Лучшие кино и литература были при Сталине

Владимир БорткоВладимир Бортко

А. МИТНОВИЦКАЯ: В гостях сегодня Владимир Бортко, зампред комитета Госдумы по культуре и режиссёр. Владимир Владимирович в эти минуты в Петербурге в нашей студии. Как дела? Всё хорошо?

В. БОРТКО: По-разному. Как у Христа – одни целуют, другие плюются.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Первая тема, которую я планировала с Вами обсудить – странная. И скандальная. Заместитель министра культуры Владимира Мединского задержан по делу о хищениях в Минкульте. Речь о том самом Григории Перумове, который в 2008 году проходил о деле о взятке. С Вашей точки зрения, министр культуры мог не знать об этом? и как он тогда мог взять такого зама. И более того, сейчас совершенно серьёзно комментировать и говорить, что именно с его участием и его руками было сделано очень много хорошего в направлении реставрации.

В. БОРТКО: Давайте начнём с самого начала. Я не слышал комментария министра культуры.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Я могу Вам коротко зачитать.

В. БОРТКО: Подождите, одну секундочку прежде, чем зачитывать, что бы он ни сказал. Я не знаю, в чём дело, но знаю одно: пока судом человек не признан виновным, он считается невиновным. И хочу Вас спросить: это так, это никто не отменял?

А. МИТНОВИЦКАЯ: Разумеется. А раз так, то как можно обвинять кого-то.

В. БОРТКО: А Вы сейчас предлагаете обвинить министра.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Подождите, Владимир Владимирович, я же не предлагала Вам никого обвинять.

В. БОРТКО: Он мог знать или не знать. А что знать? А вдруг там ничего не было. Тогда нечего знать. Согласитесь, что это логично.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Это логично. С другой стороны, когда ФСБ занимается такими вещами, какие-то причины для этого есть.

В. БОРТКО: У нас невиновных не сажают.

А. МИТНОВИЦКАЯ: То есть Вы предполагаете, что там всё в порядке, и надо подождать.

В. БОРТКО: Я ничего не предполагаю, и Вам советую ничего не предполагать.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Хорошо. Будем говорить о другом. Накануне член патриаршей комиссии по вопросам семьи по вопросам материнства и детства протоиерей Артемий Владимиров предложил исключить из школьной программы произведения Ивана Бунина «Кавказ», Антона Чехова «О любви» и Александра Куприна «Куст сирени». По его мнению, там воспевается свободная любовь. Как Вам в принципе такая идея? Это нормально, так и должно быть?

В. БОРТКО: Нет, не нормально. Я глубоко уважаю служителей церкви, и тем не менее считаю, что тем, чему учить школьников, должно заниматься министерство образования – люди, понимающие в этом.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Дело в том, что развернулась большая дискуссия. Естественно, по большей части в интернете. Все стали вспоминать где, в каком произведении и что конкретно говорится. И вспомнили, что в школьной программе в классике у Бунина совсем не «Кавказ». У Куприна уж точно не «Куст сирени», а скорее «Гранатовый браслет». И откуда взялись эти вещи?

В. БОРТКО: Вполне может быть.

А. МИТНОВИЦКАЯ: А это вообще нормально, что церковь, при всём уважении к ней, может вмешиваться?

В. БОРТКО: Совершенно точно. По-моему, это не совсем нормально. Церковь может высказать свои соображения приватно министерству культуры. И тогда уже думать о том, будут они так делать или нет. Он от патриарха говорил?

А. МИТНОВИЦКАЯ: Нет, в том-то и дело. Причём самое интересное как раз, что он говорил это от себя. А потом РПЦ пришлось комментировать эту историю и говорить, что они тут ни при чём. Что это всё мнение конкретного человека.

В. БОРТКО: В РПЦ есть образованные люди, которые правильно откомментировали ситуацию.

А. МИТНОВИЦКАЯ: А Дмитрий Смирнов – это уже руководитель той же патриаршей комиссии тоже вчера сказал, что вообще детям надо показывать только старые мультфильмы. Вы это поддерживаете, если говорить о мультфильмах?

В. БОРТКО: Каким детям? Двухлетним? Четырнадцатилетним?

