Убийство российского посла в Турции – провокация. Это сегодня очевидно всем, об этом немедленно заявил наш Президент. Цель провокации – создание напряжённости в отношениях. Это как минимум. Как максимум – подталкивание сторон конфликта к войне. Убийство посла – это не криминальное событие, а жестокий акт международной политики и именно с этой точки должно нами восприниматься.
Гибель посла России в нашей истории встречается крайне редко.
Давайте вспомним, кто стоял за этими преступлениями ранее, тогда трагедия, случившаяся в Анкаре, станет нам куда более понятной.
Периодичность гибели послов России – раз в столетие. Но каждый раз мы должны анализировать ситуацию, исходя из международной обстановки того времени.
Сегодняшний контекст таков: Россия выступает за соблюдение международного законодательства, США и их союзники — за его нарушение и постепенную ликвидацию. Мы в Сирии по приглашению законного правительства, а вот, что там делают остальные государства, которых Сирия не звала, — ответить сложно. Вернее говоря, как раз не очень сложно. У каждого свой интерес. Американцы сеют хаос, чтобы потом созданным ими ИГИЛ-ом (террористическая группировка, деятельность которой на территории России запрещена) ударить по России и Китаю. Турция в ситуации разрушения ближневосточных государств получила от США авансы. Мол, можете восстанавливать своё влияние в регионе, с перспективой некого восстановления «размеров» Османской империи «образца 1913 года». Для Штатов Турция была главным рычагом и инструментом дестабилизации региона. Правда, Вашингтон «забыл» сказать Эрдогану, что в ходе такой политики и сама Турция неизбежно войдет в общую зону хаоса.
(О том, что Турция будет неизбежно хаотизирована, что там будет переворот, я писал еще в самом начале «арабской весны» — в феврале 2011 года в статье «Египет. На очереди Турция».)
После попытки переворота в июле 2016 года глава Турции понял, в какую ловушку его завела политика, «согласованная» с Вашингтоном. Начался период улучшения русско-турецких отношений. Это большая проблема и опасность для США. Отсюда и стремление разрушить налаживающиеся отношения Москвы и Анкары. Самый лучший для этого вариант – то, что произошло. Убийство посла – готовый, практически идеальный повод для войны, не то, что для охлаждения отношений. За убийством посла России стоят США, заинтересованные в напряженности и войне и не заинтересованные в мире и в снижении напряженности.
Москва и Анкара прекрасно понимают, кто стоит за убийством нашего дипломата, поэтому провокация своей цели не достигнет. Однако у нее есть и еще несколько целей:
- Последнее предупреждение Эрдогану. Убили русского посла – убьём и тебя.
- Предупреждение России. Вы взяли Алеппо, хотели «взять» Эрдогана, когда слили ему информацию о готовящемся перевороте. Но мы контролируем Турцию, и у вас ничего не выйдет.
- Наконец, убийство посла может стать отправной точкой целой серии терактов против российских дипломатов, простых граждан и наших объектов за рубежом. Поэтому всем разумным людям я бы категорически не рекомендовал ездить в Турцию и в другие страны, где могут найтись силы, симпатизирующие террористам в Сирии.
А теперь вспомним нашу историю. Но прежде всего поймём, что каждый террористический акт готовится одними, а исполняется — другими. Или другим. Не бывает ситуации, когда сам по себе молодой человек ВДРУГ решил убить посла, и никто ему эту идею не подкинул, не помог с оружием (проходом, информацией, деньгами). Убийство посла всегда лежит в русле сложнейшей международной политики.
7 июня 1927 года 20-летний русский эмигрант Борис Коверда застрелил на вокзале Варшавы советского полпреда Петра Войкова. Убийца ранним утром гулял по перрону, ожидая Войкова. А советский посол встречал на вокзале полномочного представителя СССР в Англии Аркадия Розенгольца, который возвращался в Москву через Берлин и Варшаву. Коверда всё это знал, был в курсе перемещений полпреда. Он открыл огонь, кода два советских дипломата пошли в сторону поезда Варшава-Москва. Войков бросился бежать, потом остановился и начал стрелять в ответ. Он получил тяжелое ранение, упал и впоследствии скончался в госпитале…
Состоявшийся в Варшаве специальный суд приговорил к бессрочным каторжным работам. Однако через 10 лет – в 1937 году убийца Войкова вышел на свободу. После чего уехал в Югославию, вернулся в 1938 году в Польшу. (На суде Коверда сказал дословно следующее: «Подданство моё мне неизвестно, отец мой, кажется, является польским гражданином»).
