РУССКАЯ КУЛЬТУРА – ПОСЛЕДНЕЕ, ЧТО ОСТАЛОСЬ ОТ ЗАПАДНОЙ КЛАССИКИ

Сергей ЧерняховскийСергей Черняховский

«Основная уникальность и значимость русской культуры заключается в том, что это открытая интегративная система: всё время насыщая себя и принимая иные культурные образцы, русская культура всё время преобразовывала их, предоставляя более высокие достижения. Когда дан старт европейского театра и привычного русского театра? В XVIII веке начинает развиваться почти с нулевой отметки, но через сто лет это лучший театр в мире! Когда первые романы в Западной Европе? Это XIV-XVII века. В России принято считать первым романом «Евгений Онегин», но к концу XIX века у нас лучшие романы в мире, как и балет, и живопись. В мире почти не сохранилось школы классической живописи, и изучать её едут сюда», – выразил мнение член Изборского клуба, доктор философских наук, профессор МГУ Сергей Черняховский.

По его наблюдению, лучшие этико-эстетические образцы западноевропейской культуры, вроде рыцарей и прекрасных дам, крестоносцев и мушкетёров, давно неактуальны у себя на родине, но сохраняются в реинтегрировавшей их русской культуре. В России больше читают О.Бальзака и Вальтера Скотта, чем во Франции и Англии. На фоне неспособности Европы сопротивляться массовой культуре потребления наша страна сумела вместить в себя лучшие чужие образцы, как мировую сокровищницу и одновременно капитал, способный к воспроизводству. От Боккаччо потребление оставляет только скабрезные истории, от Шекспира – интриги и убийства, от Вольтера – разъедающий скепсис и больше ничего, но у нас Шекспир, Дюма и Сервантес продолжают жить.

«Сейчас вопрос заключается не просто в том, чтобы сохранить свои ценности и свою культуру. Наша отечественная культура – это последнее, что осталось от культуры классики и модерна Западного мира», – заявил эксперт.

Сергей Черняховский напомнил о понятии «культурный суверенитет». Оно подразумевает право каждого народа и страны руководствоваться образцами, ценностями и нормами поведения, выработанными в ходе их истории. У страны и народа есть право противодействовать распространению информационной продукции, угрожающей историко-культурной самоидентификации и разрушению значимых для него образцов поведения, ценностей, этических, эстетических и бытовых норм. И государство обязано не допускать использования сферы культуры для нанесения ущерба национальному государственно-политическому суверенитету и территориальной целостности страны.

14 апреля в Международном фонде славянской письменности и культуры прошло заседание Изборского клуба по теме «Культурная мощь – недооцененный потенциал Русского мира. (Культура как оружие в отстаивании суверенности цивилизации и её ценностей)». Вопросы культурного суверенитета и культурной политики России, цивилизационных различий и способов взаимодействия с соседями, задачи массовой культуры и большого стиля обсуждали философы и политологи, деятели искусства, историки и публицисты. Заседание длилось более 4 часов и затронуло как ряд фундаментальных понятий, так и остроактуальных проблем.

Сергей Черняховский
Черняховский Сергей Феликсович (р. 1956) – российский политический философ, политолог, публицист. Действительный член Академии политической науки, доктор политических наук, профессор MГУ. Советник президента Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ). Член Общественного Совета Министерства культуры РФ. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...