В РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЕСТЬ ДВА МОЩНЫХ КОНТУРА ПАТРИОТИЗМА
Виталий Аверьянов
Слова «патриотизм, духовность, культура» сегодня произносят очень многие. И чиновники произносят, и практически все кандидаты в депутаты. А Юрий Александрович Богданов, организатор фестиваля «Красногорск музыкальный» – это человек, который горит настоящей культурой. В принципе, ведь духовность и культура в корне своем – это сущности огненные, они горят, они зажигают, могут даже и сжечь человека, если он неправильно с ними обращается.
Зададимся таким вопросом: почему Россия рухнула в 1917 году, году двух революций? И почему она рухнула в 1991 году? Одной из главных причин этих катастроф является то, что в нашем обществе, в нашем государстве очень большое пространство захватило то, что называется «казенный патриотизм», то есть патриотизм холодный, формальный, лишенный того огня, о котором я говорил.
Василий Васильевич Розанов говорил о том, что чиновники в христианской цивилизации превратились в граждан по найму, в наемных граждан. А почему? Потому что настоящих граждан стало очень мало по сравнению с античностью. Античность строилась на общине, каждый город был общиной, все знали друг друга, и гражданство означало братство. Вот в маленьком городе такие вещи могут сегодня возрождаться. То есть общинное начало – начало братства. И соответственно, тогда не останется места для формального, бездушного «патриотизма», который, конечно же, никаким патриотизмом не является.
Мне кажется, что сегодня найден один из ключиков к этому. Высокая культура, высокое искусство и высокая духовность, безусловно, являются способны наполнить этот самый патриотизм огненной энергией.
В следующем номере журнала «Изборский клуба» выйдет доклад «Доктрина Русского мира». Мы разрабатывали эту тему почти весь текущий год. И в нем главная мысль, на мой взгляд, как раз касается того, что у нашей цивилизации, как минимум, должно быть два мощных контура патриотизма. Это, во-первых, патриотизм России как государства и, во-вторых, патриотизм Русского мира. А Русский мир отличается от государства, он шире. Это сама цивилизация, это сама энергия русской цивилизации. Очень часто Русский мир идет впереди государства.
Я приведу примеры. Допустим, первопроходцы наши дошли до Тихого океана, их туда власть не заставляла идти. Потом уже приходили туда воеводы с войсками и строили остроги. А сначала и впереди шел Русский мир. Или, допустим, Русский мир шел на Балканы помогать братьям славянам. А государство в тот момент очень даже не приветствовало это. Или в XVII веке, когда созревало воссоединение Украины с Россией, царь Алексей Михайлович очень долго сомневался. А многие люди снизу подталкивали его к этому. Но я, конечно, не могу не привести и пример сегодняшнего Донбасса, куда столько добровольцев приехало из России и из других стран Русского мира. И опять же, государство ведет себя очень сдержанно. А Русский мир активен, наиболее пассионарные люди идут впереди.
Я еще раз процитирую своего любимого философа, который в одной из своих статей сказал так: «Дар песен и даже дар чутко слушать песню – есть вернейший государственный дар. И его следовало бы принимать во внимание при установке «прав государственной службы» и голосования при выборах, и прочее». Он все это до революции, естественно, писал.
Здесь мысль-то глубочайшая. Потому что тонкое восприятие гармонии, о чем сегодня говорилось, то эстетическое искусство, строй души человека оказываются необходимыми для того, чтобы государство жило полноценной жизнью. Чтобы оно не обездушивалось, не окаменевало, не охладевало, а чтобы в нем всегда жил настоящий огненный патриотизм, который мы слышим в музыке наших великих композиторов.