Столетие Октябрьской революции 1917 г. — серьезный повод для переосмысления того периода развития нашего общества, который был ею открыт, длился на протяжении более семи десятков лет и потом, неожиданно практически для всех, прервался.
Особенно важно осмыслить этнические конфликты, которые во многом вызвали эту революцию, но не были ею решены, а только отложены на длительное время. Представляется, что именно они и послужили основной причиной саморазрушения рожденного революцией государства – СССР.
Рассмотрим подробнее «русский вопрос», который не был решен Октябрьской революцией и приобрел в последнее время особую остроту. Попытаемся извлечь уроки из неудачного опыта его решения в советский период развития нашего общества.
В начале ХХ века Российскую империю накрыла волна острых политических конфликтов. В основе всех этих конфликтов лежали, прежде всего, социально-экономические противоречия: набиравшая силу буржуазия отодвигала от власти правящий класс земельных собственников – дворянство. В своей борьбе в качестве мощного тарана буржуазия использовала жаждущих собственного куска земли крестьян единоличников и промышленных наемных работников.
Большая часть российской бюрократии поддержала буржуазию, и в феврале 1917 г. они совместно разрушили самодержавие – аппарат политического господства дворянства. На его месте победители стали строить более подходящий для буржуазии республиканский аппарат политической власти.
Российская империя была тогда преобразована в унитарную Российскую республику. Однако сил провести все необходимые социально-экономические преобразования у союза буржуазии и бюрократии не было. В октябре 1917 г. власть у них забрали наемные рабочие и крестьяне, действовавшие под руководством партии большевиков (РСДРП(б), потом РКП(б)).
Партия большевиков достаточно быстро трансформировалась в новое правящее сословие – номенклатуру. Номенклатура длительное время честно служила социально-экономическим интересам наемных рабочих и крестьян, хотя их социальный статус и был понижен с уровня развития «класс» до уровня развития «сословие».
Российская империя была построена великорусским народом посредством присоединения к Великороссии территорий, населенных другими этносами. В некоторых случаях присоединение инородного населения происходило добровольно, в некоторых – насильственно. В случае насильственного присоединения между великороссами и инородцами длительное время сохранялся конфликт интересов. Этот конфликт существовал, прежде всего, на уровне правящих элит.
Самодержавие активно втягивало инородческие правящие элиты в состав имперского правящего класса и за счет этого снижало уровень конфликтности. Массы инородческого населения сохраняли при этом свой традиционный образ жизни, веру, обычаи и традиции. Русский язык среди них распространялся властями в той степени, в какой это необходимо было для нужд управления империей. Со времен Екатерины II в стране была свобода вероисповедания. Общее законодательство также навязывалось всем подданным лишь в той степени, в какой это было необходимо для обеспечения единства протекания в империи социальных и экономических процессов.
Присоединенные в ходе территориальной экспансии великороссов земли приобретали в империи статус губерний, все проживавшие в них подданные имели равные права.
В целом, российское самодержавие проводило не великорусскую, а имперскую, то есть интернационалистскую политику. К примеру, великорусские переселенцы заселяли пустующие земли Сибири и Дальнего Востока, но не населенные инородцами земли Прибалтики, Закавказья, Средней Азии, Финляндии и Польши. Не допускалось переселение на эти земли великорусских купцов и ремесленников в заметных масштабах.
При этом великороссы несли на себе основную часть налоговой нагрузки, составляли основную часть бюрократии, духовенства, интеллигенции, офицерского и рядового состава армии.
С середины ХIХ века внутри Российской империи параллельно шло три основных этногенетических процесса. Во-первых, великорусский народ быстро трансформировался в более развитое социальное образование – русскую нацию. Во-вторых, в состав русской нации активно вовлекались малорусская, белорусская и другие российские народности. В-третьих, в самостоятельные народы медленно развивались поляки, финны, грузины, латыши, евреи и некоторые другие народности.
Из-за чрезвычайно быстрой территориальной экспансии удельный вес русской нации в общем составе населения империи был критически мал. Перепись населения 1897 г. показала, что русский язык был родным только для 44,3% населения. Даже если к этим людям причислить тех, кто говорил на малороссийском (17,8%) и белорусском (4,3%) наречии русского языка, то выходило, что русская нация едва составляла две трети населения империи.
