9 ноября на выставке-форуме «Россия — моя история» состоялась презентация «Высшей школы межкультурного диалога и конфессиональных исследований РГГУ».
Слово было предоставлено епископу Тихону, который начал свое выступление с того, что обратил внимание собравшихся на более чем тревожную ситуацию в области гуманитарных наук. Епископ отметил, что серьезные провалы в системе образования привели к поистине ужасающему положению в области знаний отечественной истории и литературы. Для наглядности он продемонстрировал видеоматериал, представлявший из себя социальный опрос, проведенный на улицах Москвы. Большинство опрошенных, а это в первую очередь люди с высшим образованием или студенческая молодежь, были не в состоянии ответить на элементарные вопросы из сравнительно недавней отечественной истории. Уровень вопросов был таков, что еще четверть века назад на них мог ответить практически любой школьник.
По словам владыки, и люди среднего возраста отвечают сегодня правильно на аналогичные вопросы только в 15– 20% случаев. Такая же ситуация со знанием русской классической литературы. Все это, по словам владыки, — печальные плоды применявшихся образовательных форм и программ, спор о которых не утихает многие годы.
Владыка рассказал, что когда к нашим молодым современникам обращаются с вопросом, откуда они почерпнули фундаментальные представления о добре и зле, о правде и лжи, о чести и предательстве, то отечественную литературу как источник этих представлений практически никто не упоминает. Деятелей отечественной истории называют, но совершенно иных, чем были бы названы их отцами и дедами.
С такой ситуацией сталкиваются и в духовных учебных заведениях, и в светских вузах. На примере Сретенской духовной семинарии владыка рассказал о том, что уровень общих гуманитарных знаний многих абитуриентов после средней школы таков, что необходимо в рамках учебной программы уделять дополнительное внимание этим дисциплинам и поднимать общий уровень фундаментальных знаний по литературе, русскому языку и истории. Аналогичная картина наблюдается и в светских высших учебных заведениях.
«Вот сейчас одна из наших задач, — подчеркнул владыка, — восполнить недостающие знания, исправить страшные ошибки нашего поколения, которое не смогло перекинуть мост культуры, истории, образования к поколению последующему».
«Мы пытаемся что-то сделать уже несколько лет, устраивая эти популярные выставки, рассказывающие об истории нашей страны. Люди выходят после них просто потрясенными, потому что открывают свою собственную историю, открывают самих себя», — отметил владыка.
«Наш проект касается молодежи в первую очередь: просвещение через историю», — подчеркнул он, добавив, что исторические парки будут создаваться при поддержке администрации Президента и правительства в 26 регионах страны. По словам владыки, это будет единый учебник истории, который на понятном для всех языке расскажет о нашей стране то, что, к сожалению, слишком многие наши соотечественники забыли или не знают.
Владыка особо поблагодарил специалистов из РГГУ за то, что они откликнулись на приглашение принять участие в совместной работе. «У нас сейчас есть проект по истории, — сообщил владыка, – и надеюсь, что педагогическое сообщество сделает что-нибудь, чтобы изменить ситуацию с преподаванием истории в школах нашей страны. Точно так же это касается и преподавания литературы и русского языка». Архиерей выразил надежду, что скоро будет создано общественное объединение, включающее деятелей науки и культуры, которое серьезно займется решением этой гуманитарной проблемы.
«Большое вам спасибо и за участие в создании этой экспозиции — она еще требует доработки, и мы будем ее дорабатывать — но то, что преподаватели, ученые, архивисты РГГУ и аспиранты, студенты работали вместе с нами, — для нас это огромная помощь и большая честь», — подчеркнул владыка Тихон и выразил надежду на то, что удастся совместно работать над этой важной для российского общества проблемой.