Идеи славянофилов в современном мире – ответы на вызовы времени
Олег Платонов
Институт русской цивилизации, который я представляю, был создан в первой половине 1990-х годов по идее и благословению великого русского православного подвижника, богослова, духовного писателя митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва). Владыка благословил нас на создание 30-томной Русской энциклопедии и многотомной библиотеки классиков русской мысли.
К настоящему времени наш Институт подготовил 19 томов энциклопедии и более 160 томов классиков русской мысли.
Около половины этих томов составляют произведения славянофилов и их единомышленников. Мы научно подготовили и издали труды практически всех славянофилов. Почему мы проявляем такой интерес к трудам славянофилов? Потому что они представляют собой коренную столбовую дорогу славянской и русской мысли.
Сразу же следует отметить, что славянофилы не создали славянскую и русскую идеологию, а только глубоко осознали ее во всей полноте и глубине. Идеи эти так или иначе уже многие столетия владели умами русских людей.
Славянофилы — великие русские мыслители, сыгравшие огромную роль в развитии русского национального самосознания и в формировании национальной идеологии. Они обоснованно и твердо объявили об особом пути России, утвердились в мысли о спасительной роли Православия как единственно истинного христианского вероучения, отметили неповторимые формы общественного развития русского народа в виде общины и артели.
Славянофилы мыслили не только категориями России — они были мыслителями мирового масштаба. И главное место в их учении принадлежит осознанию мирового значения славянского мира. Они считали, что именно славянству принадлежит ведущая роль в будущем реформировании человечества.
Славянофилы считали, что все славянские народы объединяет принадлежность к древней славянской цивилизации, что все славяне являются единым славянским народом. Когда-то, тысячелетия назад, считали славянофилы, славянские племена были частью единого этнического целого, зарождающейся славянской цивилизации. Впоследствии, в результате исторических катаклизмов, наше единство было разрушено, и каждая часть пошла своим путем. Тем не менее духовные корни славянских народов проистекают из этого древнего славянского единства, создавая между ними глубокую мистическую связь, которую невозможно разорвать ни одному нашему недругу. Из корней древней славянской цивилизации выросло дерево, каждая ветка которого потянулась в свою сторону. Важно отметить, что народам славянской цивилизации выпала тяжелая историческая задача — быть бастионом на пути сил мирового зла в самом широком его понимании — западной и османской агрессии, фашизма, сионизма.
По мнению славянофилов, история Европы состояла в непрекращающейся борьбе двух цивилизаций — германо-романской и славянской. Каждая из этих цивилизаций строилась на собственных основаниях.
В славянском мире преобладали общинные начала над личными, духовное — над материальным.
В западном царствовали индивидуализм и рационализм, материальное преобладало над духовным.
В отношении к другим народам у Запада преобладало завоевание, тогда как миродержавной ролью славянского племени было не завоевание, а хозяйственно-культурный подъем страны (В.И. Ламанский).
Славянофилы говорили об особой миссии славянства, верили в его особую всемирную задачу.
Славянофилы противопоставляли славянство Западу, без отрицания того положительного, что внес западный мир в христианскую культуру до разделения Церквей.
Противопоставляя славянство западному миру, славянофилы сформулировали основополагающие ценности славянской цивилизации.
В своем выступлении я хотел бы отметить сформулированные славянофилами особенности развития славяно-русской цивилизации, во многом сохранившие духовные ценности древнего славянского единства.
Парадигмой славяно-русской цивилизации является Православие. В основе идеалов славяно-русской цивилизации лежит понятие ‘Святая Русь’. Изучая труды русских святых и подвижников Православия, сочинения славянофилов и таких великих мыслителей, как Ф.М. Достоевский, можно выделить самые важные в духовной истории русской цивилизации идеалы:
— идеал православной церковности и духовной цельности — неразрывность веры и жизни, вера одухотворяет жизнь и придает ей смысл;
— идеал добротолюбия как критерия истинной христианской жизни и святости;
— идеал нестяжательства — преобладание духовно-нравственных мотивов жизни над материальными;
— идеал монархической государственности как симфонии светской и духовной власти, возглавляемой царем и патриархом;
— идеал соборности — растворение личности в Церкви, монархическом государстве, Православном народе;
— идеал патриотизма — любовь к земному отечеству как преддверию Царствия Небесного; после веры в Бога патриотизм — высшее выражение духовности человека;
— идеал неприятия иудейской и латинской идеологий.