Особенно низок был удельный вес членов русской нации на национальных окраинах империи. По материалам той же переписи, доля собственно великороссов на территории нынешней Литвы и Белоруссии была 16,9%, в Остзейском крае – 4,8%, в Левобережной Украине –13,3%, в Правобережной Украине – 4,3%, в Новороссии – 29,8%, в Царстве Польском – 3,2%, в Финляндии – 0,4%, на Северном Кавказе – 42,5%, в Закавказье – 4,7%, в Туркестане – 7,6%.
Понимая возникшие этнические риски, самодержавие пыталось повысить социальное единство своих подданных. Оно поддерживало миссионерскую деятельность православной церкви, учреждало на национальных окраинах государственные школы с преподаванием на русском языке, распространяло русскую светскую культуру. Вводились также некоторые ограничения на развитие инородческого населения в самостоятельные народы. Это русифицирующее в своей основе давление вызывало недовольство наиболее развитых инородческих правящих элит.
По этой причине наиболее продвинутые в своем этногенезе поляки, финны, латыши, грузины, евреи активно включились в революцию 1904-1905 гг. Это сделало революционные движения на окраинах империи крайне болезненными для властей. Остановить протесты инородцев властям удалось только за счет поддержки, оказанной им низовым русским национальным движением – черносотенцами.
Однако самодержавие не поддержало черносотенцев, а попыталось включить выявившиеся инородческие элиты в состав имперского правящего класса. Им разрешили создавать собственные партии и общественные организации, допустили в качестве депутатов в Государственную Думу. Значимых политических или даже общественных организаций, выражающих интересы русской нации, в стране в это время не сформировалось. Тем не менее, инородческие элиты оказались неудовлетворенными и сохранили активность в революциях Февраля и Октября 1917 г. В этих революциях они выступали против власти дворян и буржуазии, потому что те были носителями интересов русской нации, и их устранение позволило бы инородцам ускорить собственный этногенез.
После Октябрьской революции, для преодоления сопротивления буржуазии и дворянства большевики пошли на союз с бунтующими инородческими элитами. Взамен этим элитам было предоставлено право учреждать национальные автономии. Автономия означала для инородческих элит гарантированное получение мест в аппарате государственного управления; среди представителей интеллигентских профессий – возможность ускоренного развития языка и культуры своего этноса, распоряжение материальными ресурсами, создаваемыми попавшими под их начало другими инородцами и русскими.
Именно поэтому в январе 1918 г. унитарная Российская республика была трансформирована большевиками в федеративную Российскую Советскую Республику (РСР). Вскоре РСР переименовывают в Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (РСФСР).
В начале 1918 г. в среднеазиатских губерниях РСФСР образуется автономная Туркестанская советская республика (ТСР). Свои автономные республики получают карелы, крымские татары, поволжские немцы, татары, башкиры, удмурты, калмыки, якуты, горские народности. Повсюду в этих республиках местные национал-коммунисты получают свою гарантированную долю власти, социальных статусов и доходов. Русские и нетитульные этносы в этих автономиях подвергаются дискриминации.
Автономия предлагается большевиками и тем инородческим элитам, территория проживания которых оказалась к этому времени под частичным контролем немецких оккупационных войск.
В рамках тактического союза большевиков и инородческих элит в конце 1917 – начале 1918 гг. возникают Финляндская социалистическая рабочая республика (ФСРР), Латвийская социалистическая советская республика (ЛССР), Эстонская советская социалистическая республика (ЭССР), Украинская народная республика советов (УНРС).
Руководство ФССР заключает договор о сотрудничестве с РСФСР, а руководители ЛССР, ЭССР и УНРС заявляют о том, что созданные ими республики являются автономиями в рамках РСФСР.
Включение в действие этнического фактора привело к расколу большевистской номенклатуры на три основные группировки: интернационалистов, национал-большевиков и национал-коммунистов. Интернационалисты выступали за низведение русской нации до уровня народа, то есть до уровня, на котором находилась основная часть российских этносов. Достигаться это должно было за счет уничтожения и подавления русской элиты, разрушения русских социальных институтов. Отнятые у русских блага должны были передаваться инородцам. Руководителем интернационалистской группировки стал Ленин, а потом Троцкий. Национал-большевики не были против урезания прав русского этноса, но предлагали сохранить его социальные институты, как прошедшие проверку временем и годные для строительства социализма. Группировку национал-большевиков возглавлял Сталин. Национал-коммунисты реализовывали исключительно интересы своих этносов, но из тактических соображений прикрывались коммунистической риторикой. Они проводили откровенно русофобскую политическую линию.
