СОЗДАДИМ РУССКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Выступление Натальи НАРОЧНИЦКОЙ, председателя парижского отделения Института демократии и сотрудничества, сделанное по скайпу на первом заседании Изборского клуба

Я счастлива, что мы вспомнили о том, что у нас есть история, что у нас есть наше родовое гнездо, откуда есть пошла русская семья. Давайте посмотрим, вообще, в каком запустении находится именно центральная изначальная Россия, как пострадал здесь от экспериментов XX столетия именно русский народ — основатель и стержень российской государственности.

Я очень счастлива уже сейчас, прослушав несколько последних выступлений, что здесь не стесняются употребить слово "русский", потому что я возмущена тем, как нас заставляют отказаться от этого имени, которым названа наша страна — Россия. Ведь никакого шовинизма в этом нет совершенно, потому что любовь к своему — это вовсе не ненависть к иному. Только тот, кто любит и ценит свое наследие, способен с почитанием и уважением относиться к подобным чувствам других. Поэтому я считаю, мы должны заявлять о том, что главная проблема сегодняшних трудностей России: угроза раздробленности (как здесь говорилось и многие так считают), угроза распада страны, — это проблема в первую очередь русского народа.

Если выстоит русский народ, если он восстановит себя как будущую силу государства — полный социальной и исторической энергии, то расцветут и все другие народы, которые сохранили верность нашему общему историческому проекту. Поэтому вы правильно говорите о том, что в нашем государстве проблема с отсутствием подлинного мировоззрения, подлинной идеологии. Как-то технократическое мышление за всю перестройку и постперестройку выдавило из сознания людей тот факт, что человеком, поскольку он не животное, движет некая идея, некая задача оправдать свою жизнь — и не только перед Богом, перед другими людьми, но и перед своей собственной совестью. Что в этом заключается смысл жизни.

Поэтому восстановление именно нации как единого преемственно живущего организма: с общими целями, ценностями, с общим духом, миросозерцанием, с общими историческими переживаниями — вот что даст энергию, заставит поверить опять в свои силы и созидать. Сегодня нас учат тому, часто это косвенно и прямо, что нация — это так, совокупность индивидов с отметкой в паспорте. Однако это не так, это совершенно не так. Категория "я" и "мы" живут неслиянно и нераздельно. Принадлежность к "мы" наделяет личность "я" такими качествами, которых вообще не было у этой личности самой по себе.

На необитаемом острове ребенок не сможет вырасти человеком, не сможет понять и принять в себя такие понятия, как честь, достоинство, милосердие — это будет полный рационализм, близкий к животному миру. Поэтому давайте говорить более, так сказать, практически. Почему сегодня народ безмолвствует, почему, как здесь правильно сказали, не откликается на наши идеи? Потому что нам нужны конкретные дела. Поэтому провозгласим русское гражданское движение. Это именно восстановление созидательных сил и собирание созидательных сил русского народа, чтобы он поверил в себя.

Есть статистические данные, которые показывают, в каком упадке находился русский народ. Как из народа, у которого самая благоприятная демографическая была картина до революции, по сравнению с другими народами, которые вымирали, русские превратились в народ, который вымирает. В середине 90-х годов в Ярославской области смертность в семь раз превышала рождаемость. И то же самое наблюдалось практически по всей стране, образуя печально знаменитый "русский крест".

Что такое "гражданская нация", о которой нам трубят сейчас со всех, так сказать, башен? Что составляет главную и даже материальную силу гражданской нации? Ведь она рождается не на пустом месте. Она имеет такие бытовые и социальные обычаи, которые становятся доминирующими и втягивают в свою орбиту другие народы, не подавляя, а обогащая и развивая их этническую культуру. Когда лезгинку танцуют на кавказских свадьбах — мы аплодируем, мы радуемся, что народы, принадлежащие к семье российских народов, сохранил свои самобытные традиции. Но когда лезгинку начинают танцевать на Красной площади, на могиле Неизвестного солдата, — это совершенно другой вопрос.