А. МИТНОВИЦКАЯ: Это он не уточнил.

В. БОРТКО: Если он не уточнил, то я тоже отвечать не буду. Мало ли кто что сказал. Если это официальная точка зрения, давайте будем её комментировать. Если это мнение частного человека, даже у которого крест на груди, он же не от Бога говорит. Не внушал ему Господь этих мыслей. Ну думает он так, а мы с Вами думаем по-другому. Имеем право. Комментарий будет такой: каждый может думать, как он хочет. А вот принимать решения, это совершенно другая история.

А. МИТНОВИЦКАЯ: А если вообще говорить о современной мультиндустрии? Совершенно очевидно, что они работают не зря. Дотягивают или не дотягивают до уровня старых мультфильмов, на которых росли мы – думаю, Вам виднее.

В. БОРТКО: Я здесь достаточно компетентный. Мне достаточно много лет, и у меня растёт внук, который смотрит мультики. Мне они очень не нравятся. Мне не нравится упрощённый примитивный рисунок, который там существует. Мне не нравится обилие неживых персонажей.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Вы имеете в виду несуществующих?

В. БОРТКО: Да. Всё-таки человек должен смотреть на себе подобных. Пускай это будет зайчик, или белочка. Кто угодно – но живое существо. А когда он окружён механическими куклами, мне это очень не нравится. Но это моё мнение.

А. МИТНОВИЦКАЯ: А Чебурашка? А колобок?

В. БОРТКО: Чебурашка человечен – ушки, глазки. И колобок, как ни странно, тоже. Он не механичен. Он – живое существо. Его можно не развинтить, а просто съесть, как несчастного колобка. А робота съесть нельзя. Его можно только развинтить. Это что-то античеловеческое. Но я человек старый, может быть, я не прав. И мне очень приятно показывать внуку старые мультфильмы. Вчера я показывал про черепаху и львёнка. Какая прелесть. И с каким удовольствием он смотрел. Хотя он обычно смотрит про какого-то грузовичка Лёву. Почему грузовичок? Это, наверное, развивает. Хотя, по-моему, не очень.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Но Вы смогли его перетянуть?

В. БОРТКО: Да, но этим нужно заниматься.

А. МИТНОВИЦКАЯ: А это уже исключительно родительский вопрос? Или вопрос системы в том числе.

В. БОРТКО: У меня система одна: я и мой внук. Вот и вся система. А родителям я рассказываю, что пока лучше это, а не это. Если они мне верят, наверное, они вникнут. Если нет, что я могу сделать? Для них он сын, для меня внук. И делаю то, что считаю нужным. И думаю, что вчерашний показ пошёл ему на пользу.

А. МИТНОВИЦКАЯ: 8 кинокомпаний России вошли в список на господдержку. Претенденты на субсидию те же, что и годом ранее. Но прежде эти деньги выдавались на условиях возврата всей полученной суммы. А в этом году их вроде как дают безвозмездно. По-вашему, это разумный подход? Это то, что нужно?

В. БОРТКО: Поскольку я один из соискателей, то мне кажется, что разумно. Сразу могу сказать.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Объясните. Я-то уж точно не эксперт в этой области, но мне представляется так: получили деньги, хорошо поработали, создали качественный продукт, люди пошли в кинотеатры, вы собрали деньги. Извольте-ка их вернуть. Это своеобразный беспроцентный кредит.

В. БОРТКО: Всё прекрасно. А теперь давайте посчитаем. Я пошёл в банк брать деньги на производство кинофильма. Мне говорят: под 18%. Дальше история закончилась. Тогда я пошёл в фонд, когда мне должны дать эти деньги с возвратом. Любой кинофильм дороже 1,5 миллиона долларов себя не оправдает. И оправдает он себя только в том случае, если там снимаются медийные люди. Я заработал. Половину я должен отдать кинотеатру. Если я беру 20 миллионов рублей. Поверьте, для кино это очень небольшие деньги. Моя прибыль уже должна быть 40. А если чуть больше?

А. МИТНОВИЦКАЯ: Да, это уже другой вопрос.

В. БОРТКО: Всё, конец. Это заранее неокупаемое производство. Мы в прошлом году сделали 120 кинофильмов. Из них было сделанных 80. Из них окупили себя 4.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Всего лишь? Это же совсем мало. А какие это картины?