Лишившиеся власти и источников средств существования буржуазия и дворянство начинают вооруженную борьбу против большевиков. Общество раскалывается на «белых» и «красных». Начинается Гражданская война. Обстановка осложняется захватом немцами Прибалтики и ряда западных губерний, интервенцией стран Антанты и других иностранных хищников.
«Белые» в качестве инструмента мобилизации сторонников провозгласили, что они выступают за «единую и неделимую Россию». Это позволило им привлечь на свою сторону значительную часть русских рабочих и крестьян. Потом белые начинают сотрудничать с интервентами, что сильно подрывает их русскую этническую базу.
Большевики в ответ на действия «белых» вынуждены активнее привлекать на свою сторону инородцев. Наиболее влиятельным группировкам инородческих элит предлагается уже не автономия в составе РСФСР, а возможность учреждения собственных государств. В суверенных государствах правящие элиты имеют более высокий социальный статус, больше материальных благ, больше возможностей для развития своих соплеменников.
Предложение образовать суверенные государства должно было заинтересовать также уже не только национал-коммунистов, но и более широкие политически активные слои инородцев, включая национальную буржуазию. Решение о предоставлении инородческим элитам больших прав и возможностей продвигает в партии большевиков интернационалистская группировка.
В июне 1918 г. для реализации привлечения новых союзников правительство РСФСР отказывается от царских договоров, оформивших в свое время раздел Польши. Именно это делает легальным в международном плане создание ряда независимых национальных государств на территории бывшей Речи Посполитой.
В конце 1918 – начале 1919 г. образуются «красные» суверенные Латвийская советская социалистическая республика (ЛССР) и Эстонская советская социалистическая республика (ЭССР).
Однако удержать власть в этих новых государственных образованиях латышским и эстонским национал-коммунистам не удается. Поэтому Москва идет на сговор с местной буржуазией и в середине 1920 г. признает «белые» Латвийскую республику и Эстонскую республику.
Под давлением интернационалистов, в январе 1919 г. в составе РСФСР на правах автономии создается Советская социалистическая республика Белоруссия (ССРБ). В феврале ССРБ выходит из состава РСФСР и объявляет о своем суверенитете. Практически одновременно создается Социалистическая советская республика Литва (ССРЛ). ССРЛ объединяется с ССРБ в новое, суверенное образование – Социалистическую советскую республику Литвы и Белоруссии (ССРЛБ).
Национал-большевики в центре и на местах выступают против передачи ССРЛБ населенных русскими губерний, но интернационалисты, во главе с Лениным их протесты полностью игнорируют.
В конце 1918 г. возникает суверенное национальное государство Польша. В марте 1919 г. учреждается, как суверенное государство, Украинская советская социалистическая республика (УССР). Национал-большевики выступают против ее суверенитета, но интернационалисты в Москве, в очередной раз, выкручивают им руки и заставляют замолчать.
В августе 1920 г. поляки оккупируют большую часть территории ССРЛБ. В связи с этим Москве приходится вторично учреждать ССРБ. Через некоторое время ее переименовывают в Белорусскую советскую социалистическую республику (БССР).
Между РСФСР и Польшей разворачивается война, поляки выигрывают ее и присваивают себе западные территории БССР и УССР. В качестве побочного результата советско-польской войны образуется «белая» Литовская республика.
Закавказская буржуазия создает Армянскую, Азербайджанскую и Грузинскую республики. В 1920-1921 гг. в этих республиках устанавливается «красная» власть. Вскоре республики объединяются в Закавказскую советскую федеративную социалистическую республику (ЗСФСР).
В Латвийской республике, Эстонской республике, Литовской республике, Польше, Армянской республике, Азербайджанской, Грузинской республике русские и нетитульные этносы попадают под власть «белых» национальных элит.
В БССР, УССР, ЗСФСР русские и нетитульные этносы попадают под власть местных национал-коммунистов. Как «белые» национальные элиты в своих странах, так и национал-коммунисты в «красных» республиках проводят линию на ассимиляцию русского и другого нетитульного населения.
