Швецию втягивают в НАТО
Леонид Ивашов: «США делают все, чтобы втащить северные страны в НАТО и лишить какой бы то ни было независимости их политику в сфере безопасности»
Если в течение 48 часов генерал Йорансон будет отстранен от должности главнокомандующего вооруженными силами Швеции, то можно говорить, что это его частное мнение, сказал нашей Компании президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов, комментируя заявление главнокомандующего вооруженными силами Швеции о возможной угрозе безопасности Швеции со стороны России
«Статус шведского государства обеспечивал и безопасность этому государству, и международный авторитет. Я помню, в 1999-м году в Норвегии проходил Совет министров Северных стран. Присутствовала российская делегация во главе с министром обороны России маршалом Сергеевым. И я видел, как министр обороны Швеции фон Сюдов вел себя в ситуации, когда мы отказались от встречи с министром обороны Норвегии. Мы не принимали участия ни в каких протокольных или иных мероприятиях, кроме заседания, потому что Норвегия совершила акт агрессии совместно с НАТО против союзной республики Югославии. И шведский министр обороны на территории Норвегии организовывал нам ужин, потому что Швеция стояла выше этой разбойничьей агрессии. Этот нейтралитет Швеции, участие в международных миротворческих операциях обеспечил Швеции безопасность. Сейчас мы видим, что ситуация меняется и в Швеции, и в значительной мере в Финляндии. Натовцы, прежде всего Соединенные Штаты Америки, делают все, чтобы втащить эти северные страны наряду с Норвегией в блок НАТО, чтобы лишить какой бы то ни было независимости шведскую политику в сфере безопасности.
Для чего втягивают? Во-первых, мы знаем, что американцы в основном через НАТО держат Европу под своим контролем, и они этого не скрывают. С другой стороны, мы видим, что американцы для любой разбойной операции против Афганистана, Ирака или Ливии, сегодня против Сирии, далее, возможно, против Ирана, пытаются создать некую международную коалицию. И на передовые позиции они не своих солдат посылают, а солдат малых стран, которые находятся от них в зависимости, в их подчинении. Поэтому американцам необходима политическая солидарность в разрушении международной системы безопасности, в проявлении своей агрессивной сущности и для того, чтобы за американские интересы воевали чужие солдаты, точнее, за интересы американских банков и американских корпораций. Вот поэтому ведется такая, я бы сказал, небезуспешная политика на севере Европы. Мы видим, что если еще несколько лет назад более пятидесяти процентов шведских граждан устойчиво выступали против НАТО, сегодня только 32 процента выступают против. Многие держат нейтралитет, а 29 процентов, и это уже много, выступают за вступление в НАТО.
Теперь, о заявлении генерала Йорансона… Нужно знать механизм управления вооруженными силами Швеции, чтобы сделать вывод, самостоятелен ли был генерал в своих суждениях или же он говорил по чьей-то команде. И если в течение 48 часов генерал будет отстранен от должности главнокомандующего вооруженными силами Швеции, то можно говорить, что это его частное мнение. Если же он останется на своей должности, то это уже мнение главнокомандующего и высшего руководства страны. Потому что я знаю, там дисциплина довольно строгая. У короля Швеции (или президента Финляндии) есть свой штаб, его возглавляет двухзвездный генерал или адмирал, и кто бы ни был министром обороны, у короля (или президента, в случае Финляндии) есть прямое управление вооруженными силами. И если министр, представляющий ту или иную партию, еще может рассуждать о чем-то от своего лица, то генерал самостоятельно таких суждений высказать не может, и если он против политики государства, то он немедленно отстраняется.
— Почему в качестве стимула для вступления Швеции в НАТО был выбран такой нелепый предлог?
— Советский Союз, потом Россия всегда являлись рычагом влияния, и вся деятельность России всегда влияет на шведское общественное мнение. С другой стороны, всегда, когда кого-то, как сегодня, нужно подтолкнуть в НАТО, то некем больше пугать. Рассматривать угрозы со стороны Норвегии или Финляндия просто смешно. Белые медведи тоже не могут Швеции угрожать, поэтому опять «подтягивают» Россию.
