Я хочу угнаться за стремительно исчезающим временем

Александр ПрохановАлександр Проханов

Пока есть Путин, есть и Россия, так считает известный писатель и публицист Александр Проханов. Как ощущалась перестройка, кто такой "мистер Путин", для чего в Екатеринбурге создали "Ельцин-центр", о возрождении современного русского телевидения и о многом другом главный редактор газеты "Завтра" рассказал на лекции для студентов в Кургане в ходе презентации новой книги "Губернатор". Подробности — в материале Накануне.RU.

"Я хочу угнаться за этим стремительно исчезающим временем…"

Я — охотник за историей, я — ловец времени. Я всегда гонюсь за историей моего государства, так сложилась моя жизнь. Вся русская литература направлена на то, чтобы не дать погибнуть явлениям жизни. И поэтому, как только в окружающей меня жизни складывалась цельная метафора, я набрасывал на нее свои сети и вносил ее в свое творчество. И едва только я завершал роман, передо мной возникала новая метафора и я вновь окутывал ее своими сетями и бросался в новый творческий бой. Меня упрекают в том, что я пишу слишком много и часто, но это поневоле, потому что я хочу угнаться за этим стремительно исчезающим временем.

"Мой новый роман — это образ идеального руководителя"

В произведении создан собирательный образ человека-вождя, который несет свои проблемы и проблемы своей губернии на протяжении времени. Главный герой романа предстает перед читателем подлинным пассионарием. Это не "эффективный менеджер", а "раб на галерах", трудами которого проекты и замыслы обретают плоть, русское время и русская воля становятся концентрированнее, плотнее. Разрозненные губернские усилия и порывы он связывает воедино, как бревна в надежный плот. Он — садовник, а не лесоруб, отмечающий свой путь садами, а не просеками. Подобно своему предку, что ставил срубы для церквей, домов и колодцев, губернатор прорубает небесные кладези, где сокрыта живая вода русского чуда, способная пробудить народ. Наш русский рывок будет духовным рывком. Мы начнем революцию справедливости. Наша русская мечта о справедливости, о благодатном бытии никуда не исчезла. Она дождалась своего часа и, после великих неудач и крушений, Россия, слезами и кровью умытая, снова провозгласит заветное слово жизни. Слово о Справедливости. Мир грезит справедливостью, ждет ее воплощения, и Россия в своем новом порыве станет страной воплощенной справедливости.

О "выродках перестройки"

Я почувствовал, что умерла моя Родина. В эти страшные 3 дня в августе 91-го года мне казалось, что над Москвой носятся какие-то страшные демоны, которые бесследно уничтожают все мои ценности, которые русский народ веками создавал на моей земле. Я испытал тогда такой метафизический ужас, который ни раньше, ни потом никогда не испытывал. Мне казалось, что наступил конец света. Именно тогда в моей писательской карьере наступили черные времена, на поверхность вылезли чудовища, о существовании которых я даже не мог себе представить. Этими существами были экономисты и культурологи, которые глумились над всеми нашими ценностями. В своих романах я потом в подробностях описал эти типажи, которые так внезапно возникли в нашей жизни. И я был охвачен омерзением от того, что мне приходилось встречаться и общаться с этими людьми, описывая в книгах их веселье, их безмерную радость от того, что развалилась великая страна, великая держава под названием "Советский Союз". И это все даже изменило мою манеру писать, потому что писать их прежним языком моей литературы было невозможно. Мне приходилось подбирать всевозможные метафоры, чтобы показать их истинное мерзкое лицо. Тогда я ощутил себя патологоанатомом, который вскрыл тело дорогого мне человека, а оттуда полезли все эти мелкие жучки и черви. Это было страшное время, которое мне пришлось не только пережить, но и описать в своем творчестве.

Кто такой мистер Путин?

