ИСЛАМСКИЙ МИР В 2012 ГОДУ

Шамиль Султанов

В условиях все более острой стратегической неопределенности в мире, значимость и роль исламского мира в глобальной политике в нынешнем году существенно возросли. И не только из-за скакнувшего вверх уровня конфликтности Большого Ближнего Востока, не только из-за резко обострившейся политической конкуренции ключевых глобальных игроков за этот регион, и не только из-за усиления здесь вероятности возникновения большой глобальной войны.

Вспыхнувший восстаниями и мятежами, войнами и острой нестабильностью системный кризис в исламском мире стал своего рода мистическим зеркалом, в котором весь остальной мир вдруг увидел и свои обостряющиеся, неразрешимые проблемы, и свое недалекое, бурное будущее.

И это, в первую голову, связано с тем, что арабская революция, которая началась в 2011 году, продолжила в нынешнем году свое тотальное наступление по многим направлениям, и ее влияние стало ощущаться все дальше от границ арабского региона. По самым разным причинам на Западе предпочитают не объединять все эти события понятием «революция», предпочитая эрзац наименования, типа «арабская весна», «арабское пробуждение» и т.д.

Этот год показал, что революция – это не только изменение общественного сознания, но и реки крови…

Главная проблема таких стилистических хитростей заключается в том, что любая настоящая революция всегда воздействует неожиданным образом на многие региональные и глобальные процессы. Это относится и к нынешней арабской революции, что сегодня прямо признают и Бжезинский, и Кругман, и Стиглиц.

Революция – это всегда крайняя неоднозначность. С одной стороны, главная характеристика любой настоящей революции – кардинальное изменение общественного сознания, за которым неизбежно следуют глубокие трансформации социальных, экономических и политических структур.

Но, с другой стороны, революции – это реки крови и гноя, чудовищные преступления, немыслимые в стабильные периоды, беспощадное попрание человеческой морали и традиционных законов

Наиболее наглядно образ нынешней арабской революции проявляется в Сирии. События там начинались в 2011 году с достаточно умеренных социально-экономических требований. Но уже через полтора года в этой стране вспыхнула полномасштабная гражданская война, внутри которой главным неотвратимо становится религиозный компонент, религиозное содержание, религиозные лозунги. В Сирии погибло уже более 40 тысяч человек. И если гражданская война продлится, то погибнут гораздо больше мусульман и немусульман.

Он еще более явственно продемонстрировал противоречия между суннитами и шиитами…

Начавшаяся глобальная и долгосрочная трансформация исламского мира проявилась в нынешнем году не только в усилении роли политического Ислама в различных сферах большинства мусульманских стран, но и в существенном усилении внутренних противоречий в самом процессе глобальной исламизации.

Прежде всего, заметно обострились отношения между суннитами и шиитами. Если еще шесть лет назад этот фактор особенно был заметен в Ираке, где в его раздувании очень важную провокационную роль сыграла британская МИ-6, то сейчас шиитско-суннитские противоречия усиливаются во многих странах — в Сирии, Ливане, Пакистане, Саудовской Аравии.

Одна из причин роста этого противоречия в глобальной умме (помимо целенаправленных операций западных спецслужб) заключается в том, что в 2012 году резко усилился политический вес и влияние салафитов во всем исламском мире. Сам по себе этот процесс уже интересен, поскольку в течение длительного времени, очень разнородное и многочисленное салафитское движение считало харамом само участие в политических процессах, включая выборы и т.д.

В 2012 году в исламском мире сложился очень неустойчивый баланс сил, который уже в ближайшие несколько месяцев может привести к совершенно неожиданным изменениям. Во многом это будет связано и с предстоящими кардинальными сдвигами (или революцией) во властной системе Саудовской Аравии. Фактически после ухода нынешнего короля Абдаллаха может начаться «игра без правил» среди претендентов на престол между внуками основателя династии.

…а также между салафитами, «ихванами» и суфиями

Быстрая политизация салафитов стала, во-первых, реакцией на резкое усиление в нынешнем году роли и влияния «Братьев-мусульман» в исламском мире. То есть, салафиты стали брать пример с наиболее политизированного исламского движения.