Идеалы Святой Руси воплощаются в общехристианском идеале Православного царства как преддверия Царствия Небесного. Идеалы на то они и идеалы, что не всегда и не для всех могут быть осуществимы, но уже добросовестное стремление к ним, преодоление человеческой немощи и греховности служат правильным ориентиром в жизни человека и общества.
Славянофилы высказывают иное, чем на Западе, отношение к пониманию прогресса. Если для западного человека научно-технический прогресс — главный показатель развития человечества, то для русских мыслителей — прямая дорога в ад. Для Православного русского человека может иметь истинное значение только один вид прогресса — духовно-нравственное совершенствование человека, преображение его души. Так, близкий по своему духу славянофилам выдающийся русский мыслитель и государственный деятель граф С.С. Уваров связывает прогресс человеческого общества прежде всего с прогрессом человеческого духа, справедливо отмечая, что материальный прогресс низводит человека до уровня вещей. Русские мыслители предупреждали об опасности материального прогресса. С.С. Гогоцкий в статье ‘Два слова о прогрессе’ (1859 г.) писал, что в слепом очаровании ‘прогрессивностью прогресса’, в неудержимом следовании ему общество зачастую утрачивает фундаментальную ценность своей культуры. Научный, технический, материальный прогресс — это вызов Богу, это жалкое стремление человеческой гордыни потягаться с Творцом. История показывает, что материальный прогресс ведет к духовной деградации человечества. Талмудический принцип ‘Бери от жизни все, не дай себе засохнуть’, стремление к лучшей жизни, комфорту, богатству обедняют душу человека, выводят на передний план его биологические, физиологические элементы. Понятие материального прогресса чуждо русскому мировоззрению. Ведь конечный показатель материального прогресса: стяжание вещей и комфорта, жадное обладание деньгами и богатствами — противоречит духовным ценностям Нового Завета. Движение по пути прогресса — это движение к концу мира, это подготовка человечества к Страшному Суду. Прогресс является необратимо ведущим созреванием человечества для Страшного Суда. Преображение человечества на путях Святой Руси прямо противоположно движению мира по пути научно-технического, материального прогресса.
В ХХ веке эту мысль славянофилов наиболее глубоко выразил священномученик архиепископ Верейский Иларион (Троицкий): ‘Идеал православия есть не прогресс, но преображение: Новый Завет не знает прогресса в европейском смысле этого слова, в смысле движения вперед в одной и той же плоскости. Новый Завет говорит о преображении естества и о движении вследствие этого не вперед, а вверх, к небу, к Богу’. Единственный путь преображения — в искоренении греха в самом себе: ‘Не вне тебя правда, а в тебе самом, найди себя в себе и узришь правду. Не в вещах правда эта, не вне тебя и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоем собственном труде над собою’.
Славянофилы внесли большой вклад в развитие русской государственной и экономической мысли. Их гениальные прозрения в этих областях по-настоящему становятся ясными только сейчас.
