ТРАДИЦИЯ И МЫ

Газета "Труд" 25 января опубликовала в сокращении статью М.В.Демурина, посвыщенную презентации книги В.В.Аверьянова "Традиция и динамический консерватизм" в Центральном доме литераторов. Приводим текст статьи в полной авторской редакции.

Вышел в свет труд философа Виталия Аверьянова «Традиция и динамический консерватизм»

На вопрос о том, знают ли они, что такое динамический консерватизм, большинство читателей газеты «Труд», как и вообще наших соотечественников, ответят отрицательно. Между тем, уверен, среди них мало тех, кого бы не волновал вопрос, как оставаться собой в современном постоянно меняющемся мире, где натиск внешних влияний на человека и народы неудержимо возрастает. Концепция динамического консерватизма как концепция самообновляющейся традиции и органичного культурного наследования дает ответ на данный вопрос.

Подробно об этом говорится в вышедшей на днях из печати книге известного русского философа, директора Института динамического консерватизма В. В. Аверьянова «Традиция и динамический консерватизм». 21 января этот труд был представлен в Центральном доме литераторов.

Цитата из книги: «Традиция – это не то, чем данная культура непохожа на другие культуры, а то, чем она похожа на саму себя в своем развитии и изменении, то, что позволяет ей пронести через все изменения свою неповрежденную идентичность». Я прочитал эти слова и в голове сразу возникли строки Ап. А. Григорьева о Пушкине. Вернее, не столько о Пушкине, сколько об образе русской народной сущности, который Григорьев усмотрел в поэте. Помните: «Пушкин – наше все»? У этой достаточно избитой цитаты есть важнейшее продолжение: «Пушкин – представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами все то, что принять следует, отбрасывавший все, что отбросить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ нашей народной сущности…». Диалог поколений.

Как же можно с уверенностью знать, что следует принять в себя, а что отбросить, чтобы не нарушить свое национальное своеобразие? Это вопрос знаний или интуиции, разума или сердца? Ответ В.Аверьянова, человека, органически сочетающего в себе знание рациональное и знание интуитивное, расположенность подпитываться от окружающей среды и способность получать подпитку Свыше, таков: наше спасение – в возрождении традиции, но только традиции во всем ее комплексном, многогранном понимании, а не в качестве синонима торможения, в который это слово превращено бесконечными дурными повторениями и извращениями. Культура и традиция, говорит Аверьянов, живут и пополняются не за счет внешних импульсов, а за счет своего внутреннего стержня, стремления к «Своему Высшему» — тому, чего в традиции еще нет, но к чему она идет с уверенностью в том, что это будет ей органично.

Одним словом, освоение понятия традиции динамическим консерватизмом можно выразить так: это возможность и способность меняться, не изменяя себе. Если ты растешь из желудя, то какие бы ветви тебе ни прививали, ты должен оставаться дубом, а не превращаться в платан.

Многое из сказанного на презентации пришлось мне по душе, и хотелось бы привести здесь несколько мнений.

С. М. Купрашевич, писатель, генеральный директор Центрального издательского дома: «Эта книга должна быть в библиотеке каждого университета страны… За «Капиталом» Карла Маркса пошло “все прогрессивное человечество”, а за трудом Виталия Аверьянова пойдут современные русские творческие люди».

А. Б. Кобяков, экономист, общественный деятель: «Это не чисто академический труд, но труд живой, в нем говорится не только о том, как надо мыслить, но и как надо действовать».

А. И. Фурсов, академик Международной академии наук, директор Центра русских исследований МосГУ: «Это сложная книга. Чтобы освоить ее, нужно серьезно настроиться, но она не могла быть написана иначе: слишком о важных вещах идет в ней речь».

К. А. Геворгян, политолог: «Главное чувство, которое я испытала, начав читать эту книгу, — это чувство погружения в нечто настоящее. Сегодня в России нет более глубокой разработки, касающейся аппарата и ключей к рассмотрению феномена русскости».

Действительно, исследование, над которым В. А. Аверьянов работал более десяти лет, заключает в себе все необходимое, чтобы стать востребованным и действенным инструментом развития русского самосознания, формирования истинного понимания действительности и вариантов будущего для России и мира. Но для этого должны сбыться его слова, сказанные в заключение встречи с читателями в ЦДЛ: «Секрет жизни традиции в человеке. Надо, чтобы было кому ее распаковать и освоить».

Михаил Демурин, публицист

Сокращенная версия статьи на сайте газеты "Труд"