Эпизодически возникают такие исторические моменты, когда якобы наша подводная лодка застряла в каком-то фьорде, пугают лодками-малютками, которые якобы приплыли чуть ли не для готовящейся десантной операции по захвату Швецию. Но это все глупости, потому что Россия сегодня не может освоить и организовать свое пространство, свою территорию и эффективно управлять этим пространством. Поэтому нам абсолютно не нужны такие операции. Более того, Россия в 90-е годы проводила политику демилитаризации северо-западных наших территорий. Ведь мы в Ленинградском военном округе оставили по сути дела две бригады. И я помню, когда мы с финскими генералами встречались, то один генерал даже пошутил, что если вы все сократите в Ленинградском округе, то с кем наши подразделения будут организовывать сотрудничество, взаимодействие и праздновать совместные праздники. Поэтому никаких угроз Швеции со стороны России нет. «Но вступление в НАТО, — и это я финнам, как и министру обороны Швеции фон Сюдову, говорил, — заставит нас процесс демилитаризации, сокращения вооруженных сил остановить. Все стратегически важные объекты, расположенные на вашей территории, с момента вступления в НАТО, уже вам не подчиняются, там будут командовать американцы. А мы будем обязаны взять эти объекты «под прицел», наметить удары, потому что в течение четырех — шести часов на аэродромы может перебазироваться натовская авиация с ядерным оружием. Могут зайти корабли в территориальные воды Швеции и Финляндии опять же с ядерным оружием на борту и так далее». В таком случае степень безопасности Швеции резко понизится и это важно понимать. Конечно, хотелось бы, чтобы Россия более активно продолжала работать и в Совете министров Северных стран, и с каждой страной этого региона в отдельности на двухсторонней основе. Нам нужно работать активно, требовать разъяснений, объяснять свою политику. Ведь мы когда-то вели такую работу, и даже демонстрировали карты наших группировок на этом направлении, говорили о процессе сокращения Балтийского флота, Ленинградского военного округа и даже части Северного флота и так далее. Наш принцип был — безопасность через сотрудничество, и это воспринимали финны, это воспринимали и шведы. По-моему, эту линию надо сегодня продолжать. На норвежцев и финны, и шведы смотрели с какой-то издевкой, когда американцы требовали, чтобы Норвегия участвовала в агрессии против союзной республики Югославия, или когда втягивали ее в другие авантюры. Тогда финны и шведы смотрели на норвежцев пренебрежительно, как на неких врагов. Тогда же произошло восстание на одном норвежском корабле, когда забастовали норвежские летчики, не желая бомбить мирные города Сербии. В те времена у этих стран была эйфория по поводу того, что они самостоятельные и независимые, и обеспечивают безопасность не просто чисто военными силами, а своим авторитетом, своим нейтральным отношением к блоковому противостоянию.
— Должно ли как-то наше руководство реагировать на такие заявления?
— Сегодня не нужно бряцать оружием, но нужно втаскивать в переговоры по безопасности руководителей всего региона. Нам есть, чем «взорвать» в политическом смысле слова этот регион. Например, Балтийское море. Балтийское море – это потенциальная катастрофа для европейских стран, прилегающих к нему, потому что там затоплено около тридцати кораблей с химическим оружием. Сегодня Балтийское море не пригодно для использования, Европа уже никаких морепродуктов не потребляет из Балтийского моря. Все «канализируют» в нашу сторону, на нашу территорию. В этом есть главная проблема безопасности для прибалтийских и северных государств Европы, и вот на ней нужно было бы сегодня сосредотачиваться. И поэтому Россия вправе жестко поставить вопрос, тем более что технологии для нейтрализации этой страшной угрозы для всей Европы у нас есть. Но далее, просто уже привести линию на осуществление своей безопасности через сотрудничество, взаимодействие и невступление в блоки.
Радио "Голос России", 5.02.2013