Русский народ в состоянии преодолеть социально-экономический упадок и по-прежнему сыграть роль стержня, несущего хребта нашей государственности. Для русского менталитета интересны не торговля и не финансовая сфера — ему интересны медицина, военная тема, инженерия. Русский — учёный, технолог, изобретатель, врач, учитель. Все эти сферы профессиональной деятельности и созидания человеческой жизни сегодня находятся в упадке, финансируются по остаточному принципу. Не случайно поэтому бывший инженер, торгующий в палатке, — ниже социальным статусом, чем приезжий, который, пользуясь своими традиционными привычками, способен решать все свои социальные, профессиональные, семейные и прочие проблемы при помощи клановых связей, что не свойственно русскому народу.

Воссоздайте индустрию на местах, возродите провинцию — пусть начнутся там стройки, начнется и рождение детей. Подтяните престиж тех профессий, в которых реализовывал себя русский народ — и, без всякого акцента на национальность, который, может быть, кому-то покажется неприемлемым, — вы получите возрождение всей России.

Народ не откликается на наши идеи, поскольку всё, что можно было сказать в теории, — мы сказали. Сейчас нужны прежде всего конкретные дела.

В каждом маленьком городе русские люди, как бы они ни были заражены потребительским вирусом, интуитивно хотят какой-то правильной жизни. Воспитывать детей так, чтобы можно было услышать русскую сказку "Крошечка-Хаврошечка" или "Мальчик-с-пальчик", или другие народные сказки. Чтобы можно было знать и гордиться собственной историей.

Я проработала некоторое время в Америке. Там во всех городах улицы называются одинаково — так мало у них исторических символов. Но они ими гордятся, они их почитают, они воспитывают в детях не национальный, а именно американский патриотизм. делают эту историю. Вот наш Изборск — мы сейчас о нем вспомнили. А помнили ли мы о нем в течение всего предыдущего столетия? Нет.

Поэтому моя главная идея сейчас — это забота о том, чтобы русский, стержневой народ нашей страны — не только сохранил, но и восстановил свою социальную, историческую энергию, и увлек так же, как раньше, как это было в течение тысячи лет, за собой другие народы. Я не боюсь сказать — братские, они и были братскими, потому что мы вместе били Наполеона, вместе били Гитлера.

Почему сейчас все говорят о каких-то грозящих нам межэтнических конфликтах? Потому что причина не в гипертрофированной русскости, а, наоборот, — в унижении русского достоинства. Поэтому, когда мы видим действительно уродливые явления в нашей русской молодежи, то нужно задуматься над тем, чтобы национальное чувство, если его не подавлять, а осветить высшими ценностями, соединяя веру, науку и патриотизм, побуждало людей снова почувствовать себя творцами истории.

Национальное чувство, которое подавляется и унижается, рождает только зоологические чувства на уровне "свой—чужой". Такие люди не знают, "за что" они, зато точно знают, "против кого". Надо и об этом подумать. Все явления фашизма возникали только при унижении национального достоинства.

Сегодня патриотизм перестал быть бранным словом, каким он был в 90-е годы. Помните, что кричали либеральные СМИ в спину нашим солдатам, которые проливали свою кровь в Чечне? Я это помню очень хорошо. Терроризм имеет шанс на успех только в обществе, где утрачено общенациональное мировоззрение, где господствует принцип: "Моя хата с краю". Потому что шантаж государства возможен только в условиях, когда общество не имеет общенациональной идеи. Если бы нынешнее мировоззрение господствовало в нашей стране во время гитлеровского нашествия, то карательные операции нацистов, вместо того чтобы, как это было на самом деле, побуждать волну ярости благородной и объединять общество вокруг армии, порождали бы только панику и уныние. Спрашивается, могли бы мы в таком случае победить в той войне? Вряд ли.

Потому что армия — это рука общенародного тела. Почему не хотят служить в армии? Не только потому, что там дедовщина и так далее. На "гражданке" в этой возрастной группе гораздо больше совершается преступлений, а понятие "защитника Отечества" полностью дискредитировано. Я хотела бы призвать вас — меньше теории! Теории печатали и будут печать, а больше конкретики для русского человека, для русского воина, для русской глубинки, для русского нашего центрального изначального родового креста и, в том числе, для нашего славного города Изборска.

Впервые напечатана в газете «Завтра» 12.09.2012.

Наталия Нарочницкая
Нарочницкая Наталия Алексеевна (р. 1948) – известный российский историк, дипломат, общественный и политический деятель. Доктор исторических наук. Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН. Директор Фонда исторической перспективы. Президент Европейского института демократии и сотрудничества. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...