Накануне своего визита в Японию президент России сказал очень правильную вещь: «У России нет территориальных проблем с Японией, это Токио считает, что они есть».
Очень правильная платформа для начала диалога с нашими японскими соседями. Как и с любыми другими.
Какова, на мой взгляд, правильная позиция российского государства, в обсуждении вопросов Курил? Как известно – всякая разруха начинается с головы. В переводе с дипломатического – в правильном структурировании проблемы лежит ключ к её решению. Так вот, слова Президента — первый шаг к тому, чтобы в головах наших японских соседей всё правильно разложилось по полочкам.
- Курильские острова — неотъемлемая часть территории России. Они принадлежали Российской Империи с 1786 года, после чего переходили из рук в руки, пока в 1945 году в этом вопросе не была поставлена точка.
Согласие правительства Японии с решением союзных держав о выводе всех Курильских островов из состава японского государства содержится в тексте Сан-Францисского мирного договора 1951 года. Пункт с) статьи 2-й договора гласит:
«Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года».
До этого Япония, как известно, 2 сентября 1945 года подписала Акт о капитуляции, чем знаменовалось окончание Второй мировой войны. В 6-м пункте этого Акта записано:
«Настоящим мы даем обязательство, что японское правительство и его приемники будут честно выполнять условия Потсдамской декларации, отдавать те распоряжения и предпринимать те действия, которые в целях осуществления этой декларации потребует верховный командующий союзных держав или любой другой назначенный союзными державами представитель».
Япония капитулировала и обязалась соблюдать условия Потсдамской декларации, в 8-ом пункте которой об условиях безоговорочной капитуляции записано:
«Условия Каирской декларации должны быть выполнены, японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и менее крупными островами, которые мы укажем».
- В оценке того, что Россия должна, а что не должна делать с Курилами, необходимо исходить из того, что с точки зрения нашей страны Курилы ничем не отличаются от Москвы или Воронежа. Это такая же территория России. И как нас бы сильно удивили претензии «некой страны» на Москву или Воронеж, точно также нас удивляет и огорчает претензии «некой страны» на Курилы.
- Должна ли Россия делать какие-либо преференции в освоении Курил гражданам какой-либо страны? Сама постановка такого вопроса удивительна. Разве Турция у нас имеет какие-то «особые права» в Крыму? Разве Германия их имеет в Калининграде? Разве шведы на особых условиях сотрудничают с Петербургом? Мы же не создаем для Эстонии в Печорском районе Псковской области, почему же Япония должна их иметь на Курилах? Этого не должно быть в принципе. Кстати, о претензиях Эстонии наш Президент как-то сказал крылатую фразу: «От мертвого осла им уши, а не Печорский район».
Территория России осваивается Россией, которая может приглашать иностранных специалистов, создавать условия для размещения бизнеса иностранных компаний на своей территории.
- Если японцы не хотят сотрудничать с Россией из-за того, что им кажется, что у них есть территориальные проблемы – то это действительно проблема. Для Японии. Для России проблем нет. Не хотят торговать, развивать сотрудничество, размещать бизнесы – не надо. Будем развивать сотрудничество с быстро растущим Вьетнамом, торговать с Китаем и размещать бизнесы из Южной Кореи.
- Никаких заявлений, договоров «о совместном пользовании Курилами» Россия заключать не должна. Надо чётко и ясно, раз и навсегда показать всем, что ни у каких стран на территории России никаких особых прав нет и быть не может. Не хотят японцы развивать Курилы – не надо. Захотят зарабатывать здесь, создавая бизнесы – пожалуйста. Будем рады. Но это не значит, что мы откажем в участии развития Курил китайцам, корейцам, вьетнамцам или каким-нибудь голландцам.
Почему важна именно такая позиция России? Потому, что она сразу и навсегда закладывает принципы сотрудничества России с миром. Мы не будем взывать к добрососедству, любви и всеобщему миру, которые в среде наших геополитических соседей звучат как пустые слова.
Особые условия для Японии на Курилах создают опасный прецедент, согласно которому наши соседи могут сначала придумать территориальные претензии к России, а потом выгодно обменивать их на экономические преференции. И этот в лучшем случае. В худшем случае — соседи могут пытаться свои территориальные претензии реализовать. В результате все потенциальные плюсы от теоретического «совместного использования» Курильских островов вместе с японцами, на основании их якобы существующих особых прав, стираются как мел мокрой тряпкой со школьной доски, теми потенциальными рисками, которые возникают от создания подобного прецедента.
Стоит ли, ради краткосрочных потенциальных плюсов, создавать себе долгосрочные и вполне осязаемые потенциальные проблемы?