По мысли славянофилов православное государство неизбежно и закономерно тяготеет к единению с Церковью, а церковный приход приобретает характер государственной структуры. Царская власть воплощает душу нации, отдавшей свои судьбы Божией воле. Царская власть стоит и над аристократией, и над народом, добиваясь, чтобы каждый класс общества имел равные права с другими классами (И.Д. Беляев). Царь стоит во главе всей исторической жизни нации. ‘Государственная история России, — писал один из главных разработчиков государственной теории славянофилов К.С. Аксаков, — принципиально отлична от истории других стран Европы’. Противопоставление двух главных движущих сил истории — народа (земли) и государства (власти) — ведущая мысль Аксакова: в Западной Европе эти две силы незаконно смешались, народ стремился к власти, и в борьбе возник конституционный строй; в России же народ и государство мирно сосуществовали (‘сила власти — царю, сила мнения — народу’) вплоть до реформ Петра I, когда дворянство, интеллигенция оторвались от народа, государство начало теснить ‘землю’. Народ, земля отождествлялись Аксаковым с общиной — основой всего общественного строя Руси. Лишь патриархально-общинный быт, сложившийся на основе православия, гарантирует русскому обществу отсутствие классовых и национальных противоречий, обеспечивает единение царя, народа и церкви. Западная цивилизация рассудочна, там ‘внутренняя правда’ христианства подчинена внешнему принуждению, регламенту государства. Славяне же, сохранившие истинное христианство и соответствующий его смыслу общинный быт — воплощение нравственного союза людей, не образуют из себя государства, а добровольно призывают его. Община и государство сосуществуют на условиях взаимной договоренности и разделения функций, как две ‘отдельные союзные силы’. Государство не должно вмешиваться в земледелие, промышленность, торговлю, идейно-нравственную жизнь.
Естественным развитием славянофильской мысли стала идея о единении государства и Церкви. Государство, стремящееся к осуществлению христианского идеала, должно в конечном счете слиться с Церковью.
В области экономики славянофилы предложили отличную от западной модель хозяйственного развития, ориентированную не на стремление к наживе, а на определенный духовно-нравственный миропорядок. Понимание экономики славянофилы вывели на религиозный уровень. Их взгляды на хозяйство представляли собой альтернативу господствующим в мире экономическим воззрениям. Взамен западной экономике потребительской экспансии и погони за прибылью славянофилы предложили христианский путь хозяйства — экономику устойчивого достатка.
Славянофилы отмечают самобытность русского хозяйства, условия которого совершенно противоположны условиям европейской экономики. Наличие общинных и артельных отношений придает русской экономике нравственный характер. Русские крестьяне являются коллективными землевладельцами. Им не грозит полное разорение, ибо земля не может быть отчуждена от них.
По мнению славянофилов, государство должно играть в экономике ту роль, какую на Западе играют крупнейшие банки и биржи. Государство ограничивает возможности спекулятивной наживы, создает условия, при которых паразитический капитал, стремящийся к мировому господству, уже не сможет существовать.
Вместо шаткой и колеблющейся золотой валюты, связанной со всеми неурядицами мирового рынка, славянофилы предлагают введение абсолютных денег, находящихся в распоряжении центрального государственного учреждения, регулирующего денежное обращение. Введение абсолютных денег ликвидирует господство биржи, спекуляцию, ростовщичество. Славянофилы не были противниками частного предпринимательства, но считали, что оно должно носить не спекулятивный, а производительный характер, увеличивая народное богатство.
В работах славянофилов раскрывается сущность паразитического капитала, создавшего такой мировой порядок, который позволяет кучке банкиров управлять абсолютным большинством человечества. В их трудах доказывается, что финансовые манипуляции с золотой валютой обогащают небольшую группу банкиров за счет остального человечества. Природные ресурсы страны переходят под власть международных банкиров, отечественная промышленность несет большие убытки. Экономические ресурсы страны автоматически перекачиваются в пользу западных банкиров, остановить которых может только твердая власть самодержавного государства.
Фактически еще в XIX в. славянофилы показали неизбежность мирового финансового кризиса, драматичная картина которого происходит ныне на наших глазах.
Славянофилы верили в высокое предназначение, особую миссию славянских народов в борьбе с мировым злом. Большинство из них считали, что славянам суждено заложить новые основы духовного просвещения, опирающегося на Православие. Именно в Православии, сохранившем в чистоте святоотеческое предание, возможно проявление высших потенций человека — любви, добротолюбия, соборности, свободной стихии духа, устремленности к творчеству. Высокие потенции духовного развития славян славянофилы противопоставляли духовному упадку Запада. Они справедливо считали, что преобладание на Западе материальных интересов жизни над духовными неизбежно ведет к потере веры, социальной разобщенности, индивидуализму, противостоянию человека человеку. Чтобы спасти мир от духовной катастрофы, союз славянских народов во главе с Россией должен встать в центре мировой цивилизации и на основе Православия принести свет истины западным народам. Однако это сможет произойти только тогда, когда сами славяне проявят свои духовные силы, очистятся от наносного псевдопросвещения и построят в своих странах жизнь по учению Нового Завета. ‘Логика истории, — писал Хомяков, — произносит свой приговор над духовной жизнью Западной Европы’. К подобному же выводу приходит и И.В. Киреевский. Гибель западной цивилизации, пораженной язвой рационализма и потребительства, неизбежна, ее может спасти только восприятие православно-славянской цивилизации, наиболее полно раскрывающейся в духе славянской цивилизации.
