СОВЕТСКИЙ СОЮЗ СТРЕМИЛСЯ ПОСТРОИТЬ ЦАРСТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ

Александр ПрохановАлександр Проханов

Заседание Изборского клуба в Свято-Георгиевском Мещовском монастыре (Калужская область)

Дорогие друзья, выездное заседание Изборского клуба, которое проходит в дивном божественном месте, посвящено теме справедливости. Казалось бы, это абстрактное понятие оно не связано с урожаем картошки, с выплавкой стали, с упорядочением дел в районе или в государстве. Но это не так. Потому что справедливость является ключевым понятием и ключевым словом, пожалуй, для всех священных текстов и ключевым понятием в жизни людей.

Русское сознание на протяжении всех своих превращений, всей истории грезило о справедливости. Начиная от волшебных сказок, где зло наказывалось, где торжествовало добро. Сама идея "Москва — Третий Рим", которая трактуется как государственная, державная идея, в глубине своей несёт концепцию справедливости. Потому что смысл государства, как мыслил старец Филофей, заключается не в том, чтобы стяжать богатства, увеличивать пространства, усиливать армию, а в том, чтобы отстаивать православие. А православие — это и есть квинтэссенция справедливости: отстаивать ценности, которые заповедовал нам Спаситель.

Советский Союз стремился построить царство справедливости. Эта грандиозная, небывалая в истории человечества попытка окончилась неудачей, обидами, слезами и торжеством сегодняшней плеяды людей, которые установили в России закон великой несправедливости. Но попытка была предпринята! И неслучайно она была предпринята в России.

И на утверждение, что советский период — это период неудавшегося дерзания установить земную справедливость, можно возразить тем, что квинтэссенцией советского периода была Победа в Великой Отечественной войне, а Победа — это установление вселенской справедливости. Причём торжество не просто социальной или идеологической справедливости, а божественной, потому что во время войны столкнулись космогонические силы: силы добра, рая, которые олицетворяла наша страна. Мы — люди неба, мы грезим божественными смыслами. И с нами столкнулись силы тьмы, ада, инфернальные силы, которые были представлены Германией.

Идеей божественной справедливости беременен сегодняшний мир, он чает справедливости. Если посмотреть на карту, где, в каких местах мира вспыхивают войны, восстания, бунты, сыплются бомбы, где расстреливают людей, где страдают целые народы и государства, видно, что эти зоны совпадают с теми, где испытывается острейший дефицит справедливости. И мне кажется, что для нашей Родины, которая вырвалась из чудовищного котла тьмы 90-х годов и проходит мучительный процесс возрождения и преображения, следующим этапом, вслед за сбережением территории, за возрождением оборонно-промышленного комплекса, вслед за стремлением соединить разорванные пространства истории должен быть период революции справедливости. Я жду, что в одном из своих манифестальных выступлений президент скажет о справедливости как об основополагающей ценности российского общества.

Главная наша задача — это создать константы, на которые могла бы опереться наша государственность, создать для чиновников высокого ранга некие логически осмысленные постулаты, оправдывающие их служение. А национальная идеология проста: Россия всегда была империей, сила государства — это имперский характер. Второе: внутри государства справедливость должна быть высшей ценностью. А для русского мира справедливость и православие — это синонимы. И третье — развитие. Мы не можем оставаться на месте, история динамична. В динамичной истории мы не можем быть неподвижными, нужен стремительный рывок. Рывок, развитие потребует мобилизации. А в мобилизации будут выстроены приоритеты.

Александр Проханов
Проханов Александр Андреевич (р. 1938) — выдающийся русский советский писатель, публицист, политический и общественный деятель. Член секретариата Союза писателей России, главный редактор газеты «Завтра». Председатель и один из учредителей Изборского клуба. Подробнее...