ПОЧЕМУ НЕФТЯНИКИ СО СВЕРХДОХОДАМИ НЕ ВИДЯТ БУДУЩЕЕ В НПЗ?
Михаил Леонтьев
На фоне миллиардных и даже триллионных прибылей российских экспортирующих нефтяных компаний, полученных в результате девальвации рубля, вновь остро встает вопрос — почему в России не строятся новые современные НПЗ, ввод которых позволил бы сделать более справедливой цену на бензин.
Вместо этого обсуждаются "антикризисные" льготы компаниям, которые при стоимости нефти в $110 ничего не строили, и когда цены опустились до $50 — могут позволить себе тратить сотни миллионов на зарплаты руководителям? … Пока власти ищут ответ на вопрос, а Минэнерго РФ борется за увеличение выпуска бензинов, мировая нефтегазовая промышленность озаботилась не переработкой, а выпуском продукции высоких переделов. Наши же нефтяники с этими сами триллионными прибылями застряли на этапе выпуска мазута. Перескочить через ступеньку не получится, развиваться, довольствуясь парой новых установок на заводах 50-х годов постройки — тоже.
О том, что "Роснефть" и раньше ставила под вопрос строительство завода в Чечне, нехотя признаются и топ-менеджеры компании. Вице-президент "Роснефти" Михаил Леонтьев предпочел оставить тему без комментариев. "Не буду я это комментировать, потому что это сложный вопрос. Сложная экономика. Мы не заинтересованы в комментариях", — сказал он http://nakanune.ru/, отказавшись раскрывать ход проекта.
Леонтьев признал, что изменение в системе налогообложения отрасли сделало перспективы проекта еще более туманными, но эта проблема для грозненского завода далеко не основная:
"Те компании, которые провели модернизацию и имеют эффективные производства, могут продолжать работать, но все равно несут убытки относительно прежнего налогового режима. Кто-то может захотеть быстро модернизировать производство и вписаться в схему. Но как модернизировать? Есть проблемы с привлечением денег, и самая главное – с ценой привлечения.
Налоговый маневр придумывался для других задач, в других ценовых условиях и работал он там принципиально иначе. Была спорная, но имеющая право на существование идея: за счет снижения нагрузки на добычу, компании будут поддерживать модернизацию переработки.
Идея сложная, потому что в ее основе лежит перекрестное субсидирование, когда один бизнес стимулируют за счет другого. На практике такие меры способствуют тому, что от субсидируемого бизнеса компании просто избавляются. Идея с самого начала была, на наш взгляд, гнилой, но она хотя бы имела какую-то логику.
Теперь она бессмысленна. Идет экономическое стимулирование сокращения переработки в пользу максимизации экспорта. С соответствующим дефицитом топлива, либо повышением цен на нефть внутри страны.
Какое это имеет отношение к Грозному? Какое-то имеет, потому что там тоже будет НПЗ. Но это примерно так же относится к будущему грозненскому заводу, как вред купания в холодной воде к больному холерой. Ему тоже вредно, но у него есть другие проблемы".