Ключ к преображению России: модернизация инфраструктуры

Михаил ДелягинМихаил Делягин

Модернизация инфраструктуры кардинально снизит издержки экономики и расходы граждан и, создав огромный внутренний спрос, качественно улучшит деловой климат и усилит трудовую мотивацию населения. Но главное – она обеспечит свободу, ибо свобода – это именно избыток инфраструктуры.

Важно, что не цифровая инфраструктура — единственная область, в которой государство гарантировано от вступления в недобросовестную конкуренцию с частным бизнесом: она непосильна последнему по своей природе, так как инвестирует одна фирма, а результат достается всем.

В первую очередь необходимо модернизировать ЖКХ, автодороги и электроэнергетику (единый технологический комплекс которой должен был восстановлен).

Деньги на модернизацию есть: неиспользуемые остатки федерального бюджета на 1 июня – 7,9 трлн.руб., избыточные для гарантированной стабильности рубля международные резервы – 200 млрд.долл.. На проекты гарантированной доходности (например, ЖКХ крупных и средних городов) разумно направить пенсионные деньги, загнанные сейчас на фондовый рынок, – около 3 трлн.руб..

Однако главный инструментом финансирования модернизации — переход от эмиссии в зависимости от объема валюты, заработанного или одолженного страной (что блокирует развитие), к выпуску рублей в обращение по потребности экономики, как это происходит в развитых странах. Это потребует восстановления механизмов проектного финансирования и отделения спекулятивных капиталов от остальной экономики (что на нашем уровне развития делали все развитые страны – США, Япония, Евросоюз, так как без этого развитие невозможно), но позволит обеспечивать уверенное развитие страны даже на скудных ресурсах.

Помимо ограничения спекуляций, надо ограничить коррупцию.

Надо установить (по примеру Италии), что взяткодатель в случае сотрудничества со следствием освобождается от ответственности (это возлагает всю ответственность на организатора коррупции – чиновника — и лишает жертв коррупции стимулов к его защите).

Осужденный за коррупционное преступление должен пожизненно лишаться права занимать государственные и руководящие должности, вести юридическую деятельность, избираться на выборные должности и преподавать общественные науки.

Наконец, все госуправление должно быть переведено на систему электронного принятия решений (реализованную в ряде международных и даже российских компаний), обеспечивающую мгновенное принятие решений и урегулирование споров, но главное –незаметный для проверяемого сквозной контроль.

Для ограничения произвола монополий надо наделить Федеральную антимонопольную службу (ФАС) правом обеспечивать прозрачность структуры цен продукции всех фирм, подозреваемых ею в злоупотреблении монопольным положением.

При резком колебании цены она должна иметь право сначала возвращать цену на прежний уровень и лишь потом расследовать обоснованность ее изменения (по примеру Германии).

Надо обеспечить бизнесу и гражданам свободный доступ к электро-, газо- и теплосетям, водопроводу, канализации, связи.

Следует заморозить на три года тарифы на товары и услуги естественных монополий, ЖКХ, городского транспорта. Провести аудит их издержек и за счет сокращения коррупции, применения передовых технологий и повышения качества управления за год снизить тарифы на услуги ЖКХ не менее чем на 20%, а тарифы на электроэнергию и цену газа на внутреннем рынке – не менее чем на 10%.

Надо компенсировать из местных бюджетов (при нехватке средств там – из региональных, при нехватке средств в региональных – из федерального) расходы на услуги ЖКХ по социальным нормам, превышающие 10% семейного дохода.

Развитие России невозможно без разумного протекционизма (хотя бы на уровне Евросоюза): ведь все, что мы делаем руками, Китай делает дешевле, а часто уже и лучше нас. Если мы хотим иметь рабочие места, мы должны последовать примеру развитых стран, большинство которых, не признаваясь, в условиях глобального кризиса усиливает протекционизм.

Необходимо сочетать протекционизм с принуждением предприятий к технологическому прогрессу через введение новых стандартов и административными методами.

При необходимости увеличить число занятых или создать производства товаров, которые в мире производятся менее, чем тремя независимыми производителями (это условие экономической безопасности), и нежелании частного бизнеса решать эти проблемы придется создавать госпредприятия (в случае их нестратегического характера – для последующей приватизации).

Необходимо освободить малое предпринимательство от административного гнета. Производительные, не спекулятивные предприятия с менее чем 20 занятыми (в сельском хозяйстве – менее чем 50 занятыми) должны на 5 лет полностью освобождаться от всех видов налогов и обязательных платежей. Это исключит возможность налогового террора и расширит возможности самозанятости.

Необходимо свободное занятие пустующих сельхозземель. Любой гражданин России должен получить право занять брошенную землю сельхозназначения (до 1 гектара на семью) не только на Дальнем Востоке. По факту обработки она должна оформляться в бесплатную долгосрочную аренду, по факту непрерывной обработки в течение 10 лет подряд – передаваться в собственность.

Бухгалтерский и налоговый учеты следует объединить в соответствии с международными нормами. Все нормативные документы, относящиеся к налогообложению, надо упростить и сделать понятными среднему гражданину, — чтобы малый и средний предприниматель мог вести бухучет без помощи специалистов.

Однако производство невозможно без спроса. Нужна реализация права на жизнь – гарантирование реального прожиточного минимума всем гражданам. Это потребует увеличения годовых расходов бюджетов всех уровней примерно на 800 млрд. руб. в год, которые можно получить за счет ограничения коррупции и конфискации коррупционных средств, в крайнем случае – за счет резервов бюджета (7,9 трлн.руб.).

Гарантирование реального прожиточного (а семьям с детьми – социального) минимума, дифференцированного по регионам (в зависимости от уровня цен, природно-климатических и транспортных условий при обеспечении одинаковых социальных стандартов) даст объективное основание всей политике межбюджетных отношений. Оно позволит прекратить хаос в этой сфере, так как все 2000-е годы регионы получают помощь по принципу «средней температуры по больнице», то есть приближения к среднероссийскому уровню, оторванному от объективных критериев.

Наконец, производство требует рабочей силы. Надо остановить ликвидацию образования и здравоохранения, их превращение из инструментов созидания нации в бизнес по ее утилизации. Врач должен стремиться исцелять больного, а не выжимать из него доход, образование должно готовить творцов и профессионалов, а не «квалифицированных потребителей», высшее образование должно быть полностью бесплатным, — а если кому-то не нравится пример Советского Союза, то пусть ориентируется на Германию.

* * *

Эти меры преобразят Россию в первый же год. Мы не только получим колоссальный импульс развития, обеспечивающий прогресс даже в глобальной депрессии, но и сделаем наше общество качественно более справедливым, — а значит, более жизнеспособным и счастливым, чем сейчас.

Источник

Михаил Делягин
Делягин Михаил Геннадьевич (р. 1968) – известный отечественный экономист, аналитик, общественный и политический деятель. Академик РАЕН. Директор Института проблем глобализации. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...