В. БОРТКО: Я сейчас не назову точно. Но я знаю, что лидер – мультипликат. Есть замечательный продюсер Сериянов, он делает мультипликации про Добрыню.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Про богатырей.

В. БОРТКО: Да, про богатырей. И там колоссальная прибыль. Он молодец. Всё остальное – значительно ниже и значительно меньше прибыль. А остальные? И если делать вид, что они должны отдать, то всё исходит из того, что у нас должна быть кинематография. Вот мы и пришли к тому, что берите деньги и делайте что-нибудь, чтобы она у нас была. В кинематографии у нас не сильно хорошо.

А. МИТНОВИЦКАЯ: А в чём сейчас основные беды?

В. БОРТКО: Организация производства – это основная беда. Я лично пришёл в Думу уже почти 5 лет назад, имея предложение как его изменить. Увы, не был понят. Не знаю, может быть, не совсем правильное предложение. Но смысл сводился к тому, что государственные деньги должны идти не восьми мэйджорам, которые сами себя назначили, а это между прочим 3 миллиарда рублей, а на государственные студии. Не был понят.

А. МИТНОВИЦКАЯ: И за 5 лет ничего не поменялось?

В. БОРТКО: Нет.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Но я сомневаюсь, что Вы в Госдуме только этот вопрос пытались разрешить.

В. БОРТКО: Это принципиальный вопрос. Как сейчас всё устроено: 6 миллиардов рублей наше государство выделяет на поддержание кинематографа. Из них 3 миллиарда идут в министерство культуры и 3 миллиарда – в Фонд поддержки кинематографии. Министерство культуры – это дебюты, маленькие фильмы, фильмы артхауса, которые не пользуются большой популярностью.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Или просто Вам не нравятся?

В. БОРТКО: Почему, мне кое-что из них нравится.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Просто я Вас представляю, как режиссёра большого кино, и какие-то короткометражки – это не серьёзно.

В. БОРТКО: Почему? Артхаус – это бывает большое кино. Например, наш коллега снял кинофильм «Фауст». Он получил премию. Это большое кино и чистой воды артхаус. Но артхаус, как правило, дешёвое кино. И деньги туда идут маленькие, не ожидая возврата. А что касается фонда – да. Это на то, что раньше должно было возвращаться. Но не очень возвращалось. Потрачено 3 миллиарда, вернулось 182 миллиона. Так вот основную часть получают 8 компаний, так называемые мейджоры. Которые якобы знают, как снимать кино, и как делать это хорошо. Так вот пока их не было, нашей продукции на экране было 27%. А сегодня 15%.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Ну да, нехорошие цифры. А дело только в деньгах или в чём-то ещё?

В. БОРТКО: Организация производства. Я должен подать сценарий в тот же фонд, и его должны прочитать. Его подаю не только я, а все кинематографисты нашей страны. Получается примерно 400 сценариев, которые нужно прочесть за 2 недели и дать какой-то результат.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Мне представляется, что никто особенно не читает.

В. БОРТКО: Естественно. Или видят: Бортко – ну, наверное, что-то дельное. Если это Тютькин и Петькин, то – так, в следующий раз посмотрим. Другое дело, государственная студия «Ленфильм». Нас-то гораздо меньше, мы друг друга знаем. Но я замкнулся ещё не только на своих товарищах, но ещё на позицию государства: мы идём в капитализм, и должны идти в частное кино. Ну пошли, и что? Я говорю это не как коммунист, а как режиссёр.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Вы, кстати, больше коммунист или режиссёр?

В. БОРТКО: Я и то, и другое.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Потому что я, когда Вас представляю, мне сначала хочется сказать режиссёр, чем зампред комитета Госдумы по культуре. А Вам как самому кажется?

В. БОРТКО: Я возражать не буду. Конечно же, кино – это единственное, что я умею делать. Но я с большим удовольствием нахожусь в Госдуме. Пытаюсь что-то сделать. Нажимаю кнопки, работая в комитете.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Героями нашей саги наподобие «Игры престолов» должны быть Романовы. Проект будет называться «Эпоха расцвета». Нам это всё надо?

