ЗА ГЮНТЕРОМ ГРАССОМ — ВЕЛИКАЯ НЕМЕЦКАЯ КУЛЬТУРА
Захар Прилепин
На 88-м году жизни скончался нобелевский лауреат по литературе Гюнтер Грасс. «Известия» попросили писателя Захара Прилепина рассказать о знакомстве с классиком, которое состоялось в 2007 году в Санкт-Петербурге.
— Мы встречались с ним 8 лет назад в рамках небольших литературных посиделок. Меня по-хорошему удивило спокойствие, непафосность и высокое достоинство этого человека. Казалось бы, к нобелевскому лауреату нужно относиться как-то по-особенному, но мне не было неловко ни минуты.
Во время камерного форума состоялись небольшие обсуждения текстов русских и немецких писателей. Суждения Гюнтера Грасса были самые точные. Его характеристики всегда были удивительно тонкими, внятными и простыми. Тем не менее при полном отсутствии пафоса было видно, что за Грассом стоит великая немецкая культура и он с достоинством умеет это нести.
И конечно же, я не могу не сказать о высоком отзыве Гюнтера Грасса о моих текстах. Он прочитал мой сборник рассказов «Ботинки, полные горячей водкой» и высказал блестящие суждения о моей прозе. За точность не ручаюсь, но он резюмировал, что у меня всегда точное попадание в лирическое чувство, а читатель при этом мгновенно включается в ситуацию. Других авторов, не буду называть их имен, он критиковал. Я был очень горд собой, ведь в юности меня хвалили нечасто, а тут сам Гюнтер Грасс. Я подумал — хороший старик. У меня эта встреча до сих пор не укладывается в голове, словно про меня говорил сам Вольтер или Гете. Сложно себе представить фигуру, соразмерную Гюнтеру Грассу.
На той же встрече они с Даниилом Граниным договорились проводить встречи немецких и русских писателей, но до дела вроде бы не дошло. Уж очень они оба ветхозаветные, чтобы что-то вместе делать.
Я помню его недавнее признание о том, что он служил в войсках СС. Оно вызвало шок в Европе, но сделать его можно было и пораньше. Гюнтер Грасс — человек безумно талантливый, бесконечно одаренный, с очень трезвым понимаем законов литературы и престижных премий. Я думаю, у него была своя стратегия и он сделал это признание именно тогда, когда было нужно, — после получения Нобелевской премии, потому что иначе ему бы ее не дали. Он сделал это с достоинством, подводя некоторые итоги своей жизни.
Я не считаю, что стоит изливать праведный гнев о том, что Гюнтер Грасс воевал за фашистскую Германию. Ну да, воевал. Но он был жителем этой страны, ему было 15 лет и его призвали в армию. Дай бог, чтобы у него был минимальный военный опыт и чтобы на нем не было русской крови.
Судьба писателя тесно связана с жизнью и войной. Лев Николаевич Толстой участвовал в боевых действиях, но говорил, что, скорее всего, он никого не убил. Видимо, поэтому он стал великим гуманистом. Гюнтеру Грассу повезло меньше — он был солдатом СС. Ну, что ж, всякое в жизни бывает. Любая фигура такого масштаба всегда вызывает толки и не меряется одним аршином.
Гюнтер Грасс — это самый крупный немецкий писатель XX века после Томаса Манна. Он заново воспроизвел сложную немецкую душу и дал ей новые оттенки. Раньше под немецким стилем мы всегда воспринимали что-то серьезное, масштабное, тяжелое, как немецкие военные танки. А Грасс показал эту сложную конструкцию немецкой психологии несколько иначе, привнес в нее смеховое начало.
Я, конечно же, читал его главную книгу «Жестяной барабан» и считаю, что это классика мировой литературы. Я не скажу, что Гюнтер Грасс — мой любимый писатель, он не входит в мой топ, но я отдаю должное необычайной эквилибристике его создания, ума, стиля и мышления. Его литература — это по сути абсолютно самобытное явление, других таких нет. Не скажу, что она на меня как-то повлияла, но его странное сочетание модернистского подхода и одновременно большого романного стиля меня завораживает. Совмещение изящного, витиеватого, игрового стиля с неторопливым повествованием я храню в голове, чтобы, может быть, когда-то использовать в своих книгах. Наверное, мне это пригодится.