Русский мир. Русские в мире

Александр Якименко

Русский мир — это мир России…

Русский мир — концепция международного трансгосударственного и трансконтинентального сообщества, объединённого причастностью к России и приверженностью к русскому языку и культуре.

Русский мир (Русский мiръ) — концепция объединения всех людей, ощущающих сопричастность к русской культуре и России. Слово «русский» в названии указывает прежде всего на исторические корни общности, берущей своё начало в Древней Руси…

Так вот о Русском мире заговорили относительно недавно – в середине нулевых. Именно в эти годы многие наши соотечественники стали проявлять особый интерес к изучению духовного и культурного наследия русской эмиграции. Повышенный интерес к России стали проявлять и потомки эмигрантов разных волн.

На государственном и церковном уровне был предпринят ряд шагов, направленных на примирение и взаимное сближение русских, живущих в России и за ее пределами. В 2005 году в Москве была открыта библиотека-фонд «Русское зарубежье» – ныне «Дом русского зарубежья», в России были перезахоронены останки императрицы Марии Феодоровны, генералов Антона Ивановича Деникина и Владимира Оскаровича Каппеля, певца Федора Ивановича Шаляпина.

17 мая 2007 года был подписан Акт о воссоединении Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом, наконец, в том же году Министерством иностранных дел и Министерством образования России был создан фонд «Русский мир».

Тема Русского мира получила распространение и в церковной среде. Так, Святейший Патриарх Кирилл активно употреблял его в целом ряде своих выступлений и проповедей, главным образом в первые годы своего патриаршества. Особенно часто Патриарх говорил о Русском мире во время поездок на Украину и в Белоруссию, обосновывая при помощи этой концепции идею единства братских славянских народов некогда единой страны. Впрочем, как таковая концепция Русского мира до сих пор не является детально разработанной, хотя и в светской, и в церковной среде предпринимались определенные попытки сформулировать ее основные, базовые принципы.

«Русский мир — это не только русские, не только россияне, не только наши соотечественники в странах ближнего и дальнего зарубежья, эмигранты, выходцы из России и их потомки. Это ещё и иностранные граждане, говорящие на русском языке, изучающие или преподающие его, все те, кто искренне интересуется Россией, кого волнует её будущее. Очевидно, что все пласты Русского мира — полиэтнического, многоконфессионального, социально и идеологически неоднородного, мультикультурного, географически сегментированного — объединяются через осознание причастности к России.

Формируя «Русский мир» как глобальный проект, Россия обретает новую идентичность, новые возможности эффективного сотрудничества с остальным миром и дополнительные импульсы собственного развития…

Мир — это отсутствие вражды. Русский мир — это ещё и русское примирение, согласие, русский лад, единство, преодолённые расколы ХХ века…

Русский мир должен быть не столько воспоминанием о прошлом, сколько деятельным, мобилизующим началом построения лучшего будущего для великого народа, живущего в мире с собой и остальным миром».

Обратим особое внимание на то, что в этом тексте содержится заявка на то, чтобы считать Русский мир глобальным проектом, направленным на формирование новой идентичности. Это утверждение со всей очевидностью свидетельствует о том, что современная Россия переживает кризис идентичности и крайне заинтересована в формировании новой идентичности, отвечающей целям страны на данном этапе ее исторического бытия.

Основой новой идентичности объявляется сама Россия, однако, можно предположить, что под Россией в данном случае подразумевается не cтолько государство Российская Федерация, сколько цивилизация, имеющая свои вполне определенные отличительные особенности, характерные черты, свою миссию в мире.

Русский мир является многоконфессиональным, однако совершенно очевидно, что его духовную основу составляет Православие. При этом следует иметь в виду, что именно православное христианство, сохраняя верность принципу где дух Господень – там свобода (2 Кор. 3,17), сумело создать такое духовное пространство, в котором и последователи иных религий – в первую очередь, ислама, иудаизма, буддизма, а также инославных конфессий, – могли бы свободно исповедовать свою веру.

Несмотря на то, что в истории взаимоотношений традиционных конфессий России с Православием можно найти и темные пятна, эти противоречия никогда не перерастали в серьезные религиозные конфликты, а тем более войны. И в этом заключается одно из несомненных достижений российской цивилизационной модели.

Когда мы говорим о Русской Православной Церкви, слово «русская» обозначает принадлежность к духовной традиции, созданной и сохраняемой нашей Поместной Церковью. Как и тысячу лет назад, наша Церковь сегодня свидетельствует о том, что русский – это православный, принадлежащий к русской духовной традиции. В этом смысле русскими с полным правом могут считать себя не только великороссы, белорусы и украинцы, но и чуваши, евреи, татары, англичане, немцы, французы и представители любых иных национальностей.

