ФРАНЦИЯ ЗАПЛАТИТ НЕУСТОЙКУ

Владислав ШурыгинВладислав Шурыгин

На днях президент Франции Франсуа Олланд признал, что не видит другого выхода, кроме как следовать коммерческим традициям и возместить клиенту неустойку за непоставленный товар. "Если корабли не будут поставлены России, то у нас нет иного выбора, кроме как заплатить неустойку", — заявил Олланд после встречи с президентом Украины Петром Порошенко. "В текущих условиях поставка невозможна", — отметил Олланд, и лицо Порошенко приобрело состояние печёного яблока. Украинский "голова" явно надеялся, что Франция в полном соответствии с украинскими представлениями о коммерческой морали "кинет" Россию на бабки". А тут корячится возврат "москалям" целых полутора миллиардов евро! Напомню, в сентябре 2014 года Франция отказалось от поставки России первого из двух вертолетоносцев типа "Мистраль". Как говорилось в заявлении администрации президента Франсуа Олланда, для поставки корабля "не созданы необходимые условия".

Контракт на строительство УДК типа "Мистраль" для ВМФ России был заключен с Францией в 2011 году. Эта сделка стала первым договором о приобретении военной техники на Западе со времен распада СССР. Сумма контракта составила 1,2 миллиарда евро. Первый корабль "Владивосток" должен быть поставлен в Россию в октябре 2014 года, а второй — "Севастополь" — пополнит Черноморский флот в Крыму в 2015 году.

Отказ от выполнения договоренностей в Париже тогда был увязан с ситуацией на востоке Украины. Как отметил Олланд, сообщения о договоренностях по прекращению огня в зоне конфликта между силовиками и ополченцами Донбасса еще должны быть "подтверждены и реализованы на практике". "…В связи с этим на данным момент Франция не считает возможным поставку первого военного корабля", — говорится в заявлении Елисейского дворца. С тех пор успела начаться и закончиться очередная военная кампания на Донбассе, было заключено очередное мирное соглашение в Минске ("Минск 2"), а "Мистрали" всё так же уныло торчали в порту Сент-Назер. Содержание двух вертолетоносцев ежемесячно обходится французам в 3 млн евро. И вот теперь точка в этой мутной истории, похоже, поставлена — президент Франции заявил, что готов возвратить деньги за сорванный контракт.

О какой же сумме идёт речь? По условиям контракта окончательная оплата за "Мистрали" Россией производится по факту передачи. На сегодняшний день нами было выплачено примерно 60% от цены первого "Мистраля" и около 15% от второго. Всего около 900 млн. евро. Общая же сумма контракта за два "Мистраля" — 1 миллиард 112 миллионов евро. Хуже всего то, что эти корабли уже никому не продашь, так как "Мистрали" полностью адаптированы под российские технические условия, а также под нашу технику: вертолеты, оборудование, вооружение. В таком виде их никто не купит. Потому судьба их незавидна. Если их не купит по дешёвке Китай, то придётся просто сдать на металл. Но и Китай едва ли соблазнится таким предложением. Ведь изначально, еще при заключении контракта по "Мистралям", России была впарена практически "пустышка". В ходе переговоров предполагалось, что "Мистрали" будут проданы России как корабли боевого управления со всей их электронной "начинкой" — АСУ и средствами связи. Нас уверяли, что именно так и будет. Но вскоре выясни- лось, что Франция самостоятельно не имеет права продавать технику, которая стоит на вооружении стран НАТО. Нужно было согласие США и Брюсселя, а те почти сразу заявили своё категорическое "нет". И уже после подписания контракта выяснилось, что корабли будут поставлены без электронных и компьютерных систем. Проще говоря — пустые корыта, которые России придётся самостоятельно комплектовать всем необходимым оборудованием. Более того, большинство современных систем и механизмов, на доступ к производству которых упирали лоббисты "Мистралей", оказались жёстко прикрыты патентами и производить их самостоятельно Россия не имела права. В общем, "Мистрали" оказались настоящей пустышкой за очень большие деньги!

А вот возвращённые деньги будут, более чем кстати для нашего кораблестроения. Например, возвращённых средств с лихвой хватит на средний ремонт всех кораблей первого ранга Северного флота, что для нас сегодня куда более необходимо, чем французские "корыта" нулевой боеспособности. Это минимум 3 000 дополнительных рабочих мест в нашем ВПК. Потери же французской экономики при разрыве контракта будут чрезвычайно болезненными. Фактически этот контракт четыре года "тащил" крупнейшие французские верфи в Сен- Назере. Теперь без работы останется больше трети рабочих верфи.