В. БОРТКО: Если звёзды зажигают, значит, это кому-то надо. Решили сделать денежную работу. Дело хорошее. «Игру престолов» уже смотрели. А то, что у нас будет хуже – ну и бог с ним, всё равно посмотрят. Мыши кололись и плакали, но всё равно жрали кактус.

А. МИТНОВИЦКАЯ: А Вы думаете, будет хуже?

В. БОРТКО: Это проверенная история. Раз своего не хватает, используют чужое. Я считаю, что это совершенно неправильный путь.

А. МИТНОВИЦКАЯ: А в целом Романовы достойны того, чтобы сделать такой огромный проект?

В. БОРТКО: Романовы – Вы имеете в виду царя-батюшку?

А. МИТНОВИЦКАЯ: Да.

В. БОРТКО: Про любого человека можно снимать кино. Потому что в искусстве – это жизнь человеческого духа. Можно и про Романовых, можно про кого угодно. Лишь бы было интересно. Важно другое, что брать кальку, которая была апробирована на Западе или всё-таки делать своё. Мне кажется, что мы сегодня говори о каких-то вещах, которые не очень интересны нашему зрителю. Мне сейчас интересно другое. Вчера сняли с должности руководителя АвтоВАЗа. И вдруг выясняется, что он разорил всё наше производство.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Это Вы преувеличиваете. Они не говорят так, что он развалил. Они говорят, что убытки есть, и что они серьёзные.

В. БОРТКО: А почему? Потому что он пользовался запчастями не нашими, а их. Значит, наше производство, которое это делало, развалено. Специально, или нет. И теперь выясняется, что люди, которые были с ним в кооперации, его же и убили. Это очень любопытно. А где были все остальные? Куда смотрели?

А. МИТНОВИЦКАЯ: Мы подумали, что недосмотрели.

В. БОРТКО: У нас был царь-батюшка Пётр Алексеевич из Романовых. Последовали бы санкции. Причём очень крутые, за недосмотр. Выпороли бы – точно. А то и похуже.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Владимир Владимирович, смотрите, что интересно. Сейчас ведь опять приглашают иностранца по фамилии Мор. И у всех опять встаёт вопрос – неужто у нас нет своих умных мужиков?

В. БОРТКО: Петра Алексеевича можно вспомнить.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Это как раз то самое время, когда о нём надо вспомнить.

В. БОРТКО: У нас как – начальник русский, а заместителем его будет немец. Система работала гениально. Потому что, если назначить немца, он будет воровать и всё под себя оттянет, а если назначить русского – всё пропьёт. А вместе они работают. И история Петра Алексеевича об этом говорит. Но всегда вначале был русский, а заместители – иностранцы.

А. МИТНОВИЦКАЯ: То есть такой вариант спас бы АвтоВАЗ?

В. БОРТКО: Думаю, да. И собственных Платонов российская земля способна рождать.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Я заговорила с Вами о Романовых, потому что на днях Вы очень ярко высказались по поводу Иосифа Сталина. Говорили в Госдуме и назвали «юности нашей победу».

В. БОРТКО: Сталин нашей юности победа, наш полёт.

А. МИТНОВИЦКАЯ: И людям, которые сидели в креслах, Вы напоминали, что они вовсе не графья и не бароны. И именно Сталин вытащил их родителей и слепил из них то, что есть в конечном счёте. Эта большая любовь к Сталину, которая всё растёт в последнее время, и вместе с тем критика, с другой стороны. Владимир Жириновский на этом много баллов зарабатывает. А в Вашем случае это не так?

В. БОРТКО: Я зарабатываю – это смешно. Меня сегодня радиостанция «Свобода» пытала два часа. Но это было интересно. Я всегда был государственником. Для меня самое главное – это мой народ и государство, которое он образовал. Когда я снимаю «Собачье сердце», то я говорю о том, что мне кажется неправильным. Но я остаюсь тем, кто я есть. Когда я говорю о Сталине, то я понимаю, что время было совершенно другим, нежели сейчас. Я вспоминаю его фразу о том, что, если мы за 10 лет не пройдём путь, который прошли те за 100, нас сомнут. Не смяли, и война это доказала. Да, мягко говоря, этот путь не был цветочками. Но мы все остались живы. И я сейчас не имею в виду войну. Я имею в виду американский план drop short, в котором 200 атомных бомб должны были быть сброшены на нас. А не сброшены они только потому, что был Иосиф Виссарионович, который смог организовать дело так, что американцы нас, по меньшей мере, боялись. И мы с вами остались живы. Это стоит помнить или нет? Мы должны помнить то, что, как ни странно, вся лучшая литература и кино были при Иосифе Виссарионовиче. Эйзенштейн – плохо что ли? Булгаков когда писал?