В результате создания автономий позиции национал-коммунистов в РКП(Б) партии значительно усиливаются.
В ходе Гражданской войны гибнет или эмигрирует основная часть русских элит. По окончанию Гражданской войны интернационалисты во главе с Л.Троцким продолжают преследовать православных священников, техническую и гуманитарную интеллигенцию, других русских элитариев. Эти преследования также позволяют им существенно усилить свои позиции в партии. Образуется блок интернационалистов и национал-коммунистов, и он на длительное время определяет основное направление решения этнических проблем в стране.
В декабре 1922 г. РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР подписывают договор о создании общего государства – Союза советских социалистических республик (СССР).
При образовании СССР национал-большевики выступили за включение Украины, Белоруссии и ЗСФСР в состав РСФСР на правах автономий. Это бы понизило статус правящих в них национал-коммунистических элит до уровня правящих элит российских автономных республик. Украинские, белорусские и закавказские национал-коммунисты отчаянно сопротивляются невыгодной им «автономизации» и с помощью интернационалистов в Москве проваливают этот проект. СССР становится союзом суверенных республик, практически не федерацией, а конфедерацией.
Союз интернационалистов и национал-коммунистов продолжает линию на конфедерацию страны.
Автономная Туркестанская советская республика поэтапно разбивается на отдельные части, которым придается статус союзных республик. Так, появляются суверенные Казахская ССР, Киргизская ССР, Узбекская ССР, Таджикская ССР и Туркменская ССР.
В 1936 г. ЗСФСР размежёвывается на исходные элементы: Грузинскую ССР, Армянскую ССР и Азербайджанскую ССР. Все они приобретают статус суверенных союзных республик.
Внутри всех этих новых союзных республик образуются автономные национальные республики, национальные округа, национальные области и даже национальные районы и сельсоветы. Крупным титульным элитам приходится делиться властью и статусом с более мелкими титульными элитами.
Русские, составляющие большинство населения СССР, ни в РСФСР, ни в союзных республиках прав на создание автономии не получают. Практически выходит, что русские полностью лишаются своей государственности.
В реализации политической власти в СССР центральное значение имели возможности, которыми обладала большевистская партия и ее подразделения.
Вначале в рамках РКП(б) создавались национальные подразделения: мусульманская, немецкая, белорусская, еврейская секция. Русской секции не было. В 1925 г. РКП(б) преобразуется во Всесоюзную Коммунистическую партию(большевиков) – ВКП(б).
Титульные элиты союзных республик получают возможность сохранять внутри ВКП(б) свои собственные компартии, а там, где их не было – создавать новые. Еврейская и ряд других национальных секций сохраняются. Национал-большевики поднимают вопрос о создании самостоятельной Российской компартии, но союз интернационалистов и национал-коммунистов его успешно торпедируют.
В 20-е – первой половине 30-х годов во всех национальных образованиях СССР проводится линия на «коренизацию» кадров. То есть все управленческие посты заполняются представителями титульных этносов. С нуля создаются социальные институты титульных этносов. Ускоренными темпами идет формирование титульных народов. Именно в это время, например, из малороссийской народности формируется украинский народ, делается попытка превратить белорусскую народность в белорусский народ.
Русских из управленческих структур повсюду изгоняют. В национальных образованиях в школах перестают изучать русский язык, в них закрываются русские театры, музеи, университеты, газеты и журналы. Русская православная церковь разрушается по всей стране.
В результате этой этнополитической линии русская нация ослабляется и низводится на более низкий – народный уровень социального развития. Русские этнические скрепы в обществе ослабевают, на замену им ничего не создается. Это ставит под угрозу единство, да и само существование проживающей в СССР общности людей.
Национал-большевики для решения возникших в результате разрушения русской нации проблем выдвигают концепцию строительства новой социальной общности – полиэтнического советского народа. В этой социальной общности, вокруг коммунистических духовных ценностей должны были объединиться все этнические элементы. Ради достижения сбалансированности в структуре советского народа национал-большевиками в национальных образованиях сворачивается процесс «коренизации», в партийный и государственный аппарат возвращают русские кадры.
Национал-большевики стали широко использовать созданные русскими социальные институты. Вновь в школах и институтах повсеместно стали изучать русский язык. Была реабилитирована русская культура и история. Ослабло давление на русскую православную церковь.
Интернационалисты и национал-коммунисты активно противились смене этнической политики. Поэтому c середины 30-х годов национал-большевикам пришлось применить в отношении них репрессии.
Новая этническая политика позволила национал-большевикам значительно укрепить социальное единство советского народа. Это позволило им также приступить к строительству Советской империи.
В состав СССР была включена большая часть территорий, принадлежавших ранее Российской империи. Отошедшие в результате советско-финской войны от Финляндии земли вошли в состав новой союзной Карело-Финской ССР. Часть земель, захваченных Польшей в 1920 г., были возвращены в состав Украинской ССР и Белорусской ССР. На возвращенных от Румынии бывших российских землях учредили союзную Молдавскую ССР. В Прибалтике были образованы три новых союзных республики: Латвийская ССР, Литовская ССР и Эстонская ССР.
Проживавшие на вновь приобретенных территориях «белые» элиты были репрессированы и перемещены на Север, в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. Для укрепления местных кадров из центральных областей СССР на вновь присоединенные земли были направлены советизированные финны, украинцы, белорусы, молдаване, латыши, литовцы, эстонцы, а также русские.
Целью всех этих перемещений было принудительное перемешивание разнородных этнических элементов для ускорения их превращения в единый советский народ.
Формирование советского народа сыграло положительную роль в деле преодоления этнических конфликтов внутри страны во время разразившейся в 1941 г. Великой Отечественной войны. Однако основную роль в защите Отечества от немецких захватчиков сыграли русские, а также украинцы и белорусы.
Многие представители латышей, литовцев, эстонцев, западных украинцев перешли на сторону немцев. На сторону врага перешла и значительная часть народов Северного Кавказа, Поволжья. По этой причине в конце 1942 г. Москва была вынуждена отказаться от призыва в армию крымских татар, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкар, калмыков. В 1944 эти народы были поголовно переселены в Казахстан и Среднюю Азию. Их автономные образования были реорганизованы или ликвидированы. Менее жестко преследовали перешедших на сторону немцев латышей, литовцев и эстонцев. У Латвийской ССР и Эстонской ССР в 1944 г. были изъяты и переданы РСФСР населенные русскими районы. Еще в первые месяцы войны была ликвидирована АССР Немцев Поволжья, а ее немецкое население переселено в Казахстан и Сибирь.
Дальше этого дело с национально-государственным переустройством РСФСР не пошло. Единственно, если до войны Мемельский край была передан Литовской ССР, то после войны полученный от Пруссии Кенигсбергский край определили областью в составе РСФСР.
В ходе войны русский этнический элемент сильно выдвинулся в армии и в партии. Национал-большевики испугались возросшего влияния русских и провели после войны ряд чисток в высшем военном руководстве. Когда же группа русских партийцев под руководством А.Кузнецова выдвинула идею создания самостоятельной российской парторганизации и уравнения российские области в правах с национальными автономиями, они были репрессированы.
После смерти И.Сталина в 1953 г. ослабленная репрессиями группировка национал-большевиков не смогла удержать власть в стране, и ее захватили интернационалисты. Главой этой группировки стал сначала Л.Берия, а потом Н.Хрущев. Они стали искать опору в среде национал-коммунистов.
Интернационалисты выпустили из заключения находившихся там националистов и коллаборационистов, вернули репрессированные народы на места их традиционного проживания, восстановили ликвидированные в 1944 г. национальные автономии. В угоду украинским национал-коммунистам Крым из состава РСФСР передали в состав Украины. В союзных и национальных республиках опять начались процессы «коренизации» кадров, вытеснения русского языка и русской культуры из общественного оборота. Опять повсеместно развернулись репрессии против православной церкви. В стране были образованы совнархозы, которые предоставили большую экономическую власть национальным элитам.
Постепенно национал-большевики оправились от нанесенного им интернационалистами удара. «Коренизацию» кадров в национальных образованиях приостановили. Русский язык и культура были реабилитированы. Репрессии против православной церкви в основном прекратились.
В 1964 г. Н.Хрущева отправили в отставку, однако репрессий против интернационалистов в партии не стали проводить. Образовался негласный союз интернационалистов и национал-большевиков во главе с Л.Брежневым.
