БОМБЫ И ПЕРСИКИ
Александр Проханов
Кромешные волны актуальных новостей окружают сегодняшнего русского человека. Это и бушующее восстание в Молдове, и обострившийся конфликт между патриотами и либералами, и прошедший в Грозном грандиозный митинг, и новая волна полемики относительно роли Владимира Ильича Ленина в русской истории, и эпидемия гриппа, которая уже унесла десятки людей, и продолжающиеся террористические взрывы в Европе, и, наконец, безумства беженцев из Северной Африки, которые затерроризировали всё женское население Европы. Среди всех этих страшных новостей возникает одна, абсолютно иная и чудесная — в Москве проходит выставка русского художника Валентина Серова.
Эта выставка на протяжении всех долгих недель экспозиции собирает несметное количество зрителей. Толпы людей стоят в очереди многие часы на морозе, чтобы попасть в выставочный зал. И это не футбольные матчи. Это не сенсационные зрелища какого-нибудь приехавшего заморского фокусника!
Такие очереди выстраивались, когда в храм Христа Спасителя привозили пояс Богородицы. Тогда так же на морозе бесконечные вереницы людей мёрзли, выстаивали, пили чай и вкушали кашу из полевых военных кухонь. Теперь то же самое повторилось с Валентином Серовым.
Что это такое? Как объяснить эту феноменологию? Может быть, реклама, которая сделала в эти дни Серова столь привлекательным? Или посещение этой выставки Путиным? Да, всё это имеет место. Однако мне кажется, тайна в другом.
Тайна в том, что русский человек, сегодня настолько измучен всеми страшными, навалившимися на него новостями, этой реальностью, падающим рублём, грядущим кризисом, паникой, которая царит на бирже, он так устал от всего этого, что убегает и спасается в Серове. Он убежал и спасся в картине "Девочка с персиками". Спасся в удивительных портретах и нежных переливах волшебных русских сказок. Русский человек мечтает о красоте, о возвышенном, о божественном. Поэтому в эти тяжёлые военные или предвоенные дни Серов с его предреволюционной красотой, где сквозит обожание природы, любование человеческой чистотой и красотой, стал эликсиром спасения.
У меня возникает надежда, что такое же внезапное чудо может случиться и с другими русскими искусствами, от которых народ был отсечён на протяжении последних 20 лет, с русской музыкой, с русской песней. То же самое произойдёт с русской книгой. Русское сознание возвращается в тот мир, в ту среду, где оно черпает вдохновение, спасение от тлетворного зла и кромешности…
Я тоже выстоял многочасовую очередь на морозе и, окоченев, стоял перед "Девочкой с персиками", вспоминая не мою юность, не моё детство, когда я впервые увидел эту картину, а детство всего человечества, где столько волшебных райских плодов и изумительных, не тронутых пороками лиц.