НАША ИСТОРИЯ НЕСЕТ В СЕБЕ ПАСХАЛЬНЫЙ СМЫСЛ

Александр ПрохановАлександр Проханов

Формулой "Русский мир" в последнее время оперируют самые разные люди. Что есть Русский мир? Это какая-то космическая энергия, которую пока не удаётся определить, найти её мерило и параметры, но то, что она есть, — это совершенно очевидно. И в недрах категории "Русского мира" происходят и будут происходить очень важные для нашей родины грандиозные события, связанные с реинтеграцией пространств, может быть, связанные с обороной, связанные со сложнейшими духовными конвергентными явлениями.

Сначала существовала огромная Киевско-Новгородская языческая империя, населённая множеством самых разных народов. И весь этот языческий конгломерат жил, двигался, управлялся, торговал, воевал, и это была мощная сетевая геостратегическая организация. Князь Владимир Красное Солнышко, который волею судеб возглавил эту империю, оказавшись в Херсонесе и ступив босыми ногами в купель, принял Святое крещение. Говорят, что он выбирал между религиями, искал наиболее оптимальную веру для своих владений. Но мне кажется, что это неправильно, потому что религию не выбирают, Христа не выбирают. Христос либо вселяется в тебя, либо проходит мимо. Православие выбрало Владимира, а Владимир, став христианином, транслировал чудо своего преображения на все гигантские пространства своей земли. С этого момента и образовался Русский мир.

Русский мир несёт в себе, на мой взгляд, две компоненты: одна связана с небесами, с нетленным, с фаворским светом, с чудом преображения, с крещением. А вторая компонента — земная, имперская, это организация земель, пространств, культур. Если небесная компонента остается незыблемой, потому что не подвержена тлению, поруганию, исчезновению, то земная, государственная, имперская категория Русского мира постоянно меняется. Она то увеличивается, то уменьшается, то теряет свои пространства и народы, то вновь разрастается. Это мы называем таинственной синусоидой русской истории, когда русские империи, достигая величайшего расцвета, потом пропадают и превращаются в чёрные дыры, зияющие ямы. Затем из этих чёрных дыр они опять восходят, создавая всякий раз новую форму Русской цивилизации.

Эта пульсация говорит нам, что Русский мир может сжиматься, иногда до нуля. Сжимается Киевско-Новогородская империя, но потом на её месте возрождается Русский мир уже как Московское царство, затем и оно гибнет в океане смутных вихрей, но возрождается и превращается в романовскую 300-летнюю империю, которая, прекратив своё существование на станции Дно, уступает место будущей сталинской красной империи, непобедимой и несокрушимой, — и в то же время в три дня превратившейся в прах в 1991 году. И теперь возникает пятая, сегодняшняя империя.

Если бы не было небесной вертикали, небесной Святой Руси, то с Русским миром было бы давно покончено. Как Русская цивилизация переплывала эти чёрные бездны? По-видимому, переплывала благодаря тому, что у неё сохранялась нетленная вертикальная небесная компонента. И в чёрную чашу смерти капало с небес несколько живительных капель нисходящей нетленной энергии, и из этих чёрных океанов, из пучин опять возникала русская государственность. Это наше умирание и страшно, и не страшно, поскольку история вселяет в нас мысль о том, что мы, как государственность, — непобедимы.

В Русском мире существует область, которая требует непрестанных молений, молитв, — это та вертикаль, о которой я сказал. Но в Русском мире есть и нужда в разработке и отстаивании стратегий, их требует имперская, земная, двухмерная Россия. Поэтому мы говорим сегодня о соединении молитв и стратегий.

Наша история несёт в себе пасхальный смысл. В русскую историю вселился Христос во время Крещения, и это придало ей характер непрерывной Голгофы, восхождения на крест, и затем — пасхального Воскрешения. Это сделало Русскую цивилизацию жертвенной и мученической. Как бы мы ни наряжались в золотые кафтаны, мы должны знать, что рано или поздно эти кафтаны будут разодраны. Мы примем на себя мировое зло, пострадаем в этом мировом зле, оно испепелит нас, может быть, даже почти до конца. Но наша задача — превращать мировое зло в мировой свет. Эта задача, непосильная другим народам, вменена нам именно потому, что мы — Русский мир. Отсюда же проистекает такая категория, как святость русского оружия, подтверждённая святостью нашей Победы 1945 года.

И если Святая Русь присутствует во всех фрагментах русской истории, то она присутствует и в красном периоде. И задача сегодняшних христиан, носителей русских смыслов заключается в том, чтобы христианизировать красный период русской истории. Это гигантская мировоззренческая, историософская и духовная задача.

Александр Проханов
Проханов Александр Андреевич (р. 1938) — выдающийся русский советский писатель, публицист, политический и общественный деятель. Член секретариата Союза писателей России, главный редактор газеты «Завтра». Председатель и один из учредителей Изборского клуба. Подробнее...