Транстихоокеанское партнерство (ТТП) начало распадаться, едва президент США Дональд Трамп подписал указ о выходе Штатов из договоренностей о создании интеграционного объединения. Япония уже заявила, что не рассматривает свое участие в ТТП без США, власти Чили решили искать другие варианты интеграции, а Мексика заявила о начале двусторонних переговоров со своими партнерами из ТТП. К соглашению успели присоединиться пять стран, в том числе Япония, Штаты, несмотря на их ведущую роль в переговорах, договор не ратифицировали. Партнерство не состоится без участия крупной экономики, на торговлю с которой будут ориентированы другие государства. И это место способен занять Китай, который нуждается в новых рынках на фоне протекционистских настроений Трампа. Однако антикитайская политика нового американского президента может привести к появлению новой формы Транстихоокеанского партнерства, на сей раз во главу угла будут поставлены внутренние интересы США.

Ни для кого не секрет, что ТТП имело не только экономический смысл, заключающийся в изоляции Китая. Администрация Обамы с особым старанием педалировала интеграционный процесс с момента введения антироссийских санкций и «дружбы» России с Китаем. Президент России Владимир Путин отмечал, что ТТП – попытка США «построить выгодную для себя архитектуру регионального экономического сотрудничества» и решить накопившиеся проблемы за счет «непрозрачного и закрытого» проекта. На саммите АТЭС президент дополнил свой тезис: по его словам, закрытые объединения не могут эффективно влиять на мировую экономику. Для прошлой администрации Штатов формат ТТП был удобен: он позволял ограничивать свободу геополитических противников и одновременно усиливал американоцентристскую модель мирового устройства, отмечает политолог, генеральный директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин.

«Время участия США в делах Тихоокеанского региона подходит к концу, так как главной целью этого вмешательства была геополитическая изоляция России, предотвращение свободного выхода РФ в Тихий океан с помощью американских военных баз. Для успокоения государств, которые американцы эксплуатировали в военных целях, создана пилюля экономического сотрудничества и поддержки со стороны США. С помощью торговых и экономических средств контроля американцы держали государства АТР в узде. А они никаких преимуществ от такого сотрудничества не имели, и скорее, наоборот, ставили себя в сложную ситуацию, закрывая возможности геополитического и экономического сближения с Россией и экономического – с Китаем», — поделился своим мнением с Накануне.RU Коровин.

Не скованные соглашением станы АРТ уже заявили о переходе на двусторонний формат переговоров и поиски других вариантов интеграции. Об этом заявили представители Чили и Мексики. Другой вариант может предложить Китай, который традиционно главенствовал в Тихоокеанском регионе. На первый план выходят и объединения с участием России – ШОС, АТЭС – они позволяют создать полноценные торговые союзы. Оставшиеся без ТТП страны, в том случае, если США откажутся от соглашения, будут искать другого партнера, однако они попадут в ловушку: с одной стороны, протекционизм американцев и их желание восстановить собственную промышленность, с другой — спад роста экономики в Китае, переходящий в кризис.

ИсточникНакануне
Валерий Коровин
Коровин Валерий Михайлович (р. 1977) — российский политолог, общественный деятель. Директор Центра геополитических экспертиз, заместитель руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ, член Евразийского комитета, заместитель руководителя Международного Евразийского движения, главный редактор Информационно-аналитического портала «Евразия» (http://evrazia.org). Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...