Китайский синтез: идеи коммунизма + Конфуций
Юрий Тавровский
С первых дней пребывания на высших постах Си Цзиньпин проявил уважение к Конфуцию, знание его учения. Об этом говорит хотя бы частое цитирование в его выступлениях и статьях "Лунь юй" и других классических книг Конфуция. Рекордное число цитат я нашел в выступлении перед студентами и преподавателями Пекинского университета 4 мая 2014 года. Отметив, что за несколько тысячелетий у китайцев сложилась особая система ценностей, Си Цзиньпин затем перечислил эти ценности в 17 конфуцианских цитатах: "народ — основа государства", "природа и человек едины", "достигать согласия при наличии разногласий", "как небесные светила движутся без остановки, так и благородный муж должен постоянно самосовершенствоваться", "когда осуществляются признанные обществом нормы, Поднебесная становится общественным достоянием", "на каждом человеке лежит ответственность за судьбу страны", "благородный муж думает о долге", "благородный муж в душе безмятежен", "благородный муж во всех делах считает справедливость самым главным", "и слово должно быть верным, и дело решительным", "человек, которому нельзя доверять, ни на что не годен", "высоконравственный муж не одинок — у него всегда найдутся сторонники", "гуманный муж всегда любит других людей", "помогать другим в добрых делах", "не делать другим того, чего себе не пожелаешь", "быть со всеми в дружеских отношениях, оказывать вззаимопомощь в охране территории и наблюдении за врагом", "уважать своих стариков, а также стариков других людей, заботиться о своих детях, а также о детях других людей", "приходить на помощь в трудную минуту", "не бояться бедности, а бояться неравенства".
Свое отношение к Совершенномудрому и его учению Си Цзиньпин подчеркнул, совершив поездку в городок Цюйфу, на родину Конфуция, по случаю 2565-й годовщины со дня рождения "учителя десяти тысяч поколений". Си Цзиньпин выступил с докладом на международной конференции исследователей его учения. Главной мыслью доклада стала преемственность проблем мира и развития в изложении Конфуция и интеллектуального арсенала современных китайских коммунистов. Именно Компартия является преемником и продолжателем ценностей духовного мира Китая, которые глубоко укоренились в плодородной толще традиционной культуры, — подчеркивал глава китайских коммунистов.
В грядущие годы идеологическая часть концепции "китайской мечты о великом возрождении китайской нации" будет развиваться и дополняться. К "социализму с китайской спецификой", националистическим взглядам Сунь Ятсена и государственническому учению Конфуция могут добавиться какие-то иные мысли других древних мудрецов или современные идеи. Но, в любом случае, через два года после выдвижения "китайской мечты о великом возрождении китайской нации" становится ясно, что мы имеем дело с качественно новым уровнем осмысления как исторического опыта Китая, так и долгосрочных перспектив его развития.
По материалам газеты «Завтра»