ТАНЦЫ НА ГРАБЛЯХ – АМЕРИКАНСКИЙ ВИД СПОРТА

Владислав ШурыгинВладислав Шурыгин

"Почему в Америке частники возвращают частные ступени на землю?.." — да потому, что для дураков, не желающих изучать опыт других аэрокосмических школ, закон не писан, и танцы на граблях — национальный американский вид спорта…

Возврат первой ступени это минус 15-20% полезной нагрузки. Кроме того, ничего нового в этом нет! "Шаттлы" уже объявлялись "многоразовыми" и что? После каждого полёта приходилось практически заново перебирать всю систему и заменять большинство узлов. «Отец» проекта "Спейс Шаттла" Джордж Мюллер говорил: «Наша цель — снизить стоимость килограмма на орбиту с $2000 для Сатурна-V до уровня $40-100 за килограмм…» В реале же получилось 13 000 — 17 000 долларов за килограмм. У "Союза" этот показатель составлял 4 242-11 265 долларов за килограмм, а у "Протонов" и того меньше: 2 830-13 000 долларов за килограмм. Стоимость килограмма "Ангары" объявлена в 2 400 — 10 000 долларов. "Фалкон" же рассчитал, что килограмм забрасываемого на орбиту груза обойдётся в 4 300 — 11 650 долларов, что никак не делает его "прорывным".

Поэтому, для начала, стоит объявить сумму, требуемую на повторную подготовку этой самой "возвращённой" ступени. Сколько циклов смогут отработать её двигатели? Вот тогда и посчитаем реальную стоимость этой "возвращаемости".

Кстати, подобная "многоразовость" изначально заложена и в наших первых ступенях тех же "Союзов"! В каждом двигателе первой ступени "Энергомаша" заложено три (!) цикла. Просто, после всех подсчётов, стало понятно, что такая "многоразовость" экономически не выгодна и по этому пути не пошли.

Поэтому мастурбировать на то, что вот, мол, частники взяли, создали ракету, да ещё многоразовую (!), извините, просто смешно! Вообще-то, большая часть аэрокосмических фирм и концернов в США это частные производства. И самолёт пятого поколения и "Абрамс" и "Иджис" — всё это сделано частниками. Что же делает "Фалкон" в этой "линейке" таким оригинальным?

Источник