Далее судьба Бориса Софроновича Коверды весьма показательна. Из белого патриота он обернулся… зондерфюрером. Служит нацистам с 1939 года по 1945-й. Вместе с отступающими частью, носящей громкое название «1-я Русская национальная армия» Б.А. Хольмстон-Смысловского в апреле 1945 года он оказывается… в Лихненштейне. Крохотном государстве, которое откажется выдавать нацистских приспешников и СССР, и союзникам. При этом его семья (жена и дочь) в 1945 году жили в Германии. После чего родные Коверды уплывают в США, а сам он приехал в Штаты… на основании специального законопроекта, принятого Конгрессом и подписанного президентом Эйзенхауэром! Вся дальнейшая жизнь Б.С. Коверды прошла за океаном.
Согласитесь – «география» и «обстоятельства» заставляют задуматься о том, что Коверда был в контактах со спецслужбами и не просто так открыл стрельбу на главном вокзале Варшавы.
А теперь международный контекст «образца 1927 года». 12 мая 1926 года генералиссимус Юзеф Пилсудский, опираясь на верные ему войска, поднял мятеж против польского правительства и президента Войцеховского. В Польше осуществлен государственный переворот, несколько дней шли уличные бои. «Цивилизованный мир» госпереворота не замечает. Вместо «рыхлых» демократов, к власти приходит жесткий Пилсудский. Это начало подготовки к войне с советской Россией. 17 мая 1927 года Великобритания разорвала дипломатические отношения с СССР. Советский Союз делают «государством-изгоем». Китай разрывает дипотношения с СССР 14 декабря 1927 года. Польша отношения не разрывает, но становится очень опасным местом для официальных лиц из Советской России: 7 июня 1927 года убийство Войкова, 2 сентября 1927 года другой эмигрант, П. Трайкович, покушался на советского дипкурьера Шлессера. 4 мая 1928 года было совершено покушение на советского торгпреда А.С. Лизарева. Пройдет совсем немного времени, и Польша Пилсудского ПЕРВОЙ заключит пакт с Германией.
26 января 1934 года состоялось подписание польско-германской декларации о неприменении силы, мирном разрешении споров сроком на 10 лет (Пакт Пилсудского-Гитлера).
За убийством Войкова стоял Лондон, заинтересованный в резком ухудшении отношений между СССР и Польшей, в качестве трамплина к будущей агрессии против Москвы. В качестве инструмента англичан должна была выступать Польша и Германия.
А теперь перенесёмся в 1829 год. Убийство русского посла А. С. Грибоедов, автора комедии «Горе от ума». Понятно, что у этого нападения на российскую дипмиссию в Тегеране был какой-то повод. Как у убийцы Войкова был повод – отомстить послу СССР, как представителю «красной власти», а убийца погибшего в Анкаре посла России Андрея Геннадьевича Карлова якобы мстил «за Алеппо». Не важно, что думает тот, кто нажимает на курок, важны те изменения в международной политике, которые происходят или могут произойти по факту этого убийства!
Смысл убийства Грибоедова был следующий.
10 (22 февраля) 1828 года подписан чрезвычайно выгодный для России мирный договор между Россией и Персией (Ираном), завершивший русско-персидскую войну 1826—1828 годов. Согласно Туркманчайскому договору Россия получала от персов контрибуцию в 20 млн рублей серебром, и к нам отходили Эриванское и Нахичеванское ханства. Военную часть обеспечил генерал Паскевич, который со в 10 раз меньшими силами громил врага, а дипломатическую — А.С. Грибоедов. Он внёс некоторые важные уточнения в текст, и именно Грибоедовым был составлен и отредактирован окончательный текст проекта договора. За свой вклад в успех он в апреле 1828 года был назначен послом России («полномочным министром») в Персии. Позиции России в Персии усиливались, британские ослаблялись. В мире шла «Большая игра», и англичане тщательно старались оградить главную жемчужину британской короны – Индию. А Персия с Индией граничит…
Разгром толпой российской дипмиссии и зверское убийство посла Грибоедова должны были подтолкнуть Россию к новой войне с Персией. За организацией нападения на наше посольство в Персии стояли английские агенты, а поводом стало нахождение на территории посольства двух армянок и евнуха, сбежавших из шахского гарема.
Обратимся к датам: они весьма показательны. Выгодный России Туркманчайский мир подписан 10 (22 февраля) 1828 года, Грибоедов был разорван толпой 11 февраля 1829 года. То есть фактически ровно через год!
При этом в тот момент шла очередная русско-турецкая война и открытие для России «второго фронта» могло создать для нас сложности и привести к потере завоеванных позиций. И уж всяко ослабить русской продвижение в сторону Индии.
Цели провокация не достигла. Новая война России и Персии не началась. А война с Турцией закончилась 2 (14) сентября 1829 года подписанием Адрианопольского мира.
Такова печальная история гибели российских послов. Каждый дипломат, погибший на своем посту – это солдат России, отдавший свою жизнь за Родину.
Каждый такой случай уникален, но за каждым из них стоят хитросплетения международной политики.
Просто так никто и никогда послов не убивает.