Славянофилы ставили вопрос о необходимости создания Всеславянского Союза или Всеславянской федерации — добровольного объединения всех славянских государств и народов. Объединение славян должно осуществляться вокруг России, государства, обладавшего мощной государственностью. Однако цель федерации не поглощение славян Россией, а союз, учитывающий интересы всех народов. Предполагалось сохранение национальных суверенитетов, входящих в союз славянских народов. По мнению некоторых славянофилов, столицей федерации должны стать не Петербург, не Москва, не Прага, не Белград, не София, а бывшая столица Византийской империи — Константинополь, ‘пророчески именуемый славянами Царьградом’.
Всеславянский Союз должен состоять из следующих государств:
— Русской империи с присоединением к ней всей Галиции и угорской Руси;
— Королевства Чехо-Мораво-Словакского, состоящего, кроме собственно Чехии, из Моравии и северо-западной Венгрии, населенной исключительно или преимущественно словаками, приблизительно с 9000000 жителей и 1800 кв. миль пространства;
— Королевства Сербо-Хорвато-Словенского, состоящего из княжества Сербского, Черногории, Боснии, Герцеговины, Старой Сербии, Северной Албании, Сербского воеводства и Баната, Хорватии, Славонии, Далмации, Военной Границы, герцогства Крайны, Герца, Градиски, Истрии, Триестского округа, двух третей Каринтии и одной пятой Штрии по Драву, с населением приблизительно в 8000000 на 4500 кв. милях пространства;
— Королевства Болгарского с Болгарией, большей частью Румынии и Македонии с 6000000 или 7000000 жителей и с лишком 3000 кв. миль;
— Королевства Румынского с Валахией, Молдавией, частью Буковины, половиной Трансильвании, приблизительно по реку Марош, и с населенной преимущественно молдаванами западной окраиной Бессарабии, взамен которой Россия должна бы получить отошедшую от нее часть южной Бессарабии с Дунайской дельтой и полуостров Добруджу. Это составило бы около 7000000 населения и более 3000 кв. миль.
— Королевства Эллинского с присоединением к нынешнему его составу Фессалии, Эпира, юго-западной части Македонии, всех островов Архипелага, Родоса, Крита, Кипра и Малоазийского побережья Эгейского моря, приблизительно с 2800 или 3000 кв. миль и населением с лишком в 4000000 жителей;
— Королевства Мадьярского, т.е. Венгрии и Трансильвании, за отделением тех частей их, которые не населены мадьярским племенем и должны отойти к России, Чехии, Сербии и Румынии; приблизительно с 7000000 жителей и около 3000 кв. миль пространства;
— Царьградского Округа с прилегающими частями Румынии и Малой Азии, окружающими Босфор, Мраморное море и Дарданеллы, с полуостровом Галлиполи и островом Тенедосом, приблизительно с двумя миллионами народонаселения.
Такой союз по большей части родственных по духу и крови народов, в 125 млн свежего населения, получивших в Царьграде естественный центр своего нравственного и материального единства, дал бы единственное полное, разумное, а потому и единственно возможное решение Восточного вопроса (Н.Я. Данилевский).
