Литература как источник идеологии

Александр Проханов

Здравствуйте. Я — человек книжный, писатель. И поэтому особенно чутко отношусь ко всем мероприятиям нынешнего Года литературы, связанным с книгами. Я побывал недавно в Петербурге на книжном форуме, который прошел пафосно и возвышенно. И только что вернулся из Саратова, с Волги, где состоялась удивительная книжная ярмарка ("Волжская волна"), на которой экспонировали свои труды огромное количество издательств всей великой Волги, всей этой великой реки русского времени.

И вот теперь этот удивительный парад книжных издательств, эта мистерия на Красной площади, когда книжные лотки будут стоять на брусчатке, по которой недавно проходил грандиозный, великий, мистический Парад Победы. А это значит, что и книга сегодня приравнивается к этому оружию, к этой мистической опоре государства, нашей державы и нашей великой культуры.

Совсем недавно президент Путин провел совещание, посвященное русскому языку и литературе. Неужели это так важно сегодня, когда злобствует кризис, когда проходит волна крови, волна потрясений по Ближнему Востоку, когда продолжаются бомбардировки городов Донбасса? Неужели это столь важно? Да, это очень важно. Русский язык сегодня является языком международного, межнационального общения в нашей России. Не будь его, мы бы все, как во время вавилонского столпотворения, забормотали, заговорили на разных языках, не понимая друг друга. Но русский язык является тем таинственным восхитительным инструментом, с помощью которого русский народ вычерпывает из мироздания особые, свойственные русскому сознанию смыслы, темы, красоту, энергию. Русский язык обладает такой тайной вибрацией, такой музыкой. Таким инструментарием, который позволяет русским становиться в результате языкового своего творчества тем самым добрым, наивным, доверчивым, грозным, победоносным, мистическим, всемирным народом, который и присутствует в нашей родной литературе, и известен всему остальному человечеству.

Да, действительно, сегодняшний русский язык страдает, он деградирует, он засоряется. В нем порча. Прежде такого рода порчи восполнялись источниками русской лингвистической языковой энергии. Это, прежде всего, русская деревня. Огромная русская деревня, океан русской речи. Это мелодия, красота, это непрерывные вбросы новых форм, новых образов, новых метафор. И, конечно, рафинированная русская аристократия, которая поражала своей изысканной лексикой, своим изысканным языком. Сегодня нет ни того, ни другого. Поэтому язык, наш русский язык восполняется за счет литературы. Литературы, книги, писатели, языкотворцы создают языковые красоты и ручьями или реками возвращают эти красоты в скудеющий и мелеющий русский язык. Не будь литературы, кончилось бы это восполнение. Байкал русской словесности стал бы высыхать. Русская литература – это особый для России мир, в недрах которой создавались идеологии, самые разные. На протяжении всей истории русской литературы. Например, тургеневский Базаров, тургеневское "Дворянское гнездо". После этого множество молодых людей оказались поглощенными этой идеологией и этой теорией малых дел.

Или Чернышевский с его Рахметовым, с его неистовой революционностью. Или Достоевский, который в своих произведениях провозгласил эту формулу всемирного мистического русского начала, русского мессианства. Или Толстой, всю свою жизнь думающий о зле и о том, как его преодолеть. Теория непротивления злу насилием поражала воображение современников. А книги советского проекта, эти первые грозные алые книги, которые сопутствовали Русской революции. Книгами же завершался период Перестройки, Красный проект.

Удивительно, но перед самой войной Пушкин стал одним из самых читаемых и любимых советских поэтов. Пушкин оплодотворял предвоенное сознание своей силой, красотой, благородством, соединял воедино человеческие чувства, подключал русское сознание, истощённое во время Гражданской войны и индустриализации, подключал это сознание к источникам неувядающей силы, воли и красоты. Во время войны Пушкин боролся с нибелунгами, Пушкин боролся с Аненербе, Пушкин боролся с той оккультной силой фашистской германии, с помощью которого Гитлер хотел мобилизовать свой народ. И Пушкин одолел. Можно считать, что знамя над Рейхстагом вместе с нашими пехотинцами водружал и Александр Пушкин. Сегодня литература по-прежнему является носителем идеологии. По-прежнему она является территорией, на которой происходят очень грозные, яростные схватки.

Одна часть литературы, либеральной литературы, с либеральными, сильными по своей форме, эстетике писателями, поет несчастного и замученного государством человека, отрицает примат государства. Другая, патриотическая литература, напротив, стремится воссоздать потерянное в 91-м году государство, ратует за энергию человека, который, преодолевая все трудности, все сложности, служит своей Родине, своему государству. Крым явился рубежом, который рассек нашу литературу. Либералы, либеральные художники отрицают Крым, отрицают воюющий Донбасс, отрицают Донбасское восстание. А патриотические писатели ездят в Крым, ездят в Донбасс, создают свои произведения об ополченцах, которые на своих блокпостах защищают высшие идеалы человечества. И сегодня литература, повторяю я, является источником идеологии.

Государство не может быть равнодушным к этому. Государство пользуется этими результатами. Я убежден, что чем бы ни кончилась эта либерально-патриотическая дискуссия, но в недрах этой дискуссии рождается идеология справедливости, справедливости, о которой мечтает мир, которую взыскует страдающее от несправедливости человечество. Справедливости, о которой во все свои периоды говорила и пела великая русская словесность. Всего вам доброго.

Вести 24.06.2015

Александр Проханов
Проханов Александр Андреевич (р. 1938) — выдающийся русский советский писатель, публицист, политический и общественный деятель. Член секретариата Союза писателей России, главный редактор газеты «Завтра». Председатель и один из учредителей Изборского клуба. Подробнее...