Все люди родом из детства. И Дональд Трамп – не исключение. Например, несколько лет назад он говорил: «Когда я смотрю на себя, каким я был в первом классе, и смотрю на себя сейчас, я понимаю, что в основном остался тем же».

Его тинейджерские годы были похожи на зебру. С одной стороны мать любила и баловала  младшего сына. Поскольку семья даже по нью-йоркским меркам была богатой, то Дональд ни в чем не знал отказа. С другой стороны, отец – Фред Трамп – жесткий,  энергичный и контактный застройщик основное внимание уделял старшему сыну, в котором видел наследника. Дональд неважно учился в школе и не отличался примерным поведением. Поэтому, несмотря на искреннее стремление выбрать путь отца,  получал от него в основном выволочки, критику, а иногда и тумаки.

В итоге, Фред отдал сына в нью-йоркскую военную академию. Несмотря на громкое название, это была не военная академия в европейском понимании, а что-то вроде наших суворовских или кадетских училищ.  При этом академия была платной и предназначалась в основном для детей элиты. Отношения Трампа с другими кадетами были достаточно далеки от того, что можно прочитать в российской Википедии. По воспоминаниям кадетов, опубликованным в 80-90-е гг., молодой Дональд отличался эгоизмом и стремлением поставить себя в центр внимания. Это естественно вызывало реакцию отторжения у его одноклассников. Не прибавляли симпатии к Трампу и его успехи в учебе, а также благосклонное отношение преподавательского состава. Отец Трампа был важным спонсором академии. В итоге, Трамп часто оказывался в противостоянии коллективу, и вопросы решались в драках. После академии Трамп окончил Уортонскую школу бизнеса при Пенсильванском университете и начал самостоятельную карьеру, как он и мечтал, в строительном бизнесе. В то время все выпускники военных академий отправлялись в действующую армию воевать во Вьетнам. Однако Трамп сумел этого избежать. По официальной версии это было связано с костными наростами на пятках. Еще в конце 70-х – в 80-е гг. нью-йоркские газетчики сомневались в озвученном диагнозе и предполагали, что «откос» от службы во Вьетнаме был связан с девиантным поведением Трампа во время обучения в академии.

Человека лучше всего характеризуют собственные высказывания. Вот цитаты из нашумевшей книги Трампа «Мысли по-крупному и не тормози!»

«Я горжусь тем, что я упрям и крут»;

«Всегда своди счеты. Если кто-то наносит тебе удар – в ответ врежь ему дважды»;

«Негодяи, мечтающие вытащить последний пенни из вашего кармана, бродят вокруг стаями»;

«Я обожаю раздавить оппонента и добиться своей выгоды»;

«Я могу встать посреди Пятой авеню и стрелять в людей, и я не потеряю сторонников»;

«Я привык мыслить масштабно. Всегда, еще с юности. Ведь это очень просто: если вообще о чем-то задумываешься, то мысли масштабно, ставь перед собой большие цели. Большинство людей привыкли оперировать мелкими категориями, потому что они боятся успеха, боятся принимать решения, боятся победить. И это дает таким, как я, огромное преимущество»;

«Все женщины в моем реалити-шоу «Ученик» флиртовали со мной, сознательно или бессознательно. Этого следовало ожидать».

Теперь приведу несколько характеристик Дональда Трампа людей, которые длительное время с ним работали или хорошо знали. Например, политический консультант и специалист по взаимодействию с федеральными органами власти, более 25 лет работавший с Трампом – Роджер Стон –  в 2004 г. так охарактеризовал Дональда Трампа: «Дональда отличают железная воля, целеустремленность и безжалостность не только к врагам, но и к персоналу и иногда к партнерам».  Знаменитый американский актер, долгие годы общающийся с Трампом, – Клинт Иствуд – охарактеризовал его так: «Дональд – просто прирожденный шоумен. В шоу-бизнесе он мог бы добиться еше большего, чем в строительстве. Его харизма подчиняет и притягивает к нему даже изначально негативно настроенную публику. Она базируется на удивительном умении говорить с разными аудиториями на понятном им языке, на личном обаянии и исходящем от Трампа запахе денег, столь притягательном для американцев». Тони Шварц – один из самых талантливых и высокооплачиваемых литературных негров Америки, написавший книгу Трампа «Искусство сделки» – так характеризовал своего клиента: «Трамп обладает железной волей, хитрым умом, неотвратимым обаянием и полным пренебрежением к людям. Он видит в и них только инструменты для достижения собственных целей. Он обладает уникальным чутьем на выбор правильного поведения в процессе переговоров и хамелеоновским свойством говорить с любой аудиторией на ее языке. Ему свойственна вера в собственную непогрешимость, безнаказанность и удачливость».