Но когда речь идет о Русском мире, то под словом «русский» следует понимать принадлежность к определенной цивилизации, сформированной и формируемой вокруг России на основе консенсуса ценностей традиционных конфессий – в первую очередь, христианства и мусульманства. Под ценностями в данном случае следует понимать проекцию религиозного учения в общественную жизнь. Может быть, не все, кто осознает свою причастность к Русскому миру, разделяет вероучение Православной Церкви или ислама, но при этом все они должны разделять те принципы общественных отношений, которые определяются мировоззрением доминирующих конфессий России. Назовем только основные, наиболее важные из них, это: — уважительное отношение к мировоззрению, религиозному выбору, национальному происхождению и полу другого человека;

-признание приоритета общественного над частным;

-осознание долга и ответственности перед страной и обществом;

-следование принципам солидарности и взаимовыручки;

-утверждение традиционных семейных ценностей – любви и верности;

-память о славных деяниях предков;

-забота о будущих поколениях.

В этом смысле полноправными членами Русского мира могут быть как представители разных этнических групп, так и последователи разных конфессий, в том числе и нерелигиозные люди, разделяющие данные ценности. Таким образом, именно ценностное измерение дает возможность понимать Русский мир не исключительно как совокупность русских, живущих в России и за ее пределами, но как особую цивилизацию, восходящую к крещальной купели святого князя Владимира, несущую миру свои ценности и имеющую свою миссию.

Мы наметили основные контуры идентичности Русского мира. Следует отметить, что в разные эпохи соотношение духовного и национального начала в формировании идентичности было различным.

До революции национальная идентичность в большинстве случаев определялась через религиозную, при переписи населения указывалось вероисповедание человека, а не его национальная принадлежность. Так, например, немецкие княжны-лютеранки, переходя в Православие и выходя замуж за членов императорской фамилии, становились благоверными русскими княгинями, получали православные имена и в качестве знака принадлежности к русскому царствующему дому – отчества.

В советское время, напротив, имело значение только национальная идентичность, в то время как религиозная практически игнорировалась, хотя, как известно, накануне Второй мировой войны после массированной пропаганды безбожных пятилеток более 60 процентов населения Советского Союза продолжали считать себя верующими.

Очевидно, что новая российская идентичность, о необходимости которой говорят, в частности, идеологи фонда «Русский мир», должна учитывать и духовное, и национальное начало, поскольку они являются важнейшими факторами самоидентификации человека. При этом не следует прятаться за ширму общегражданской идентичности, ссылаясь на то, что в паспортах граждан России не указано ни вероисповедание, ни национальная принадлежность. Если понимать под россиянами только обладателей российских паспортов, то построить новую российскую идентичность будет чрезвычайно сложно. Принадлежность к Русскому миру не тождественна наличию российского паспорта.

Скажу несколько слов о том, какие последствия может иметь отказ от ценностей Русского мира. Очевидно, самым ярким примером практически полной смены идентичности у значительной части народа, особенно молодой его части, стала Украина. Менее чем за четверть века в этой стране удалось сделать страшное: воспитать поколение молодых людей, которые на русском языке сочиняют такие стихи, как нашумевшие вирши Анастасии Дмитрук под названием «Никогда мы не станем братьями…»

Данный проект, очевидно, одна из последних разработок, направленных на раскол Русского мира. Русские против России – что может быть лучше? Вот уж действительно достижение злого гения! После всех провалившихся попыток завоевать Россию путем военной агрессии решили сделать это нашими же руками!

Обращает на себя внимание тот факт, что данный ресурс, продвигающий совершенно чудовищные по своей нелепости идеи, поддерживается на достаточно высоком уровне, то есть хорошо финансируется.

Однако новая независимая элита решила пренебречь реальностью. В течение 23 лет происходило настойчивое вытеснение русского языка – в частности, число русских школ сократилось в разы. Активно навязывался новый исторический миф, согласно которому Украина всегда была «Не-Россией», а русские ее оккупировали и угнетали. В расколе Русского мира активное участие приняли церковные деятели. «Под этой благозвучной вывеской кроется имперская идея лишения Украины ее государственности и независимости», – заявляет глава самопровозглашенного Киевского патриархата Филарет (Денисенко), говоря о доктрине Русского мира.

Для того же, чтобы разрыв с Россией был благожелательно воспринят образованным классом, его припудрили «европейским выбором». Мол, если Украина – не Россия, то тогда она Европа. Многие поверили.

В результате возникла национальная шизофрения, вырвавшаяся наружу зимой 2013–2014 годов. Когда русофобия приняла агрессивные и жесткие формы, и страна оказалась на пороге новой Руины. Украинский кризис стал самым серьезным вызовом для Русского мира после революции 1917 года. И это поставило перед Россией ряд серьезных вопросов.

А ведь конфликт на Юго-Востоке Украины – это не что иное, как война идентичностей. Неслучайно поводом для конфликта стал отказ Киевской власти в официальном использовании в этих регионах русского языка. Ошибочно было бы думать, что здесь воюют русские с украинцами: подавляющее большинство ополченцев имеет украинские паспорта, а среди тех, кто проводит террористическую операцию против мирных жителей Донбасса, немало людей с русскими фамилиями. Вспомним в этой связи и о том, что у истоков идеи украинства в начале ХХ века стояли этнические русские Дмитрий Донцов и Николай Михновский.