Сейчас не время рассказывать, почему и как крутилась эта карусель. Хотя очень интересно.

А. МИТНОВИЦКАЯ: А почему не время?

В. БОРТКО: Коротенько, минут за 40 я вам расскажу.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Вы и в Госдуме отметили победу в войне, достижения в космосе, заслуги в индустриализации. И опять: «Сейчас не время рассказывать о репрессиях, откуда они взялись».

В. БОРТКО: Не время рассказывать причины всей машины, раскручивающейся на протяжении многих лет.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Владимир Владимирович, но ведь нельзя же взять и забыть репрессии.

В. БОРТКО: Давайте начнём сначала. Нельзя забыть, тем более, что по нашим бабушкам и дедушкам стреляли. Конечно нельзя. Я говорил о возвращении Сталинграду имени Сталина. Я был в Париже не так давно, и там написано «авеню Сталинград». То есть улица Сталинград. В 16 европейских столицах есть улица Сталинград. Спрашивается, где город? Об этом я и говорил: об исторической памяти. Конечно, мы не воскресим Иосифа Виссарионовича, да и не надо его воскрешать. Это невозможно. Но помнить о том, что человек сделал, конечно, надо. Китайцы идут по правильному пути. Кстати, кто присутствовал на XX съезде? Дэн Сяопин, который решил, что страна пойдёт по-другому. И Мао у них лежит в запретном городе Мавзолее. Вот так надо делать, потому что история страны у нас одна. От Владимира, и по сегодняшние дни. Кстати, Владимир Владимирович четвёртый. Об этом нужно говорить. Об этом я и говорю, а не о том, что давайте устроим репрессии. Конечно, нет. Это невозможно. Другое время. Страна на другом этапе развития. Я просто говорил о том, что нужно быть не Иваном, не помнящим родства. Откуда было дикое количество коммуналок при советской власти? Потому что миллионы крестьян пошли в город. Для чего? Бомжевать? Нет. Они пошли работать на заводы. Была возможность у этой страны расселить их в двухкомнатные квартиры? Нет, но, если бы они туда не пришли, нас с вами бы не было. Больше всего меня возмущает у либералов приравнивание Сталина к Гитлеру. Я тут спросил у либерала, который разговаривал со мной в «Свободе»: «Простите, Вы не еврей?» – «Да, еврей». А где бы Вы были, если бы не Сталин? Вас бы не было. Это разница между Гитлером и Сталиным.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Давайте поговорим ещё о других исторических фигурах. В ЛДПР сегодня предложили Госдуме принять заявление с осуждением Ельцина и Горбачёва. Как отреагируют коммунисты?

В. БОРТКО: Здесь мы просто обнялись с Владимиром Вольфовичем Жириновским и пошли вместе подавать заявление.

А. МИТНОВИЦКАЯ: То есть Вы к этому тоже причастны?

В. БОРТКО: Обнялись бы вместе. Я полностью поддерживаю это. Когда идет война, и главнокомандующий потерял треть собственной земли и половину народа, ему что, надо памятник ставить?

А. МИТНОВИЦКАЯ: Ясно, что нет.

В. БОРТКО: А ведь это произошло.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Только можно памятник не ставить, а можно развенчать всё на свете и предать всё осуждению. Вот в чём вопрос.

В. БОРТКО: Человека, который увеличил территорию страны, который сделал её мощнее, с которой остальной мир стал разговаривать уважительно, господин Черчилль и господин Рузвельт. Давайте помнить про это. А этим воздадим по заслугам.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Вы как отреагировали, когда услышали о решении президента вывести войска из Сирии?

