В фундаментальном труде известного философа, директора Института динамического консерватизма В.В.Аверьянова дан богатый историко-культурный материал, посвященный проблемам традиции, культурного наследования, исторической памяти и преемственности в русской и мировой мысли, а также новая авторская теория традиции, синтезирующая в себе подходы светской и религиозной философии и науки. В концепции «динамического консерватизма» как модели самообновляющейся традиции автор дает перспективный взгляд на то, какими должны быть оптимальные пути становления современной культуры, как должны взаимодействовать в культуре традиция и цивилизация.
Где купить.
Книга продается в магазине журнала «Русский Дом» по адресу Малый Кисельный пер. дом 4 стр. 1 (метро Тургеневская, Лубянка, Кузнецкий мост), а также в магазине Галерея Книги «Нина» ул. Бахрушина, д.28.
Приведем текст «От автора» и оглавление работы.
_________________________
ОТ АВТОРА
Работа над темой этой книги велась не менее 15 лет. Труд этот в ходе его создания пережил несколько этапов переосмысления поставленной в нем проблемы. В разное время для автора имели разное значение такие явления как европейский традиционализм, изыскания в западной герменевтике и теории «культурной памяти», опыт востоковедов, страноведов и религиоведов, православное богословие, русская религиозная мысль, современные междисциплинарные подходы и т.д. Читателю предстоит нелегкая работа и, надеюсь, всепоглощающее путешествие по всем этим территориям человеческой мысли и духовного опыта. Но главное ожидает его не в исторической, а в концептуальной части книги – здесь дана новая теория культурной традиции, которая претендует на разрешение многих до сих пор не разрешенных, «проклятых» вопросов.
Сверхзадача поднятой темы, которая, конечно же, выходит за рамки самой книги, видится мне в том, что сегодня, в XXI веке, на пороге глобальных потрясений и тектонических сдвигов между традициями-цивилизациями, Россия вновь получает шанс возвысить свой голос и предъявить собственную, еще не завершенную, не до конца понятную ей самой модель мироустройства. Эта модель не может быть ни тотальной, ни диктующей правила другим народам и культурам, ни лукавой (когда под личиной заботы и помощи в виде товарных, образовательных, медицинских и прочих «гуманитарных интервенций» происходит ползучая революция и десуверенизация тех, о ком «заботятся»).
Русская мысль сегодня может и должна высоко поднять знамена, на которых будут начертаны имена «Традиция», «Человечность», «Правда». В этом достойная альтернатива обанкротившемуся универсалистскому проекту, с его агрессивной Современностью, воинствующим Прогрессизмом и культом «Развитости», которым понукают и подхлестывают тех, кого записали в «отсталые» и не вписавшиеся в правила игры глобального капитала.
Означает ли это, что вместе с просветительскими иллюзиями и самонадеянностью западного модерна уходит в прошлое сама возможность большого исторического общего дела, достижения нового качества цивилизованности для разных культур? Еще одна загадка: мог ли наряду с модерном быть и альтермодерн, сильный проект развития человеческих возможностей, захватывающий цивилизационную сферу, но с иными ценностями, иным идеалом гармонии культур, иными координатами совершенства, иным представлением о природе техники и технологии? Может ли такой проект быть в принципе?
Ответы на эти вопросы не предрешены. В русской мысли последнего столетия ‑ как советской, так и эмигрантской, как религиозной, так и мирской ‑ намечается стратегия возвращения традиции, причем не столько в ее приземленных аспектах (консерватизма, охранения, приверженности старому), сколько во всех ее аспектах, в ее «полном» формате, включая измерения, нацеленные на реализацию предназначения человека и культуры и максимальное раскрытие их потенциала, роста и созревания в своем-высшем. Если русская альтернатива глобальному западному проекту возможна, то, по всей вероятности, она выведет нас за рамки капитализма и глобализации, преодолеет ограниченность этих идей. Это так потому, что русские склонны строить другую модель взаимоотношений с тем, что в данной книге названо плеротическим аспектом традиции (ее «Полнотой»). И в этом вопросе у русских есть союзники среди других народов мира. Отстаивая свою духовную суверенность, тем самым, мы отстаиваем право на суверенность других культур, не отказываясь от собственной миссии. Так было всегда.
Реализовать эту стратегию призван динамический консерватизм – так называется принцип, программа и идеология, которые возникают в связи с перспективой возвращающейся традиции. Динамический консерватизм ориентирует на выработку способности существовать и раскрывать в себе высшие возможности, переходя через «периоды хаотизации», от одной неустойчивости к другой, и не расплескав при этом себя. Динамический консерватизм означает искусство выработки длительных стабильностей, а не перманентных революций и перезагрузок, «стирающих» целые пласты культурного наследия.
Принято считать, что традиция консервативна, что она склонна видеть свои высшие достижения в прошлом. Но это не так. Традиция как культурная система активна и жизненна, когда она сопрягает свое-высшее с настоящим и будущим, когда она воспламенена ожиданием своего-высшего. Вместе с тем, наивно предполагать, что новые достижения будут выше всех прежних – традиция консервативна в том смысле, что она смотрит на прошлое трезво: видит, что сложение всех достижений и подвигов предков всегда перевесит своим грузом сегодняшний творческий порыв. Прошлое может быть не перевешено, а перечеркнуто ‑ и не теми, кто творит и открывает новое, а только теми, кто разрушает и забывает главное.
Автор считает своим долгом выразить признательность тем из своих единомышленников, кто вдохновлял его в этой работе и кого уже нет рядом. Это священник Димитрий Дудко, мыслители и историки А.Р.Алиев, В.Л.Махнач, А.В.Медведев, С.П.Пыхтин – все они служили большой поддержкой в следовании избранному пути и верности своей теме, были настоящими учителями. Несомненно, велик был бы список тех друзей, коллег, близких, кто жив и здоров, и кто заслуживает глубокой благодарности автора. Надеюсь выразить эту благодарность и вручить им свой труд лично.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОТ АВТОРА
ВВЕДЕНИЕ
Часть 1. НА ПОДСТУПАХ К СУЩНОСТИ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ
Глава 1. Сложность традиции. Три ее аспекта
Глава 2. Традиция как порядок. Стереотип и модель наследования
Глава 3. Традиция как процесс. Традиционное варьирование
Глава 4. Традиция как социокультурная система («полная традиция»)
Глава 5. Традиционализм. Традиционность
Глава 6. Содержание социокультурного наследования
Глава 7. Традиция-цивилизация и традиция-система
Глава 8. Об иероцентризме культуры
Глава 9. В поиске диалектической пары традиции:
Традиция и революция?
Традиция и инновация?
Традиция и культурная мутация?
Часть 2. ПРЕДАНИЕ И ТРАДИЦИЯ. ЭКСКУРСЫ В ИСТОРИЮ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ МЫСЛИ
Глава 10. Христианское предание и его отрицание в Реформации
Глава 11. Традиция и Новое время
Глава 12. Традиция в европейском традиционализме и консерватизме
Глава 13. Пути переосмысления традиции в XX веке: три школы
Глава 14. Пути переосмысления традиции в XX веке (II): четыре мыслителя
Р. Генон
Г.-Г. Гадамер
Э. Шилз
Е. Шацкий
Глава 15. Пути переосмысления традиции в XX веке (III): «ситуация постмодерна»
Часть 3. ТРАДИЦИЯ В ПОЛИФОНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ XX ВЕКА
Глава 16. Неактуализированность проблематики культурной традиции в России вплоть до XX века
Глава 17. Осмысление традиции в первые годы революции
Глава 18. Эмиграция и задача сохранения дореволюционной русской культуры. Русский неоконсерватизм
Глава 19. Евразийство. Концепция «органической традиции» Н.С. Трубецкого
Глава 20. Программа преодоления «культурного разрыва» у Н.С. Трубецкого
Глава 21. Проблематика традиции у П.Н.Савицкого и раннего Г.В.Флоровского
Глава 22. Компромиссный подход к культурной традиции в понимании русских либеральных консерваторов. П.Б.Струве
Глава 23. Традиция в либеральном консерватизме С.Л.Франка
Глава 24. Религиозно-культурный традиционализм в отечественной мысли ХХ века
Глава 25. М.М.Тареев. Всецерковное и отеческое, вселенское и национальное в традиции
Глава 26. П.А.Флоренский. Культурная традиция как канон и генеалогия
Глава 27. С.Н.Булгаков. О социально-историческом смысле церковной традиции
Глава 28. В.Н.Лосский. Мистический смысл традиции. Пневматологический парадокс
Глава 29. Неоконсерватизм И.А.Ильина. Традиция как духовная однородность и сердечное созерцание
Глава 30. Раскрытие идеи двуединства церковной и секулярной традиции
Л.П.Карсавин
Г.В.Флоровский зрелого периода
В.В.Зеньковский
Н.С.Арсеньев
И.Ф.Мейендорф
Глава 31. О советском модерне и осмыслении культурной традиции в СССР
Глава 32. Официальное советское обществоведение середины века. Эволюция подходов
Глава 33. Концепции традиции в советской мысли 60-х – начала 80-х гг.
Основные направления
Синтез различных подходов на основе истмата (Н.Д.Пак, В.Д.Плахов)
Культурно-исторический подход (И.В.Суханов, Р.А.Аленина)
Традиция как знаковая система (Д.Б. Зильберман, М.К. Петров)
Проект «традициологии» в культурологической школе Э.С.Маркаряна
Концепции традиции у советских теоретиков фольклора
Глава 34. Осмысление проблемы традиции в 80-е – 90-е годы
Глава 35. Наиболее заметные концепции традиции конца XX века
Интерпретация традиции в контексте теории игр (С.Н.Иванов)
Концепции традиции в свете этнопсихологии (С.В.Лурье)
Новый цивилизационный подход (Б.С.Ерасов зрелого периода)
Традиционалисты, В.Ю.Быстров
Глава 36. Сопоставительный анализ исследованных концепций
Часть 4. ВНУТРЕННИЕ ИЗМЕРЕНИЯ ТРАДИЦИИ. ДИНАМИЧЕСКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ
Глава 37. Пневматологическое измерение традиции
Глава 38. Сущность традиции. Духовно-организационный подход
Глава 39. Три внутренних модуса традиции: вселенскость, соборность, полнота
Глава 40. Три внутренних модуса традиции (II): их сбалансированность в традиции-цивилизации
Глава 41.Историзм и «культурно-историческая память» в свете нового подхода
Глава 42. Модель Смутного времени в России
Глава 43. Динамический консерватизм как модель поведения традиции-системы в особо сложных неравновесных условиях
Глава 44. Отечественные разработки как предпосылки возвращения традиции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Именной указатель
Из библиографии автора