Понтифик и Патриарх: Не прокляните, а благословите!
Александр Проханов
Встретились русский патриарх и папа римский не в Ватикане, не в Троице-Сергиевой лавре, а в аэропорту, как бы мимоходом. Но встреча эта чрезвычайно важна. Русские патриархи и папы римские не встречались столетиями. Кто только ни встречался за это время! Александр Первый встречался с Наполеоном в Тильзите. А потом последовала война 1812 года. Николай Второй встречался с Вильгельмом. А затем началась жуткая германская война. Брежнев встречался с Фордом, с Никсоном.
В православном сознании с католичеством были связаны беды, огорчения и напасти. Католичество часто двигалось в Россию с нашествиями. Тевтонский орден нес с собой не только крест, но и окровавленный меч. Поляки. Сколько раз они нападали на Русь! Польские ватаги жгли Смоленск, кружили вокруг Москвы, осаждали Троице-Сергиеву лавру. Да и Наполеон повел за собой на Москву католическую Европу. Много бед, предрассудков, опасений связано с католичеством. Но вот встреча состоялась. Что же произошло, что изменилось в сознании мира?
В мире неладно, опасно, в мире пахнет войной. Война гремит в речах политиков. Все больше ракет сходит с конвейеров, все больше военных баз открывается у границ нашего государства. Грозные маневры идут по всему земному шару. Война из призрака становится явью, встает у порога. Патриарх и папа встретились для того, чтобы своим пасторским словом упредить войну, укротить ее.
С христианством — беда. Ведется охота на христиан, как это было в раннехристианские годы. По всему миру идет осквернение алтарей, христиан убивают, сгоняют с мест, из обжитых монастырей, жгут святыни, рубят иконы. Угнетают православных, угнетают католиков, угнетают коптов.
Либеральная Европа изгоняет Христа из души человеческой. Что такое однополые браки? Что такое бесовское обогащение и презрение к духовным ценностям? Стяжательство? Нигилизм? Что такое призыв к бунту и революциям, чего бы это ни касалось — культуры, этики, семьи, нравственности?
Папа и патриарх возвысили голос в защиту богооткровенной Европы, европейского христианства, готическое ли оно, или увенчано куполами русских соборов.
Русское православие сегодня на подъеме. Открываются монастыри, воздвигаются алтари, все больше духовных школ, православных гимназий, глубоких богословских трудов. После 1991 года, когда церковь возродилась и начала восстанавливать свое влияние в обществе, в народе появляется православный взгляд на события сегодняшней и вчерашней истории. Мы праздновали 70-летие нашей Победы как религиозный православный праздник.
А возвращение Крыма в родную русскую гавань? Вместе с Крымом вернулся к нам Херсонес — то мистическое место, откуда православие полыхнуло по всей Великой Руси вплоть до Тихого океана. И возвращение Крыма трактуется православным сознанием как возвращение в лоно русской государственности сакральных, мистических ценностей.
Или «Бессмертный полк», который превратился в пасхальное шествие. Миллионы людей несли над головами портреты своих предков, сражавшихся на великой войне, и эти портреты казались иконами, и сам ход был не поминальным, а воскресительным пасхальным ходом.
Конечно, у патриарха и у папы римского нет танковых армий, нет воздушных группировок, с помощью которых они могли бы исправить мир. У них есть молитва. Если человек молится, если молится все человечество, то в этом страстном возвышенном порыве к высоте, к красоте, к вечному, происходит преображение и одной отдельно взятой души, и всего человечества. Молитва накрывает мир светоносным непробиваемым покровом, который, быть может, сильнее, чем противоракетная оборона.
Русская церковь всегда была близка к народу, уповала на народ, всегда поддерживала падающее и дряхлеющее государство. И когда государство почти совсем исчезало, его заменяла церковь, вставала во главе дружин, полков, окрыляла надеждой вождей и витязей. Русская православная церковь сегодня занимается устроением жизни, стремится войти в культуру и объяснить сегодняшнюю культуру как продолжение великих христианских традиций. Церковь обращается к обществу с тем, чтобы оно не забыло идею справедливости, чтобы богатые не кичились своими богатствами, чтобы бедные не впадали в уныние, чтобы в обществе воцарилась гармония.
Понтифик и патриарх, уединившись, два часа о чем-то совещались с глазу на глаз, а потом вышли к людям, на их лицах сияли улыбки, блаженство, любовь и радость. Когда они обменялись братским божественным объятием, вместе с ними ликовало все человечество. Декларация, с которой они обратились к людям, не была пергаментом, свитком, не была рукописной грамотой с узорными буквицами. Но текст, который они огласили, носил вселенский характер.
Сегодня, когда России непросто, худо, когда Запад на нее ополчается с хулой, окружает военными базами, мучит санкциями, в этот тяжелый для России период наша церковь через головы политиков пожимает руку Европе, наш патриарх пожимает руку папе римскому, пожимает руки тысячам и миллионам верующих христиан, тем самым вырывая Россию из жестокого кольца, возвращая ее в объятия всего человечества.
В России было много знаменитых и великих патриархов. Многие из них прославлены как святые. Было много и великих пап, которые своими трудами, мученичеством стяжали святость. Два сегодняшних архипастыря несомненно войдут в историю. Среди клеветы, негодования, среди бряцаний оружия они обнялись и провозгласили вечный для христианства завет: «Не прокляните, но благословите!». Свет этой встречи будет разливаться в течение многих лет, и мы обнаружим удивительные последствия этого поразительного вселенского свидания.
Вражда уступает примирению. Недаром в Нагорной проповеди Христос сказал: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими».