Юродство как творческий фактор в русской культуре

Цикл лекций в ИДК доктора философских наук, профессора Госуниверситета управления П.В.Калитина

I. Византийские юродивые

Общее понятие о юродстве. Аналогии. Генезис юродства. Византийское юродство. Победоносность юродства. Психологический экстремизм. Сверхзаконное подвижничество. Распятие своего «я». Юродский «буквализм». Святая Исидора. Алексей, Божий человек. Мария Египетская. Спасение в миру. Антоний Великий: третье искушение (искушение собственной святостью). Симеон Эмесский и Виссарион чудотворец: «аморальное» поведение.

II. Юродство как проект русской интеллигентности

Интеллигенция и юродство. Интеллектуальное самозванство и юродство. Мнимость оппозиции «светского» и «духовного». Русский юродивый во Христе и русский царь: сущностная взаимосвязь. Юродственная традиция русской интеллигенции. Неподзаконность Благодати. Интеллигентные черты святого юродства. Исаакий Печерский: отказ от заслуг. Прокопий Вятский: обольщение добром. Нагота юродивого: кощунственный путь к святости. Юродство и беснование.

III. Победоносное юродство Петра Великого

Светское юродство. Замысел петровской модернизации. Русскость как юродственность. Юродство в образе Петра: сверхпрагматизм и величие. Юродственная самоотверженность и психологический экстремизм петровской империи. Успех церковной реформы. «Бедные животные» и юродственное преодоление природы.

IV. Учёно-монашеская школа как продолжение традиции русского юродства

Православное монашество – ключевой фактор русской модернизации. Учёное монашество. Юродственный антиномизм поступков. Интеллигенция и церковь в синодальный период. Смысл церковной реформы Петра. Учёно-монашеская школа митрополита Платона и святителя Филарета. Феномен православного Просвещения. Победоносность учёных монахов в споре со светской интеллигенцией. Митрополит Платон и Екатерина II. Платон и Дидро. Юродское самоуничижение – особая форма аристократизма. Учёное монашество в событиях 1812 года. Призыв умереть за други своя. Наполеон как антихрист. «Закрепощение добром»: обещание материальных благ. Учёное монашество как конструктивная конфронтация с мирской властью. Победа 1812 года как торжество православия.

V. Юродственная линия в русской культуре XIX – первой четверти XX веков

Духовные приоритеты русского человека по картине М.В. Нестерова «На Руси (Душа народа)». Образ юродивого в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов». «Светская святость» в русской культуре. Проповеди св. Филарета и Н.В. Гоголь. Юродство позднего Гоголя. «Православное вакханство» А.А. Григорьева. Неприятие мещанства как юродственная черта. Интеллектуальное юродство. Юродство как обретение русскости. Юродственная антиномия Н.И. Лобачевского. Юродственные веяния в науке и культуре: Н.А. Васильев, А.Ф. Лосев, о. Павел Флоренский. Псевдоюродство: революционные катехизисы С.И. Муравьева-Апостола и С.Г. Нечаева; книга о юродстве И.Г. Прыжова. Лжеюродство как стиль. Корыстный интерес, прикрытый юродским флером. Юродственная манера большевистской пропаганды. Юродство в гражданской войне. Псевдоюродивые Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский.

VI. Юродственная типология в русской истории ХХ века

Ю.А. Гагарин как юродивый. Антипотребительство: юродственная составляющая сталинского периода. Юродственный риск в советском менталитете. «Графство» А.Н. Толстого как новое советское юродство: «юродство через богатство». Крайний психологический опыт как основа юродства в XX веке. «Софиология смерти» о. Сергия Булгакова; судьба А.И. Солженицына, В.Т. Шаламова. «Клиническая проза» и «поэзия священного безумия» – юродственная культура московского андеграунда 70-х годов: Леонид Губанов, Венедикт Ерофеев, Ю.В. Мамлеев. Нацистская составляющая в «русском национализме». «Русский национализм» как официозная идеология потребительства. Потребительство как антиюродство и антирусскость – главный вызов русской истории в настоящее время.