким позициям. Позиция первая: мы либо и впредь будем оставаться мировой геополитической и геоэкономической жертвой и будем стесняться себе это сказать, а отсюда — не поставим реальные задачи развития. Потому что все геополитические планы: от военных до экономических, — заключаются в том, чтобы произвести реквизицию из стран БРИКС порядка 20–40% их национального богатства, это равно примерно 300–400 триллионам долларов за 15 лет.
Но способны ли мы поставить вопрос о суверенитете, потому что суверенитет означает свободу выбора пути своего развития? Способны ли говорить о силе нашего государства — военной, экономической, духовной? Способны ли мы жертвы, которые были понесены со всех сторон (красных, белых, национальных и т. д.), считать нашим общим достоянием? Способны решить проблему справедливости?
Нам необходимо освободиться от репараций, от чуждых систем ценностей, от неравноправного положения в мировой экономике. Это совпадает с задачами национально-освободительной борьбы.
Способны ли мы решить проблемы собственности? Англия смогла это решить, когда после Тэтчер осознали, что приватизация была проведена по принципу, хотя и законному, но не рыночному, и заставили тех, кто неправедно получил избыточные доходы, их вернуть. Без этого никакой справедливости быть не может. А несправедливость — главная пружина потрясений.
В личностном плане речь идет о том, что мы должны сформировать в своих представлениях, идеологиях новый тип личности — не иждивенческой.
Современная ситуация от нас требует, во-первых, определиться с вектором, моделью развития. И нам нужно произвести синтез пяти «С» — свободы, силы, справедливости, солидарности, суверенитета. Это задача непростая, для этого нужна еще одна «С» — субъектность во всех смыслах — на уровне и региональной и федеральной власти. И еще такая «С» — как слава, потому что Господь являлся в нужные моменты жизни в своей славе как символ торжества веры, преображения и чуда. Что не в силах человеческих, то по силе Бога.
Союз православных женщин 13.03.2015