И, наконец, о такой важнейшей панславистской мысли, которую разделяли славянофилы, о теории Москва — Третий Рим. Как отмечал В.И. Ламанский, ‘идея о перенесении христианского царства с греков на русских, мысль о Москве, как о Третьем Риме, отнюдь не была пустым горделивым вымыслом так называемой у нас московской кичливости и исключительности. Это была гигантская культурная и политическая задача, всемирно-исторический подвиг, мысленно возложенный миллионами единоверцев и современников на великий русский народ и его державных вождей. То, что Москва умела понять величие этой идеи, всего лучше говорит против ее косности и национальной исключительности. Только великие, всемирно-исторические народы способны откликаться на мировые задачи, воспринимать вселенские идеи и отдаваться их осуществлению. Эта великая идея завещана была Москвой и новому периоду русской истории. Она всецело была принята Петром Великим. И в начале, и в середине, и в конце царствования Петр энергически поддерживал и распространял связи России как со всеми единоверными, так и с западнославянскими народностями и землями. Со времени императора Мануила Комнина не было на Востоке царя более энергического и смелого в этом отношении, как и в национальных движениях славянства после гуситов никто еще, кроме Петра, не выступал так открыто в смысле самого решительного панславизма. К мысли о Царьграде в русских руках часто обращался деятельный ум Петра. С этой мыслью были связаны его общие преобразовательные планы’.
Впоследствии эти идеи были продолжены в Константиновском проекте Екатерины II и так или иначе подразумевались в русско-турецких войнах XIX века.
По окончании последней Русско-турецкой войны совершилось страшное предательство. Как говорили славянофилы: ‘Россия выиграла войну, но проиграла мир’. По праву победителя Россия должна была присоединить к своей территории часть земель бывшей Византийской империи — Константинополь, Босфор и Дарданеллы. Чтобы сохранить свою империю, Турция была готова отдать эти земли России. Однако западные страны и пятая колонна в русских правящих кругах выступили против передачи этих земель России. Вековая мечта русских патриотов вернуть в христианский мир Константинополь и Святую Софию, казавшаяся уже близкой к своему осуществлению, была попрана в результате предательства. Заключенный путем разных закулисных сделок и сговоров Берлинский трактат 1878 г. унизил Россию.
Таковы основные идеи славянофилов, высказанные ими в XIX веке.
И сразу же возникает вопрос: а не устарели ли они в наш XXI век, актуальны ли они в современном мире?
Уверен, что не устарели. Все, что было высказано славянофилами более чем 100-150 лет назад, по-прежнему актуально.
Конечно, нынешняя Россия это не православная Российская империя. Славянские народы больше разделены и разобщены. А их исторические противники усилили свой натиск на славянство.
И тем не менее все задачи, стоявшие перед славянами в XIX веке, в XXI по-прежнему требуют решения. И недруги у славян остались те же самые.
У России и славянства сегодня три главные исторические задачи, решать которые следует с позиции славянофилов.
Задача 1
Сохранение славянских народов в условиях грядущего крушения западного миропорядка
В начале XXI века сбываются высказанные славянофилами мысли о крушении системы ценностей западного мира. И материально, и духовно Запад завел все человечество в тупик. Сегодня человечество вступает в совершенно новую эпоху, которой соответствуют архитектура мира и полная переоценка ценностей. Соответственно все наши оценки и поиски ответов на современные вызовы и угрозы миру должны делаться исходя не из старой, относящейся к прежней эпохе шкалы координат, а из принципиально нового инструментария оценки, позволяющего понять суть происходящих событий.
Прежде всего следует сказать о том, что кризисные, катастрофические события в европейском мире являются началом стихийного, самопроизвольного демонтажа всей системы традиционного капитализма и возрождения вечных общечеловеческих ценностей, воплощенных в христианстве.
Главной причиной существующих в мире военных угроз является традиционная система капитализма, капиталистический миропорядок, постоянно провоцирующий конфликты и агрессию.
В XIX-XX вв. капитализм стал господствующей идеологией западного мира, практически полностью вытеснив христианское мировоззрение. Погоня за материальным успехом и комфортом, стяжание денег и капитала стали главными жизненными приоритетами западного человека, превратившись в настоящую гонку потребления. Развитие капитализма в рамках западного мира во 2-й половине ХХ в. переросло в т. н. глобализацию — установление господства капиталистических ценностей во всем мире.
