АРХИПАСТЫРСКОЕ СЛОВО

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)

7 ноября, накануне воскресного дня и памяти великомученика Димитрия Солунского всенощное бдение в Казанском храме Воскресенского Новодевичьего монастыря совершил епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) в сослужении братии Сретенского монастыря и духовенства Воскресенской обители.

После прочтения воскресного Евангелия владыка Тихон обратился к молящимся с архипастыским словом:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Каждую неделю Церковь вот уже почти две тысячи лет заповедует собираться христианам и вспоминать воскресный день – день воскресения Господа нашего Иисуса Христа. В этот день мы с вами слышим в Святом Евангелии те последние слова, которые произносил, обращаясь к Своим ученикам, а значит и ко всем нам Господь наш Иисус Христос.

Как важны последние слова Учителя, как важны последние слова наших близких, как мы вспоминаем тех, кого не увидим – живых и умерших, которые были так важны для нас в этой жизни. Вспоминаем и стараемся хранить эти слова. И сегодня заключительные стихи Евангелия от Матфея вновь прозвучали в храме во всех Православных Церквах: «Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли: шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам: и се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 18-20). Это обращается Господь к Своим ученикам — Апостолам, ко всем ученикам во все времена и, конечно же, к нам с вами. Какие удивительные слова: «дана Мне вся власть на небе и на земле» – слова прекрасные, удивительные, ободряющие нас, но в тоже время, если мы не знаем учение Святых отцов, их толкование, иногда приводящие и в смущение. Господу дана вся власть на небе и на земле, но что же происходит.

Недавно поизошла страшная трагедия, которую пережил в первую очередь ваш замечательный город. Сколько зла, сколько трагедий вокруг. И, вы знаете, если и отходят христиане от веры, ослабевая, малодушествуя, то в значительный степени причиной служит сомнение: «а как же так, почему зло в нашем мире продолжается, где власть Божия?» Чем дальше отстоит время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, тем чаще возникают эти вопросы. Но вот удивительно: у Апостолов, которые первые услышали эти слова, вопросов не возникало, даже когда их и других христианских мучеников испытывали, мучили, убивали их самих, их братьев и сестер на их глазах. Почему, они стали появляться чаще и позже?

А потому что они помнили обращенные к ним слова Господа Иисуса Христа: «В мире скорбни будете» (Ин. 16:33), вас будут преследовать и убивать, ненавидимы будете всеми за имя Мое (Ср. Мф. 24:9) и «…всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин. 16:2). И о том, что предстоит много испытаний и страданий Господь открывал постоянно своим ученикам. Как же совместить это? В псалтири есть удивительные слова, обращенные из тысячелетий, древних тысячелетий к будущему Мессии: «Жезл силы послет ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов твоих» (Пс. 109:2). Мы думам: «Почему же Господь не уничтожит все зло прямо сейчас, ведь Он же Всемогущ?» Так и спросили Апостолы, и мы читаем это в Деяниях: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1:6). Помнете, это было перед самым Вознесением Господа? И Он отвечает: «…не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1:7). И мы с вами лишь по-человечески мыслим, но мысли человеческие как небо от земли, по слову пророка, отстоят от мыслей Господа. Но даже, если, по-человечески рассуждая, скажем мы: с какого момента Господь бы устроил уничтожение всякого зла и это всеобщее счастье?

Например, при Своем воплощении. Но тогда Он был младенцем. Или при Своем выходе на проповедь, и уничтожил бы всякое зло. Но сколько бы Матфеев, сколько бы Закхеев, сколько бы раскаявшихся потом грешников не обрело бы Бога. Это мы мыслим только по-человечески. Мы знаем каждый себя, как мы иногда, а парой не иногда, а часто творим зло и приобщаемся страшному злу, совершаем грехи против ближнего, против Бога и сами являемся отчасти воплощением зла. В этот момент надо пресечь зло в мире и уничтожить всякого, кто совершает зло? Может, мы скажем: чуть попозже, потому что я смогу покаяться.

Есть вещи непостижимые для нас. И Господь многократно говорит о том, многократно об этом говорят Святые отцы, об этом говорит Церковь. А что же делать нам? Господь, придя на землю, дал роду человеческому поручение: веровать в Бога и в Господа Иисуса Христа и стремиться в Царствие Небесное, как к главной цели своей жизни. Он приоткрыл для каждого верующего в Него это Царство. Это цель, и это прекрасно понимали святые Апостолы, это должен понимать каждый христианин.

А что же делать? «Шедше…, проповедите Евангелие всей твари." (Мк. 16:15). Учите соблюдать это и себя и ближних: «Уча их соблюдать все, что Я заповедал вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20), и тогда и Он и мы вместе по Его воле будем участвовать в устранении этого страшного всемирного зла. Тогда мы будем участвовать в той духовной битве против князя века сего – это единственное что может человек – соблюдать то, что заповедал Господь и, по мере сил и возможности искренне приобщать к этому других.

Христианин, настоящий ученик Христов призван с доверием относиться к другим, даже когда мы по слову св. Церкви «Бурю внутрь имея помышлений сумнительных…» (Акафист Богородице, кондак 4), как ребенок. В чем главное проявление его любви к отцу, матери? – доверие. Даже не понимая чего-то, он знает, что отец и мать бесконечно любят его. И если и обрушиваются испытания, и Отец и Мать попускает эти испытания для нас, то это только для нашей пользы и от любви Их к нам, но постичь мы это зачастую не можем в силу своего возраста и неразумия.

Дай Господь, чтобы никакие испытания, никакие искушения, никакие сомнения не смогли победить того спасительного доверия, которое есть в каждой душе христианина. Чтобы это доверие возрастало и рождало истинную любовь, истинную связь между нашими душами и Господом Богом. Аминь».

Митрополит Тихон (Шевкунов)
Митрополит Тихон (Шевкунов) (род. 1958) — известный русский церковный и общественный деятель, режиссер, издатель. Епископ Русской Православной Церкви, митрополит Псковский и Порховский. Член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре. Член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству. Академик РАЕН. Постоянный член Изборского клуба.