В компании с «красным драконом»
Николай Коньков, Александр Нагорный
союз Москвы и Пекина меняет баланс мировой политики
3 сентября в 10.00 на площади Тяньаньмынь глава Китайской Коммунистической партии и председатель КНР товарищ Си Цзяньпин и Российский президент Владимир Путин примут парад Победы над милитаристской Японией в Азиатско-Тихокеанском регионе. Предстоящее событие должно стать олицетворением происходящего фундаментального поворота в мировом балансе сил, который на деле ломает гегемонию однополярного американского мира. Серьезные изменения наверняка будут происходить по результатам встречи и во внутреннем положении обеих великих держав, поскольку каждая из них вынуждена будет в новом стратегическом измерении делать определенные корректировки в своей идеологии, во внутриполитическом курсе и в экономической политике. Конечно, осуществления подобного масштабного действия не является одномоментным актом (да и начался он формироваться уже несколько лет тому назад). Но его успешность и темпы во многом будет зависеть от практических решений обоих руководителей, конкретных действий правительств и практических дел общественности обеих стран.
Символом данного стратегического союза по праву считается военный парад на Красной площади 9 мая 2015 года, посвященный 70-летию Победы над нацистской Германией, где президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин стояли "рука об руку и плечом к плечу", Эта картина вызвала скрытую панику на Западе, которая, можно сказать, усиливается с каждым днём. Однако западная паника проявляется весьма специфично — через повышенную агрессивность на всех направлениях международных отношеий. Так было, так есть и так, видимо, будет всегда.
Самые радикальные политики — прежде всего, в самих США — в данной связи уже называют Барака Обаму либо "слабаком", либо даже "китайским агентом", который своими "нерешительными и половинчатыми" санкциями против Кремля способствовал "развороту России на Восток" с разрушением той сверхвыгодной для Америки геополитической конфигурации, которая возникла после смерти Сталина, окончания Корейской войны и хрущевской "оттепели", а окончательно была оформлена пекинской встречей Мао Цзэдуна и Ричарда Никсона в 1972 году.
Поскольку привычный и необходимый для внешней политики США компонент силового шантажа очевидно недействителен против строящегося союза двух держав, обладающих мощным оборонным, в том числе — ракетно-ядерным, потенциалом, в ход пошли как разного рода диверсии, целью которых является дестабилизация внутренней социально-политической обстановки в Китае и в России, так и "оружие слов", информационная война, в ходе которой "коллективный Запад", используя своё преимущество в глобальном медиа-пространстве, стремится любой ценой прекратить начавшееся сближение КНР и РФ.
Количество публикаций, так или иначе порочащих Россию в глазах Китая, Китай — в глазах России, а китайско-российский союз — в глазах остального мира, включая союзников Москвы и Пекина по БРИКС и ШОС, за последние три месяца превысило любые мыслимые пределы, что лишний раз подчеркивает, насколько высока цена этого вопроса для "вашингтонского обкома" и его союзников.
Из событий последнего времени, которые так или иначе укладываются в данную схему, можно назвать усиливающиеся бомбардировки Сирии со стороны США и Турции, инициацию международного трибунала ООН по прошлогоднему крушению малайзийского "боинга" на Донбассе, продление режима антироссийских санкций, обрушение китайского фондового рынка, девальвацию рубля и юаня, "странные" взрывы в Тяньцзине, резкую активизацию Турции в Ближневосточном регионе и т. д. — причем эта "волна хаоса", судя по всему, в ближайшее время будет только усиливаться.
Отдельной строкой стоит выделить изменение внешнеполитической линии Вашингтона, который теперь демонстрирует супермягкую политику по отношению даже к таким своим многолетним оппонентам, как Иран (режим санкций с 1979 года) и Куба (режим санкций с 1962 года), пытаясь тем самым сконцентрировать свои силы на "направлении главного удара", то есть на "российско-китайской угрозе".