Современная западная экономическая система — это гигантская финансовая пирамида, ориентированная не на реальное производство, а на финансовую спекуляцию и мошеннические комбинации. Не более 10% ценных бумаг и денежных знаков, функционирующих в экономике, обеспечивают реальное производство товаров и услуг, все остальное (более 90%) является фиктивным капиталом, главным образом, деривативами, не обеспеченными реальными ценностями. Но владельцы фиктивных ценностей хотят получать за них такую же прибыль, как будто владеют реальными ценностями, а это в чистом виде паразитизм.
К настоящему времени Запад проел свое будущее и близок к полному банкротству.
В этих условиях только Россия может поддержать Сербию и другие славянские народы.
Россия ныне обладает подавляющей частью мировых природных ресурсов. Их в России на душу населения в 10 раз больше, чем в США, и в 28 раз больше, чем в Западной Европе.
Задача 2
Сохранение суверенитетов югославянских государств и Украины.
Отпор агрессивного натиска Запада
С момента распада СССР Запад добивается ликвидации суверенных территорий, входивших в состав бывшей Югославии.
Вооруженная агрессия США и их сателлитов по блоку НАТО в Югославии в апреле-июне была карательной операцией ‘мирового правительства’, одним из этапов установления ‘нового мирового порядка’. В результате этой операции пострадали миллионы людей, десятки тысяч были убиты во время бомбардировок (в том числе с использованием запрещенного международными конвенциями оружия), разрушена большая часть экономики Югославии. ‘Мировое правительство’ попрало принятые нормы международного права и конвенций ООН, фактически официально провозгласив силу главным инструментом международных отношений.
Ввод на значительную часть территории Югославии войск НАТО является оккупацией этой страны, направленной на ее постепенное уничтожение с передачей территории сопредельным государствам.
Один из вождей ‘нового мирового порядка’ Дж. Сорос в статье ‘Подрыв границ’ через месяц после окончания бомбардировок НАТО заявил, что ‘Балканы нельзя реконструировать на основе национальных государств’. По его мнению, чтобы покончить с национальной государственностью стран Юго-Восточной Европы, нужно взять их под протекторат Европейского Союза, который ‘должен развернуть свой зонтик над всем регионом’. Новые границы предполагается установить для всех балканских стран, включая Югославию (без Косова), Албанию, Румынию и Болгарию. Во всех этих странах предполагается ликвидировать таможни, отменить государственное регулирование экономики, уничтожить национальные валюты и ввести евро.
Аналогичные идеи проводятся в документах Совета по международным отношениям, в программе ‘Реконструкция Балкан’, разработанной по поручению Совета членом этого совета, президентом Фонда Карнеги М. Абрамовичем. Согласно этой программе ‘реконструкция’ Балкан будет осуществляться в условиях ‘мощного военного присутствия НАТО на оккупированных территориях бывшей Югославии.
Государственный переворот на Украине, осуществленный США и их сателлитами, фактическая оккупация этой славянской страны резко обострили отношения между славянским миром и Западом. Фактически Украина становится российским Косово.
Задача 3
Создание союза славянских государств
Как и 150 лет назад, необходимо не поглощение славян Россией, а объединение всех славянских народов общими идеями славянской цивилизации.
Как считали славянофилы, гибель западной цивилизации неизбежна. Для спасения мира от духовной катастрофы славянство во главе с Россией должно встать в центре мировой цивилизации и на основе Православия принести свет Истины западным народам. В этом состоит главная миссия славянства.
Мы, русские люди, братья всем славянам. Недаром лучшие представители русского народа называли себя славянофилами.
В возрождении нашего древнего цивилизационного единства — залог будущего процветания и развития всех славянских народов. Наша цель — не в стремлении объединиться с Западом, изначально враждебным славянам, а в объединении всех славян, в создании славянской федерации, о которой в XIX веке мечтали лучшие представители всех славянских народов.
Правительства и правящие элиты приходят и уходят, а духовные ценности древней славянской цивилизации будут жить вечно.
odigitria.by 06.08.2015