Я стал следить за тенденциями своего нового государства. Когда Путин пришел к власти, я не отличал его от Ельцина. Мне казалось тогда, что это более молодое подобие, только и всего. Но когда я впервые встретился с Владимиром Владимировичем в кремлевской библиотеке, я вдруг ощутил, что передо мной абсолютно другая личность, я почувствовал, что у страны появился новый лидер. Я не знал тогда, что именно в нем заложено. Это потом его личность стала медленно раскрываться в деяниях, и эти деяния были направлены на восстановление нашей страны, Путин по кирпичикам собрал из развалин униженной и ограбленной России новое, великое, патриотическое государство под названием "Российская Федерация". Затем Путин резко убрал из высших эшелонов всю элиту, ту, которая когда-то привела его к власти. Он изгнал этих демонов из души нашей Родины — это Березовский, Гусинский, Ходорковский и еще ряд других ненавистников всего исконно русского. Путинская концепция построения государства — это, на мой взгляд, алтари и оборонные заводы. Именно святое русское оружие и оборонный комплекс помогают сегодня России бороться с недругами как внешними, так и внутренними. Я улавливаю три этапа в миросознании Путина, которые я наблюдал воочию. На первом этапе Путин заявлял публике: "Я менеджер! Мне доверили управлять этой страной, и я это делаю. Меня пригласили на эту роль, я выполню эту роль, я получаю за это зарплату. Я выполню свою функцию и уйду". После второго срока Владимир Владимирович сказал о том, что он раб на галерах: "Я так устал, я такое несу бремя". То есть на втором этапе он воспринимал свою власть не как власть успешного менеджера, а как тяжкий гигантский непосильный труд. На третьем этапе Путин сказал однажды: "Россия — это не проект, это судьба", то есть он стал ощущать себя неотъемлемой частью страны. У меня ощущение такое, что не Путин управляет государством, а государство управляет им — оно по мере своего возрастания в лучшую сторону меняет сущность президента. Иностранцы, задавая извечный вопрос "Кто такой мистер Путин?", никогда не найдут на него ответ, пока не поймут, что такое русское государство. Если бы они поняли глубинные смыслы русской истории, они бы поняли, кто такой Путин, потому что наш президент следует этой такой русской синусоиде веков, в которой одна империя сменяет другую. Пока есть Путин, есть и Россия — они единое целое.

О современном телевидении

Еще каких-то четыре или пять лет назад создавалось ощущение, что наше российское телевидение управляется американцами. А сегодня ощущается явный сдвиг — такие ведущие, как Толстой, Киселев, Зейналова рассказывают нам о событиях, которые существуют на самом деле, не навязывая нам модель другой страны, они не учат нас, как жить, они учат нас любить свою Родину и гордо носить звание "русский человек". На телевидении сегодня все чаще стали появляться патриоты. Иногда у меня волосы встают дыбом от того, что нам на протяжении нескольких лет показывали Аллу Борисовну Пугачеву со своими тремя мужьями-геями, которые еще и умудряются родить детей. Помимо этого, на нашем телевидении осталось еще очень много неприличного и ужасного, но сейчас, повторюсь, возникают и новые тенденции, за ними будущее, они будут доминировать. Создание "Ельцин-центра" — это антипатриотическая акция Говоря о ельцинском центре в Екатеринбурге, хочется отметить, что во мне затаилось непонимание, непонимание того, для чего вообще сделали это. Там же находится не только часть его туалета, там находится целый алтарь, куда стекаются со всех уголков России все ельцинисты и приносят там свои духовные жертвоприношения. Когда этот центр создали, во мне тотчас же возникла резкая реакция отторжения. Создание этого центра — это огромный духовный тормоз для нашей страны, это чудовищная ложка дегтя в медовый раствор сегодняшней России. Почему сделали "Ельцин-центр"? Потому что наше общество несет в себе эти группы "ельцинопоклонников", если хотите, эти группы все еще не истреблены. Есть огромное количество людей, которые обязаны Ельцину своим богатством. Многие из них проживают за пределами России, но тем не менее. И та часть общества сопротивляется, чувствуя, что ее сейчас вытесняют другие патриотические тенденции.

О Кургане и курганцах

Я часто езжу в командировки по регионам России. Делаю я это для того, чтобы потом в своих произведениях воплотить быт и нравы провинциального общества. Я хочу понять здесь именно курганскую мечту. В идеале, хочу сделать фильм о Кургане на канале "Россия 24", где имею честь выступать со своей программой. Мне понравились здешние люди, здешние образы. Я встретил рабочих с горящими глазами, заинтересованных студентов и их преподавателей. Здесь нет столичной суеты, которая многих с непривычки может угнетать. Здесь чистые душой и духом люди.

Источник

Александр Проханов
Проханов Александр Андреевич (р. 1938) — выдающийся русский советский писатель, публицист, политический и общественный деятель. Член секретариата Союза писателей России, главный редактор газеты «Завтра». Председатель и один из учредителей Изборского клуба. Подробнее...