Именно в таких условиях Путину предстоит поездка в Пекин, где 3 сентября на площади Тяньаньмынь он снова вместе с "товарищем Си" будет принимать военный парад Победы — только на этот раз в качестве не хозяина, а гостя, и поводом будет 70-летие официального окончания Второй мировой войны: Япония подписала акт капитуляции перед Объединенными Нациями на борту линкора "Миссури" 2 сентября 1945 года.
Впрочем, КНР тогда еще не существовало, и от Китайской республики под актом капитуляции, как известно, стоит подпись гоминьдановского генерала Сюй Юнчана, однако, во-первых, Коммунистическая партия Китая (КПК) активно участвовала в противостоянии японской агрессии, а во-вторых, сегодня в Китае рассматривают эту победу не как партийно-политический, а как общенациональный праздник — праздник всего китайского народа, который на международной арене представляет КНР. Политический акцент ему придает как раз и сама дата: в Советском Союзе указом Президиума Верховного Совета праздник победы над Японией был установлен именно 3 сентября и до 1947 года был нерабочим днем, поэтому китайские коммунисты, победив в гражданской войне, следовали здесь установкам своих "старших товарищей" из Советского Союза.
Без всесторонней и беспрецедентно масштабной помощи со стороны СССР, которая была вполне сопоставима с американским "планом Маршалла" для Западной Европы, создание и существование Китайской Народной Республики в её современном виде было бы практически невозможным. Армия, промышленность, система управления КНР строились по советским образцам сталинского периода, обеспечивая высочайший уровень совместимости и взаимодополняемости двух из трех крупнейших на тот момент государств евразийского материка (включая Индию). Эффективность такого союза была доказана не только поражением Гоминьдана в гражданской войне, но и созданием блока НАТО, а также результатами Корейской войны 1950-1953 гг., которая стала окончательным завершением Второй мировой.
Российский президент, приняв приглашение китайского руководства, тем самым показывает всему миру, включая "коллективный Запад", что эта "зеркальная" по отношению к майскому визиту Си Цзиньпина в Москву, поездка станет важнейшим этапом в дальнейшем развитии стратегического союза России с коммунистическим Китаем. Более того, по площади Тяньаньмынь вместе с подразделениями НОАК пройдет сводная колонна российских Вооруженных сил, символически подчеркивая, что политическое взаимодействие двух держав будет иметь и военный аспект.
В данной связи следует сказать, что взятый нынешним российским руководством во главе с Путиным курс на стратегический союз с Китаем, восстанавливающий в новых условиях, но фактически — со старой целью совместного противостояния гегемонии США, послевоенный проект Сталина и Мао Цзэдуна, в полной мере соответствует актуальным национальным интересам России. А начатый еще в начале нынешнего года прямой документооборот между администрацией президента РФ и канцелярией ЦК КПК не вызывает в памяти иных аналогий, кроме партийных связей двух правящих партий в первой половине 50-х гг.
Иное дело, что внутри нашей страны и даже внутри самой "властной вертикали" продолжают существовать весьма значимые и влиятельные силы, прежде всего — прозападные и проамериканские, которые считают такой союз неуместным и неприемлемым, активно выдвигают против него идеологические, политические, финансово-экономические и чисто пропагандистские возражения, при этом не только всячески раздувая миф о "китайской угрозе", но и почти открыто саботируя совместные проекты, а также любыми средствами пытаясь урезать и девальвировать российский потенциал сотрудничества с КНР.
Такого рода действия сегодня полностью соответствуют политике США и их союзников, а потому, даже если не инспирированы, напрямую или косвенно, "вашингтонским обкомом", а отражают некие фундаментальные интересы данных сил, объективно их следует расценивать как действия "пятой колонны", ведущие к дестабилизации российского государства и российского общества, серьёзно угрожающие безопасности и целостности нашей страны. Удивительно, что подобные действия до сих пор не встречают ни противодействия, ни даже сколько-нибудь адекватной и внятной оценки на государственном уровне.