А, во-вторых, благодаря мощной поддержке салафитских организаций со стороны Саудовской Аравии и других стран Персидского залива, которые относятся к «Братьям» как главной революционной силе, распространяющейся в мире ислама и способной добраться и до консервативных арабских королевских режимов. Не случайно, что некоторые страны Залива уже причислили «ихванов» к числу своих основных внешних и внутренних угроз.

Другое дело, – и события уходящего года это уже подтвердили, – что постепенно усиливающееся салафитское политическое наступление все более выходит из – под контроля Эр-Рияда, что не может не вызывать серьезных опасений саудовской элиты. Салафиты объективно превращаются в мощную региональную самостоятельную силу, которая рано или поздно начнет объединяться, станет обладателем своей особой политической идеологии, выдвинет свою плеяду новых политических лидеров.

В среднесрочной перспективе жесткая конкуренция между «ихванами» и салафитами будет только усиливаться, – в Египте и Тунисе это уже заметно стало и в нынешнем году. Здесь есть и глубинная объективная причина. По мере развития действительной революции, она объективно должна радикализироваться. Парадоксальным образом, именно ультраконсервативные, вроде бы, салафиты и становятся базой такой радикализации. Как это уже и продемонстрировали события на Синае летом 2012 года.

Усиление салафитов приводит к росту и другого внутриисламского противоречия – между суфиями и салафитами. В нынешнем году это проявилось и в Ливии, и в Египте, и на российском Северном Кавказе (убийство Саида Афанди Черкейского).

Но он был также и годом победы Газы над Израилем…

Целый ряд событий на Большом Ближнем Востоке продемонстрировал один достаточно нетривиальный факт. Одним из важных и эффективных компонентов силы в противостоянии даже с наиболее технологически развитыми противниками вновь становятся политическая воля мусульман и безусловная верность базовым религиозным принципам.

В 2012 году целый ряд американских военных вынуждены были уже открыто признать, что возвращение талибов к власти в Афганистане – дело только времени.

После того, как ХАМАС одержал победу в ноябрьской войне с Израилем, Запад кардинально поменял свои взгляды на Движение исламского сопротивления. Очень влиятельные силы в Европе и США стали утверждать, что никакое урегулирование на Ближнем Востоке без ХАМАС невозможно, что включение ХАМАС в список террористических организаций – это ошибка, что нельзя требовать от ХАМАС признания Израиля и т.д.

… и годом признания Ирана региональной супердержавой

Исламская Республика Иран уже тридцать три года находится в состоянии прямой и принципиальной конфронтации с США. Давление на Тегеран в этом году еще больше усилилось. Тем не менее, иранцы не отступили от своих ключевых принципов. И, фактически, несмотря на многочисленные санкции, Вашингтон именно в этом году был вынужден признать Иран региональной супердержавой, с которой опасно вступать в прямое военное столкновение. Израиль в 2012 году неоднократно пытался блефовать, угрожая ИРИ, но, парадоксальным образом, именно американцы стали основной сдерживающей силой для возможных авантюр Нетаньяху в отношении Ирана.

… и годом принятия лучшей конституции в истории Египта

К важнейшим для всей глобальной уммы событиям 2012 года относится принятие новой Конституции Египта. Фактически это второй в мире основной закон (после Конституции ИРИ), который реально основан на шариате. Принятие этой египетской конституции происходило в невероятно сложных международных и внутриполитических условиях. Когда мы говорим об усилении глобального исламского тренда, то новая египетская конституция является своего рода материальным воплощением этого всемирного процесса.

Одновременно в этом же году завершилась подготовка новой Конституции в Турции. После проведения референдума в следующем году будет сделан решающий шаг к формированию исламского социума в этой стране.

…Один из классиков общей теории систем как-то сказал: «Единственный совет, который можно дать человеку, думающему о будущем – всегда будь готов удивиться!».

Такова судьба человека. Поскольку Всезнающий – только Он!

Шамиль Султанов, президент Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир».

www.wordyou.ru 28.12.2012

ПОДЕЛИТЬСЯ
Шамиль Султанов
Султанов Шамиль Загитович (р. 1952) – российский философ, историк, публицист, общественный и политический деятель. Президент центра стратегических исследований «Россия – исламский мир». Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...