О роли Кудрина в современной истории
Михаил Хазин
Ответы Путина на вопросы граждан мне не показались интересными — это, в общем, было дежурное мероприятие. Путин практически не уклонялся от некоторой «средневзвешенной» линии, даже говоря о правительстве, которое он не так давно ругал, а потому, обсуждать тут особо нечего. За одним исключением — ситуации с Алексеем Кудриным. Дело даже не в том, что он несколько раз удосужился комплиментов, Путин напомнил, что он дважды признавался «лучшим министром финансов» и добавил, что он сам с такой оценкой согласен. И не в том, что, в отличие от своих обычных привычек сказал, что приглашал Кудрина вернуться на государственную службу, но тот отказался. Дело в том, что Кудрину было предложено сказать «несколько слов» о том, что нужно делать с экономикой, и он сказал. Добавив, что сегодня работать в системе «полумер и полуреформ» он не хочет.
То, что Кудрин — не просто либерал, но один из идейных лидеров современного либерального крыла, в общем, известно. Напомним, что свои «звания» «лучшего министра» он получил не просто так, а за то, что добился действительно выдающегося результата: из всех стран G20 только Россия последние годы, после 2008 года, не защищала свои рынки и своих производителей. И если это — «полумеры» в его понимании, то это значит, что Путин, его устами, говорит о том, что либеральные реформы должны быть продолжены и углублены. Что правительство Медведева и ЦБ Игнатьева недостаточно активны в этой работе.
И то, что Кудрину предложили сказать о том, что «нужно» делать, и то, что он сказал, может означать, в частности, что нам представили нового премьера, который сменит на своем посту Медведева, который явно неспособен сделать что-то реальное, во всяком случае, удовлетворить желания Путина в части экономического роста. При этом Путин продемонстрировал, что он считает, что продолжение либеральных реформ может дать позитивный результат для российской экономики.
Отмечу, что кредитно-денежная политика, которую проводит нынешнее правительство, полностью продолжает политику, которую проводил ранее Кудрин. Да, чисто административная составляющая сегодня сильно ослаблена, даже по сравнению в предыдущим правительством, но логика остается прежней. И результаты этой политики оставляют желать много лучшего. напомним их, для того, чтобы было понятнее, о чем говорить.
Прежде всего, прекращение роста доходов от продажи нефти и энергоносителей резко сократили инвестиционный процесс в стране, приток капитала сменился его оттоком. Никакие рассуждения об «инвестиционном климате» (я уже не раз говорил, что не понимаю, что это такое) и прочие либеральные мантры не могут скрыть того факта, что в сегодняшней России, в связи с сокращением объема нефтяных денег, перераспределяемых в пользу конечных потребителей, резко сокращаются возможности по возврату вложенных инвестором денег. А если еще учесть, что вступление в ВТО облегчает ввоз готовых товаров, то инвестиции в Россию (напомним, инвестиции — это вложения в основные фонды) становятся еще менее осмысленными.
Нужно еще добавить, что падение мировой экономики приводит к затовариванию складов на Западе, что позволяет импортерам существенно демпинговать на российских рынках. Они, конечно, могут этого и не делать, существенно повышая маржу, но уж конкурировать с ними в таких условиях российский производитель точно не может.
Отметим, что оголтело-либеральная экономическая теория в интерпретации Гайдара-Кудрина-Игнатьева говорит о том, что единственное условие для притока капитала — это снижение инфляции. Поскольку главные факторы инфляции у нас — это рост тарифов естественных монополий и транзакционные издержки, то Центробанк, который на эти факторы почти не влияет, снижает инфляцию путем усиления рубля, что снижает цену импорта. Как следствие, конкурентоспособность российского производителя падает, доля импорта растет, и одновременно падает общий объем частного спроса, который предъявляют российские граждане. То есть — объем российской экономики и осмысленность инвестиций в Россию. Притом, что инфляция остается высокой.
Еще одно следствие такой политики — снижение поступлений денег в бюджет. Один раз, в 2009 году, даже Кудрин признал, что в условиях кризиса рубль бы надо было девальвировать сильнее, но затем все вернулось на прежние либеральные рельсы. Какое-то время идиотизм этой политики компенсировался ростом поступлений от продаж энергоносителей, но сегодня этот ресурс исчерпан. И можно уже смотреть на результаты .. .
Первые признаки стагнации начались в российской экономике в 2011 году. Более или менее адекватные оценки статистики (которая безбожно фальсифицируется правительством в сторону улучшения показателей, впрочем, это повсеместная практика) показывают, что в середине 2012 года экономика вышла «в ноль», а к концу года начался спад. Итоги первого квартала в годовом исчислении (то есть если считать, что оставшиеся три квартала будут такими же) составляют где-то около -1.5%, но данные февраля-марта по отгрузке металла в адрес ДСК и КЖБИ показывают, что сезонный рост строительства будет в текущем году где-то на 20% ниже предыдущего. Эти же данные подтверждают показатели смежных отраслей (например, заказы на окна).
С учетом того, что строительство составляет около 5% ВВП, его снижение на 20% дает чистое падение ВВП на 1%, однако у строительства очень высокий мультипликатор, по этой причине общий спад только от этого фактора составит 2.5-3% ВВП страны. С учетом уже набежавших 1.5%, это даст как минимум 4-5% общего спада, скрыть который правительство при всем желании не сумеет. И эти данные станут всем понятны где-то к середине лета …
Я много езжу по регионам и могу сказать, что эти печальные цифры не вызывают у людей возмущения или протеста: они, в общем, с ними согласны. Но нужно при этом понимать, что поскольку либеральная политика продолжается, то эти цифры спада будут и дальше нарастать. И вот здесь возникает самый интересный вопрос, который я уже неоднократно задавал: понимает ли Путин, что продолжение либеральной политики — это продолжение нарастание этого спада? Понимает ли он, что этот спад начался уже и уже сегодня нужно срочно отказываться от либеральной политики, или же это спад начнет приобретать катастрофические для устойчивости нынешней экономической модели характер? И еще — понимает ли он, что Кудрин — это еще больший либерал, чем Игнатьев и Дворкович, вместе взятые? То есть, его назначение только усилит спад?
При этом снижение прибыльности текущего бизнеса может вызвать очень тяжелые последствия для малых и средних населенных пунктов: станет просто невыгодно снабжать их продовольствием и продуктами первой необходимости. А запрет на продажу алкоголя и сигарет в малых магазинах приведет к тому, что они будут массово закрываться, при том, что крупные могут и не открыться … И все это может стать реальностью уже этой осенью …
Еще раз повторю, я не могу залезть в голову Путина и понять, почему он так верит либералам. Но его вчерашнее выступление показало, что (если отбросить совсем уж конспирологичские версии) отказываться от либеральных методов «управления» экономикой он пока не собирается 0 а значит, прямым путем ведет страну и себя лично в пучину очень тяжелого экономического кризиса. Простого выхода из которого просто нет.
WorldCrisis.ru 26.04.2013