О человеке многое говорят его любимые книги. В интервью в 80-90-е гг. в качестве любимого романа Трамп называл «На Западном фронте без перемен» Э.Ремарка. Это – одна из самых сильных антивоенных книг в западной литературе XX века. Она о том, как армия и война калечат и губят молодежь. Приверженность Трампа к этой книге очень личная. Она связана с несчастливыми годами, проведенными в академии. С тех пор Трамп неизменно относился к армии амбивалентно. С одной стороны он отвергал жесткую армейскую дисциплину и необходимость жертвовать личным во имя общего. С другой стороны, на протяжении всей взрослой жизни он любил общаться с высокопоставленными военными. Дружба с генералами была для него своеобразным реваншем за унижения и неприятности от однокурсников в академии.

Другой любимой книгой Трампа был сборник избранных речей Адольфа Гитлера «My new order». По воспоминаниям первой жены Трампа – Иваны – он хранил сборник в шкафу рядом с супружеской кроватью. В 1990 г. друг Трампа, исполнительный директор студии Paramount – Марти Дэвид – подтвердил эту историю. Он рассказал, что однажды предложил Трампу почитать этот сборник, упомянув фамилию Гитлера. Трамп подтвердил, что ему было бы интересно почитать, но когда увидел книжку, сказал: «Я думал, что ты принес «Mein Kampf». А этот сборник у меня есть».

В ходе президентской избирательной кампании на вопрос о любимом писателе Трамп неизменно отвечал: «Айн Рэнд. Я прочитал или прослушал все ее книги. Ее мировоззрение ближе всего к моему. Я черпал и черпаю в книгах Рэнд вдохновение и силу».

В Соединенных Штатах чрезвычайно развито психологическое портретирование или психометрика. В значительной степени это связано с широким использованием психологических портретов преступников американскими правоохранителями. Психологи, занятые этим, получили название «профайлеры», а их деятельность – «профайлингом». Естественно, что профайлинг стал активно использоваться в американской политической жизни. Однако, начиная с 1964 г., американским психологам и психиатрам было запрещено заниматься профайлингом политиков. Тогда журнал Fact опубликовал статью, в которой сертифицированные психиатры поставили диагноз участнику президентской гонки от республиканцев, ультраправому сенатору Барри Голдуотеру. Проигравший выборы Голдуотер подал иск в два миллиона долларов против журнала и его издателей. Верховный суд присудил ему миллион долларов возмещения ущерба и запретил психологам и психиатрам давать сертифицированные заключения. Позднее, уже в нулевые годы профайлеры молчаливо ввели следующее правило. Для того, чтобы человек был диагностирован как психопат, недостаточно поведенческих наблюдений, необходимо дополнительно наличие у него определенных патологических изменений в головном мозге, устанавливаемых при помощи МРТ.

Соответственно, используемые в дальнейшем изложении психопатические термины не являются диагнозом, применимым к Дональду Трампу, а лишь характеризуют определенные особенности его поведения и черты личности.

Поскольку в ходе избирательной кампании профайлеры, психологи и психиатры зачастую забывают о профессиональной беспристрастности и идут на поводу политических предпочтений, были проанализированы высказывания дипломированных психотерапевтов, психиатров и профайлеров в англоязычном интернете, в социальных сетях и социальных платформах, типа YouTube, на английском языке в период с 2008 по 2014 гг. Всего ими было вынесено 146 суждений о чертах личности и поведении Д.Трампа.  34 суждения имели нейтральный характер, либо содержали отказ от оценки. 22 суждения характеризовали Трампа как человека, чье общественное поведение и черты личности полностью лежат в пределах нормы. 90 суждений определяли Трампа как «нарцисса-социопата».

В американском профайлинге большинство использует термины «психопат» и «социопат» как синонимы. Например, в книге «Молчание ягнят» Томас Харрис называет Ганнибала Лектора «безупречным психопатом», а в сценарии используется термин «безупречный социопат». В последние годы американские психиатры и профайлеры использует термин «социопатия» в тех случаях, когда речь идет о поведенческих отклонениях, а не тогда, когда имеют место нарушения работы головного мозга. До изобретения МРТ психопатия и социопатия практически не различались. Знаменитый французский психиатр начала XIX века Филипп Пинель определял психопатов как людей, чье поведение характеризуется  «полным отсутствием жалости и сдержанности в отношении окружающих, за исключением иногда, но не обязательно, членов семьи и узкого круга друзей. Это отсутствие жалости отлично от обычного зла, которое совершают люди под воздействием обстоятельств».