Более того, нынешний безусловный разрыв между внешнеполитическим и внутриполитическим курсом Кремля выглядит абсолютно необъяснимым и даже пугающим. Нельзя втягиваться в серьёзные международные конфликты с настолько немобилизованным и разобщенным населением, где не только "верхи" и "низы", но даже разные регионы одной страны живут как будто на отдельных планетах. Нельзя добиться продовольственной безопасности страны и развития в ней импортозамещающего производства, параллельно создавая неприемлемые условия кредитования, финансирования, функционирования (через базовые инфраструктурные тарифы) и налогообложения для реального сектора экономики. Нельзя добиться прекращения вывоза капитала, сохраняя "свободный курс" национальной валюты и свободу трансграничных валютных операций. И так далее, и тому подобное — более-менее полный перечень подобных противоречий занял бы слишком много места.
Чего же стоило бы ждать от предстоящего путинского визита в Пекин? И что должны внимательно обсудить два руководителя?
Разумеется, прежде всего, определения путей решения самых острых вопросов мировой политики, в первую очередь — стратегическую дестабилизацию возникающую в результате деятельности США (развертывание ПРО вокруг наших территорий, новые виды обычных и ракетно-ядерных вооружений). Не меньшее значение должно быть уделено таким конфликтным точкам, как Ближний Восток, Сирия, Иран, Украина. Именно исходя от растущей угрозы со стороны радикального ислама, за которым явно просматривается фигура США, лидерам нужно будет четко отработать при своей встрече практические шаги в формировании совместных антитеррористических подразделений, о чем уже существует договоренность по линии ШОС.
Вторым узлом обсуждений наверняка станет дальнейшее согласование интересов и перспектив развития по всем направлениям российско-китайского сотрудничества.
В сфере экономики — утверждения новых и системной реализации уже начатых инфраструктурных проектов, значительно повышающих энерговооруженность и технологический уровень народного хозяйства двух держав, а также схемы мировой логистики ("Великий Шелковый путь", Северный морской путь, Никарагуанский канал и т. д.) с учетом интересов третьих стран-партнеров в рамках БРИКС, ШОС и ЕАЭС.
В сфере финансов — перехода с долларовых расчетов на расчеты в национальных валютах (возможно, практически синхронные девальвации рубля и юаня были подготовительными мерами к этому переходу), а также отвязки эмиссии рубля от объема "валютных резервов" Центробанка РФ и отказа от дальнейшей покупки treasures американского казначейства; замена "вашинтонского консенсуса" на основе Ямайских финансовых соглашений 1976 года "пекинским консенсусом".
Однако наиболее важные пока что устные договоренности должны быть зафиксированы в сфере обороны и безопасности. Это создание совместных специальных мощных антитеррористических формирований, которые будут "прикрывать" от возможных атак управляемых западными спецслужбами формирований "исламских экстремистов" границы не только Китая и России, но также государств Закавказья и Центральной Азии; разработка собственной системы ПРО с элементами космического базирования, координация систем глобального позиционирования ГЛОНАСС и BeiDou, проектирование совместной орбитальной космической станции; начало создания собственной замкнутой системы оптико-волоконной связи и серверной сети, исключающих контроль со стороны США за информационным пространством Евразии.
Как мы видим, перед руководителями двух стран стоят огромные по своей важности задачи, решение которых потребует серьезных и длительных усилий. Между тем работа уже начата и мы увидим в ближайшее время как разворачиваются масштабные по своей важности и по объемам программы. И конечно, нам следует помнить о серьезнейших трудностях, которые предстоит преодолеть двум руководителям. И если товарищ Си уже в значительной мере преодолел внутреннюю оппозицию и утвердил во внутриполитической жизни страны базовую идеологему "социализма с китайской спецификой", который осуществляет программу "Великого Шёлкового пути" и поясов развития, то Москве и Кремлю в этом отношении предстоит еще многое сделать. В первую очередь — "изгнать бесов либерализма" как из финансового блока правительства, так и из ведущих информационных структур. Поскольку связка с "красным драконом" подразумевает выработку не только общих технических регламентов, но и общих идеологических концептов, строящихся на едином стремлении к строительству нового справедливого мирового устройства.