За обретение Крыма придется платить

Владимир Бортко

Говорят, что фильм известного режиссёра Владимира Бортко «Душа шпиона» в ближайшее время наконец доберётся до зрителя. Почти четыре года картине не давали прокатное удостоверение. Какие же секреты спецслужб рассекретил режиссёр, что его картину так долго не пускали к зрителю?

Досье

Владимир Бортко. Родился в 1946 г. в Москве. Режиссёр, сценарист. Лауреат Госпремии РСФСР за фильм «Собачье сердце». Снял фильмы «Мастер и Маргарита», «Идиот» и др. Депутат Госдумы от КПРФ.

— Я искренне пытался это понять, но ответа так и не нашёл. Для меня вся эта ситуация — абсолютнейшая загадка, — говорит Владимир Бортко. — А уж то, что уважаемые продюсеры, которые работали над картиной, сняли не только свои имена из титров, но и логотипы своих компаний, оставив только моё… Это что-то совершенно невероятное! Может быть, я снял плохое кино, которое и показать стыдно? Чёрт его знает… Но плохие фильмы выходят десятками, и ничего страшного. А может быть, я снял что-то крамольное, не ко времени? В конце концов, многие уважаемые люди, в том числе уполномоченные властью, фильм смотрели и ничего в нём крамольного не нашли. В итоге вроде бы дали зелёный свет, и если 13 мая он выйдет в прокат — то слава богу.

Где вера в будущее?

Сергей Грачёв, «АиФ»:​ — Владимир Владимирович, несколько лет назад в нашем с вами интервью вы сказали: «В любой стране исторические сдвиги возможны только через жертвы». Те жертвы, которые наша страна несёт сегодня, достаточны для исторических сдвигов?

Владимир Бортко: — Я бы поставил вопрос по-другому: достаточны ли исторические сдвиги для тех жертв, которые несёт сегодня наша страна? Достаточны. Обретение Крыма есть серьёзный поворот в истории России, это зримое осознание интересов нашей страны и, впервые за многие годы, дейст­вие, последовавшее за осознанием этих интересов. И если считать справедливой цитату, с которой вы начали вопрос, — за это придётся платить. И, может быть, дороже, чем исчезновение сыра пармезан и рост цен. Жертвы ли это? Будем надеяться, что до настоящих жертв — войн и революций — дело не дойдёт. Но платить надо, и именно за то, чтобы не произошло войн и революций.

В России всегда надеются ещё и на сильную руку…

— Почему в России всегда был царь-батюшка, а потом генеральный секретарь? Потому что и тот и другой объединяли страну. В России должна существовать идеология, разделяемая большинством населения, которая призвана объединять и скреплять этот гигантский механизм. Иначе неизбежен распад страны на национальные государства. После 1917 г. такой идеологией, цементирующей многонациональную страну, стало построение справедливого общества.

Кто на нас напал?

— При всех многочисленных изменениях, произошедших в России, можно ли говорить, что мы по-прежнему живём в стабильной стране?

— Объясните мне: что такое стабильность?

— Наверное, уверенность в завт­рашнем дне. Просто раньше было ощущение какой-то надежды!

— А сейчас её нет?

— Не знаю…

— Могли бы хотя бы набраться смелости и сказать, что у вас лично нет этой надежды, а не юлить: знаю — не знаю…

Когда-то был такой роман писателя Кочетова — «Чего же ты хочешь?». С точки зрения тогдашней «прогрессивной общественности», символ советского мракобесия. Вот и я вас хочу спросить: «Чего вы хотите?!» Всё время объявляется некая часть городского населения, которая решает вдруг: «Мы будем жить, как французы!» Ну попробуйте… (На Украине, кстати, эта проба сейчас и происходит.) Посмотрим, что у вас получится. Но могу вас уверить, что не получится никогда, а если и получится, мы развалимся и как минимум утратим русский язык. А русский язык, лично для меня, — это куда важнее, чем жить, как французы либо кто-то ещё…

— А вы верите в искренность этого всплеска патриотизма, который мы наблюдаем сегодня?

— Конечно, верю! Против России идёт война. Это абсолютно точно. Информационная, экономическая, моральная — какая хотите… Не имея возможности по-настоящему стрелять и бомбить — иначе и тараканов нигде не останется, — война приняла такие формы, как мы видим… Что есть война? Навязывание противнику своей воли военными методами. Какая разница, каким способом навязывать эту волю? Мы защищаемся — это нормально! Происходит естественный всплеск патриотизма. Запад хочет задавить нас экономиче­ски. Будете спорить? Третья мировая война в самом широком смысле этого понятия идёт уже полным ходом. Скоро может и четвёртая мировая начаться — боюсь даже предположить, какой она может быть. Но народ каким-то странным, непонятным мне образом такие вещи всегда очень точно чувствует. Чувствует и почти на инстинк­тивном уровне объединяется. Объединяется — потому что на нас, по сути, напали. Так всегда бывает во время войны. Что вы тогда удивляетесь естественным процессам?!

— О том, что народ сплотился, нам говорят прежде всего цифры всевозможных социсследований. Почему же при этой сплочённо­сти нам зачастую так сложно найти общий язык друг с другом?

— С кем мне сложно найти общий язык, например, чтобы я понимал, о чём вы говорите?

— Зайдите в метро, в магазин или в социальные сети — хамства и агрессии огребёте столько!

— Увы, хамство, похоже, — наша национальная черта, уж извините. От этого враз никуда не деться. Когда у нас крепостное право отменили? Не так давно, по сути. Кстати, советская власть с хамством боролась, а сейчас наплевали на это, и никто не борется.

— Так, может, и не надо бороться, а возвести её в статус национального достояния?

Статья по теме

Владимир Минин: лишившись корней, мы растеряли и нашу национальную гордость

— Бороться, естественно, надо. Надо повышать образованность и культуру народа. Я, например, предложил законопроект, обязующий, чтобы педагоги детей с первого класса называли на «вы». На первый взгляд подобный закон может показаться несерьёзным, наивным и популистским. Но я абсолютно уверен, что он способен коренным образом поменять менталитет народа. Поймите: человеком, к которому с детства обращались на «вы», в дальнейшем будет очень сложно помыкать, относиться к нему как к холопу.

— То есть вы предлагаете решение одной из главных русских проблем: «выдавливание по капле из себя раба»?

— Даже не столько выдавливание из себя раба, сколько воспитание в себе чувства самоуважения, собственного достоинства, которых нам так не хватает.

Такого количества грязи, такого количества покосившихся заборов и облезлых фасадов я не видел нигде в мире! А по миру я поездил достаточно, разве что вглубь Африки не заезжал… И вот с этим нашим русским «Ай, и так сойдёт! Не упало — значит, стоит!» — вот с этим надо бороться. А откуда вся эта грязь? Это отсутствие элементарного самоуважения! Вековое рабство проявляется в наследовании традиций: ты начальник — я холоп. Как скажу — так и будет. Отсюда и отношение ко многим каким-то простым, бытовым вещам…

АИФ 24.04.2015

Владимир Бортко
Владимир Владимирович Бортко (р. 1946) — известный российский режиссер, сценарист и продюсер. Народный артист Российской Федерации (2000), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994), Народный артист Украины (2003), лауреат Государственной премии РСФСР (1988), кавалер ордена Почёта (2006). Депутат Государственной Думы VI созыва от КПРФ, заместитель председателя комитета Госдумы по культуре. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...