Как отмечалось выше, только психиатр может вынести медицинский диагноз, используя для этого специальные методики. Однако профайлеры в своих книгах, помогающих американцам не попасть в различного рода житейские передряги, вызванные девиантным поведением, считают возможным использование специальных руководства для определения грозящей опасности. Соответственно, при вынесении суждений об особенностях поведения и характерных чертах личности Д.Трампа, психологи и профайлеры руководствовались в основном наиболее популярным в Америке «Диагностическим и статистическим руководством по психическим заболеваниям». В наиболее популярной в США по этой теме и переведенной на русский язык книге Р.Хаэра «Лишенные совести. Пугающий мир психопатов»  приведен список контрольных вопросов для определения девиантного (социопатического) поведения.

Психопат или социопат должен обладать нижеприведенными чертами личности:

  • любовь к публичным выступлениям и разговорам при большом стечении народа;
  • эгоцентричность и претенциозность;
  • отсутствие чувства вины и сожаления;
  • отсутствие эмпатии;
  • коварство и склонность к манипулированию окружающими;
  • поверхностность эмоций, не связанных с собственной личностью;
  • импульсивность;
  • слабый поведенческий контроль;
  • потребность в психическом возбуждении и восхищенном внимании со стороны;
  • безответственность;
  • проблемное поведение в детстве;
  • антисоциальное поведение во взрослой жизни, проявляющееся, в том числе в сексуальной распущенности.

Еще раз повторюсь, диагнозы могут ставить только психиатры, непосредственно взаимодействуя с пациентом и имея данные МРТ. Однако суждения о поведении того или иного человека может вынести каждый. Приведенный контрольный список весьма в этом помогает.

Приведу несколько высказываний о характере и поведении Дональда Трампа от известных психологов. Например, психолог К.Даттон из Оксфордского университета провел специальное обследование, применив «стандартный психометрический метод» для оценки личности двух главных кандидатов в президенты США. По Даттону «У Дональда Трампа больше психопатических черт, чем в Адольфа Гитлера». Он набрал 171 пункт, обойдя Гитлера со 169 пунктами. Впрочем, Х.Клинтон получила тоже довольно высокий результат – 152 пункта при   норме в 90. Гарвардский профессор психологии Говард Гарднер заявил, что Трамп страдает “психопатическим нарциссизмом, и потому в случае избрания будет представлять серьезную опасность для общества. Наиболее шокирующем признаком его нарциссизма является отсутствие у Трампа эмпатии – способности к сопереживанию, состраданию, к стремлению понять реальные проблемы и нужды людей”.

Бывший мэр Нью-Йорка, владелец информационного агентства Bloomberg, миллиардер Майкл Блумберг, который сам подумывал стать независимым кандидатом в президенты, еще со времен работы в мэрии, иначе как «социопатом-нарциссом» Трампа не называл. Для нарцисса свойственны, как пишет Д.Бурго,  три господствующих черты характера: беспредельный эгоизм, патологическая лживость, уверенность в собственной непогрешимости, вплоть до пренебрежения к общественным правилам.

В этой связи особый интерес представляет анализ высказываний Дональда Трампа на посту президента. В США огромной популярностью пользуется портал http://www.politifact.com/. Используя большие данные и специальные алгоритмы, портал ведет скрупулезный учет всех высказываний видных политических фигур и оценивает их на соответствие реальности. Как и следовало ожидать, Дональд Трамп является абсолютным рекордсменом по уровню лжи.

В своих выступлениях и интервью чистую правду Трамп говорит только в 4% случаев, в 12% он говорит по  большей части правду, в 14% – полуправду, в 20% – по большей части ложь, в 33% – чистую неправду, и в 17% – ложь, выходящую за пределы здравого смысла. Нетрудно посчитать, что ложь присутствует без малого в ¾ суждений, оценок и слов Трампа. Так Америке и миру не лгал еще ни один президент.

Дело самих граждан Соединенных Штатов, кого они выбрали. Вся проблема в том, что люди с социопатическими и нарциссическими чертами и поведением признают только свою точку зрения, требуют от других лишь восхищения и принятия их правил игры и совершенно непредсказуемы не только в словах, но и поступках. При всей непредсказуемости, социопаты-нарциссы, как правило, имеют где-то рядом с собой одного или нескольких серых кардиналов, которые манипулируют манипуляторами. Наконец, именно социопатами-нарциссами в подавляющем большинстве были лидеры новых культов, в том числе квазирелигиозного характера.

ИсточникHRазведка
Елена Ларина
Ларина Елена Сергеевна (1964 г.р.) – предприниматель, аналитик, преподаватель. Постоянный член Изборского клуба. Родилась, училась и работаю в г. Москве. Получила высшее экономическое и юридическое образование, соответственно в Российском экономическом университете им. Г.В.Плеханова и Институте международного права и экономики им. А.С.Грибоедова. Генеральный директор компании «Персоналинвест» и соучредитель компании «Хайрест». Подробнее...