ГЛЯДЯ НА «КИТАЙСКУЮ МЕЧТУ», НУЖНО СФОРМУЛИРОВАТЬ «РУССКУЮ»
Юрий Тавровский
Развитие стратегического партнерства России и Китая пойдет гораздо быстрее, если удастся поставить его на прочную базу совместимых духовных ценностей. Эта мысль лейтмотивом проходила в выступлениях участников конференции во второй день работы.
Провозглашение новым руководством КНР идеологической доктрины "Китайской мечты о великом возрождении китайской нации" вновь подтвердило приоритет этики для цивилизации Поднебесной, — заявил в начале своего выступления Сергей Белкин, главный редактор альманаха "Развитие и экономика". Русская мечта — это попытка создать общество справедливости, которую мы пытаемся реализовать на протяжении всей истории России. Совместить или хотя бы сблизить этические нормы русской и китайской цивилизации трудно, но возможно, ведь в их основе лежит понятие справедливости для всех, предначертанное Богом и Небом. В этом их отличие, например, от "Американской мечты" с ее голым индивидуализмом. В нашей недавней истории был краткий период, когда у русских и китайцев были общие эмоции, общие радости. Но затем мы утратили ощущение общности. Сейчас происходит быстрое политическое, экономическое и даже военное сближение двух наций, мы стали стратегическими партнерами. Дело встанет на солидную основу и пойдет еще быстрее, если мы найдем этический консенсус. Его пока не нашли потому, что никто и не ищет. Мало того, в России пока не сформирована "Русская мечта", на месте коммунистической мечты о светлом будущем так ничего и не возникло. Сформулировать "Русскую мечту" на основе традиционной этики, а не идеологии, начать сближение с "китайской мечтой" и превратить общую мечту в общую цель — над этой задачей стоит поработать лучшим умам России и Китая.
Понять "Китайскую мечту" — значит понять Компартию Китая, понять ее значение для Китая. Такую формулу предложил Тянь Инкуй, профессор Партийной школы при ЦК КПК. "Китайская мечта" означает единство самой мечты, стремление к ее достижению и практических действий. Эта мечта означает сопряжение интересов национального государства, нации и индивидуума. Китайская мечта неотделима от воспоминаний о величии китайской цивилизации на протяжении пяти тысяч лет, вплоть до середины XIX века, когда началось столетие поражений и унижений. Она неотделима от гордости за нынешние успехи нации, от уверенности в своих силах при достижении двух поставленных КПК целей — к 2021 году создать "общество средней зажиточности", а к 2049 году превратить Китай в передовую державу мирового уровня. Главные проблемы для Китая: обеспечить устойчивое развитие, победить коррупцию, утвердить лучшие традиции китайской нации, правильно воспитать молодежь. Нам предстоит преодолеть серьезные вызовы и трудности. Но у нас есть мечта — Китайская мечта!
О важности скорейшего формулирования "Русской мечты" на основе наработок мыслителей и политиков минувших лет и веков говорил в своем докладе исполнительный секретарь Изборского клуба Виталий Аверьянов. Среди этих наработок особое место занимает концепция параллельного развития множества самостоятельных высоких культур, разработанная Н.Данилевским, Н.Трубецким, П.Сорокиным, Л.Гумилевым. В рамках этой концепции сформировалась евразийская модель мироустройства, способная сегодня стать авторитетной методологией международных дел и международного сотрудничества. Учение об антизападной контрэлите, развитое отцом-основателем евразийства Н.Трубецким, предвосхитило учения о политическом традиционализме у стран-колоний в ходе их деколонизации и обретения национальной независимости в 50-е—60-е годы. Для Китая, стран Восточной Европы большое значение имели русская интерпретация марксизма В.Лениным и затем развитие этой версии и ее трансформация у И.Сталина в его учении о "народных демократиях".
И Китайская империя, и Российская империя пережили в XX веке "погружение" во мглу исторического небытия. Их отказ от имперских форм был скорее имитацией, временным отступлением, а не настоящей смертью. Китай формально завершил свой имперский путь в 1912 году. Однако, несмотря на столетнюю смуту, связанную с попытками Запада и Японии превратить его в колониальное образование, Китай нашел выход. Он принял на вооружение антикапиталистическую идеологию и практику, позаимствованную у СССР. В результате нескольких мутаций политический строй Китая сегодня вновь может рассматриваться как империя, парадоксально возвращающаяся на круги своя. Российская империя, "нырнув" в 1917-1929 гг. в свое небытие, в результате пережила глубокую мутацию. Обновленная "красная империя" сумела совершить перевод аграрной страны на индустриальные рельсы.
Парадокс развития России и Китая в XX столетии — через авангардный коммунистический проект наши страны вернулись к фундаментальным имперским основам своего существования. И для Китая, и для России в качестве ориентиров движения к высшему состоянию цивилизации является синтез консерватизма и прогрессизма, — подчеркнул докладчик. Для Китая это означало соединение ценностей социализма с конфуцианством. В России Изборский клуб говорит о современной задаче преодоления раскола между "красными" и "белыми". Под "красными" понимаются силы, отстаивающие ценности социальной справедливости, строители социалистического проекта, под "белыми" — консерваторы и традиционалисты, а не либеральные силы Февральской революции 1917 года.