В действительности противостояние проходит именно по границе Русского мира. Сложность разрешения данного конфликта заключается в том, что Русский мир – это не географическое, не политическое, а цивилизационное понятие.

Русский мир – это тот цивилизационный проект, который Россия может предложить миру в XXI веке как альтернативу западному проекту с его либеральными ценностями, в основе которых лежит индивидуализм и неограниченное потребление. Именно в рамках проекта Русского мира возможно мирное сосуществование и творческое развитие разных народов и религий на основе мирного и уважительного диалога и принципов солидарности.

Русский мир невозможен без России, а Россия невозможна без Российского государства, гражданского общества, Русской Церкви и иных традиционных конфессий.

В каждой стране, независимо от ее географического расположения, можно услышать русскую речь. И чем реже она слышна, тем острее ощущается дефицит общения. Особенно остро это чувствуют те, кто живет в странах, где русскоязычная диаспора малочисленна.

Важнейшей особенностью русской общины за рубежом является интеллектуальность. Это подтверждается как элитарностью постреволюционной эмиграции, состоявшей из наиболее культурных слоев российского общества, так и современной «утечкой умов».

Почти в каждом городе мира можно отыскать газеты и журналы на русском языке — языке, который объединяет нас, независимо от национальности, расы или религиозной принадлежности.

Русскоязычная диаспора — это рассеяние по всему миру не только русских людей, но и русской культуры, русской науки, русского образования и пр.

Это и величественная русская архитектура за рубежами России, целые русскоязычные города и другие поселения в десятках стран света.

Россия принесла в различные страны высокоэффективное русское предпринимательство. Русское имущество в мире едва ли ни сопоставимо с богатством внутри России. По всему свету распространились русские центры, музеи, художественные галереи, богатейшие архивы, научные организации, общественные объединения, русские поселения и предприятия.

Русскую речь можно услышать в любом уголке мира. Сегодня русскоязычная диаспора представлена почти в каждой стране земного шара. Это Австралия, Австрия, Азербайджан, Арабские страны, Аргентина, Армения, Бангладеш, Бельгия, Великобритания, Венгрия,Германия, Гонконг, Грузия, Дания, Израиль, Индия, Испания, Италия, Казахстан, Канада,Китай, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдавия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, ОАЭ,Польша, Словакия, Словения, США, Таджикистан, Таиланд, Туркменистан, Узбекистан,Украина, Франция, Финляндия, Чехия, Швеция, Швейцария, Эстония, Южная Корея, Япония и др.

Численность Русской диаспоры (по убыванию):

— Украина: 8,334,000 (2001 г.)

— Казахстан: 4,480,000 (1999 г.)

— Белоруссия: 1,142,000 (1999 г.)

— Израиль: 1,000,000 (2007)

— США: 750,000 (2000 г.)

— Латвия: 685,000 (2002 г.)

— Узбекистан: 620,000 (2005 г.)

— Кыргызстан: 604,000 (1999)

— Эстония: 345,000 (2006)

— Бразилия: 500,000 (2006)

— Литва: 220,000 (2001)

— Молдавия: 202,000 (2004)

— Германия: 178,600 (2003)

— Канада: 158,850

— Азербайджан: 144,000

— Туркменистан: 142,000

— Франция: 115,000 (2007)

— Великобритания: 100—200,000 (2007)

— Таджикистан: 69,000 (2000)

— Грузия: 67,671 (2002)

— Австралия: 60,200

— Румыния: 30,000

— Финляндия: 20,000

— Болгария: 15,595 (2001 г.)

— Китай: 15,600 (2000 г.)

— Армения: 14,660 (2002 г.)

— Новая Зеландия: 2,916 (2001 г.)

Отечество состоит в первую очередь не из территорий, а из людей. Кто они — наши сограждане, жители Русского Архипелага? За пределами России проживает более 30 миллионов бывших граждан России и их потомков. Но можно ли сформулировать и установить точные критерии, которые позволили бы нам окончательно отделить «своих» от «полусвоих», тех, кто сохранил свою национальную идентичность от тех, кто успешно ассимилировался в инокультурную среду?

Как страна, главной статьей доходов которой являются недра, Россия напоминает "третий мир". Но как страна, экспортирующая десятки тысяч квалифицированных специалистов в год в США, Австралию, Канаду, Германию, Англию, Италию и Францию она остается ведущей интеллектуальной державой. Россия почти не экспортирует high-tech товары. Зато она экспортирует интеллектуальную силу, являясь в этом настоящей супердержавой.

Русский язык в основном обеспечивает потребности межнационального общения. Всего русским языком в мире в той или иной степени владеют более полумиллиарда человек, и по этому показателю русский занимает третье место в мире после китайского и английского.

Русские бывают разные, и отношение к ним разное. В целом я не замечал какой-то особой нелюбви к русским. Русские — гостеприимные, душевные, веселые люди, и все это знают. В мире русских любят именно за эти качества.