В. БОРТКО: Я сильно задумался. Начал чесать репу, как говорится. Что же это такое было. Потом начал думать, откуда всё взялось. Считать нужно не от Сирии, а гораздо раньше. А, кстати, от Горбачёва и Ельцина. От того, что НАТО никогда не будет придвигаться к нашим границам. Придвигается? Да. Есть у нас основания не доверять нашим западным друзьям? Наполеона мы помним? Гитлера мы помним? Да мы ещё и шведов помним. Всё время сюда. Они хорошие в принципе, но основания не доверять есть. А теперь мы видим, как откалывается Украина, и как 36-й флот приближается к Севастополю. Есть две вещи. Первое – чрезвычайная военная опасность. И второе – моральная. Около Севастополя стоит 36-й американский флот. Могли мы его забрать? Нет, но мы это сделали. Платить за это надо? 100%. Платим.

Дальше. Тартусс – единственная оставшаяся наша база в Средиземноморье. Что-то нужно с ней делать? Я думаю, что надо плясать отсюда. Другое дело, ввод туда войск и всё остальное – я не президент, я не знаю всего, что он знает. И мозги, наверное, не те. Ввёл – наверное, так было нужно. Демонстрируя свой флаг, мы – серьёзные ребята.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Но мы доказали, что мы серьёзные за это время? За 5,5 месяцев.

В. БОРТКО: Да. Но другое дело – выводить сейчас. Наверное, кишка немного тонка, не знаю. Но я играю в шахматы. И продемонстрировать угрозу иногда стоит. Мне трудно говорить об этом сейчас правильно.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Но я правильно Вас поняла, что, наверное, сейчас пока не надо было уходить?

В. БОРТКО: Я не знаю. Я хотел бы посмотреть, чем это кончится. Про Крым я полностью согласен. Здесь дальше мне трудно судить. Для этого надо иметь 4 разведки. 8–17 помощников, и всё остальное. Но сейчас мы посмотрим, что будет дальше. Не могу сказать, самому интересно.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Слушатель спрашивает: «Жириновский тут предлагал возродить КГБ. Вы за, раз Вы так его поддерживаете?»

В. БОРТКО: Я его не поддерживаю. Он антисталинист, а я сталинист. Тут мы с ним на ножах. Более того, нас вызывали «К барьеру», и я выиграл 70/30. А вот что касается Ельцина и Горбачёва, тут мы вместе. Бывает по-разному.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Я даже Жириновским была удивлена, когда он прямо заявил, что КГБ не в его стиле. А Вы наоборот должны были сказать – это то, что нам нужно.

В. БОРТКО: Что касается КГБ, я думаю, то, что существует сейчас – правильно. Такой монстр, как КГБ, где и суд, и расправа в одном лице – нет, думаю, что не стоит.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Примем звонок.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Ваш гость упомянул, что Сталин оставил нам империю – от Адриатического до Охотского моря. Не кажется ли Вам, что ошибка и упущение СССР в том, что он не интегрируется как Европа на сегодняшний день с теми странами, которые она имела в составе СССР?

В. БОРТКО: Кишка была тонка. Это искусство возможного. Понятно, что мы после войны стали в тысячу раз мощнее, чем до. Но интегрировать себя с людьми, которые не очень этого хотели и не очень понимали, что это такое… Я думаю, что Иосиф Виссарионович трезво оценивал ситуацию, и этого не сделал. И правильно. Более того, Вы знаете, что предлагали не делать ГДР и ФРГ, а оставить Германию единой? Это мы, а они предлагали её разделить. Так что был трезвый взгляд на исторические события.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Спасибо, Владимир Владимирович. Владимир Бортко, зампред комитета Госдумы по культуре и режиссёр. С Вами – 92% слушателей.

В. БОРТКО: Я счастлив. Спасибо.

Источник

Владимир Бортко
Владимир Владимирович Бортко (р. 1946) — известный российский режиссер, сценарист и продюсер. Народный артист Российской Федерации (2000), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994), Народный артист Украины (2003), лауреат Государственной премии РСФСР (1988), кавалер ордена Почёта (2006). Депутат Государственной Думы VI созыва от КПРФ, заместитель председателя комитета Госдумы по культуре. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...