Новая правящая группировка несколько ограничила права национал-коммунистов. В союзных и автономных республиках партия, например, ввела обязательные посты, которые заполнялись русскими кадрами. Русскими в обязательном порядке стали замещать ключевые посты в армии, МВД, спецслужбах.
Все усилия компартии после 1964 г. были брошены на ускоренное строительство советского народа, а затем и более сложного социального образования – советской нации. Это строительство успешно шло в РСФСР, Белорусской ССР, Украинской ССР и Молдавской ССР. А вот в Прибалтике, Закавказье, Средней Азии и Казахстане, при попустительстве высшего партийного руководства национал-коммунисты активно вели строительство своих собственных этносов.
В результате к началу 80-х гг., под внешней оболочкой советской нации сформировались латышский, литовский, эстонский, армянский, азербайджанский и армянский народы, которые стали конституироваться в нации. Стремительно шло также развитие казахов и ряда среднеазиатских народов.
В этот период возникла потребность в допущении в экономике элементов частного капитала. Оторвавшаяся от наемных работников интернационалистская группировка номенклатурного слоя стала проводить приватизацию государственной собственности в своих собственных интересах. Эта группировка приняла название «демократы». Возглавил группировку демократов М.Горбачев, а потом Б.Ельцин.
Демократам для проведения приватизации в свою пользу требовалось резкое ослабление государственного аппарата. Для достижения этой цели они, привычно, взяли себе в союзники национал-коммунистов, которые стали теперь именоваться национал-демократами. Этот союз стал вести борьбу с национал-большевиками, которые выступали за сохранение государственного контроля над приватизацией и общественными процессами в целом. Национал-большевики получили в новых условиях имя государственники.
За помощь в борьбе с государственниками демократы предоставили национал-демократам возможность выйти из состава СССР. Национально-государственное устройство страны легко позволяло это сделать. Национал-демократы организовали на местах массовые народные движения за выход союзных республик из состава СССР.
В середине 1990 г. была образована Компартия РСФСР. Однако она уже не успела сколь-либо значительно повлиять на происходившие в обществе процессы.
Советский народ под влиянием разрушительных действий демократов и национал-демократов распался на составляющие его этносы. В декабре 1991 г. на 15 суверенных республик распался СССР – государство советского народа. Русские не стали препятствовать распаду СССР, поскольку не считали его своим государством.
Власть в четырнадцати вновь образовавшихся постсоветских республиках получили национал-демократы. В РСФСР власть осталась за союзом демократов и национал-демократов. Вскоре РСФСР переименовали в Российскую Федерацию, или Россию. Демократы, по отработанной технологии, предоставили особые права элитам российских национальных автономий, а те повели линию на образование суверенных государств. Россия начала распадаться на отдельные национальные государства. В силу этого на начало 2000 г. в стране полыхали острые этнические конфликты и целые этнические войны.
Российские государственники стали искать опору в русском этническом элементе, который мог бы консолидироваться и остановить развал страны. Возглавивший группировку государственников В.Путин повел силовую борьбу с этническим сепаратизмом. Логика этой борьбы привела его к необходимости ограничить влияние национал-демократов, а затем и демократов.
Сила внешних обстоятельств заставила государственников заниматься защитой русских и прорусски настроенных этносов в Приднестровье, Северной Осетии, Абхазии. Они вынуждены были присоединить к России Крым и поддержать русских, начавших национально-освободительную войну на Донбассе.
В итоге мы видим, что попытка разрушения русской нации и строительства на ее обломках новой социальной общности – советского народа(нации) оказалась неудачной. Она закончилась распадом созданного на основе советского народа государства – СССР.
Русские в ходе этой попытки понесли большие человеческие потери и лишились значительной части принадлежавших им ранее территорий. Украине досталась левобережье Днепра и Новороссия, Молдавии – Приднестровье, часть чисто русских губерний отошло к Белоруссии и Казахстану. К началу XXI века Россия оказалась в границах Московского царства середины XVII века.
Распад России в настоящее время всего лишь приостановлен. Риски возобновления распада таковы:
— Российская Федерация состоит из национальных образований, в которых титульные элиты имеют целый ряд исключительных прав. Это создает предпосылки для возникновения этнического сепаратизма;
— Русские и малые нетитульные этносы в сложившейся системе национально-государственного устройства своих национальных образований не имеют, а потому их возможности для этнического развития ограничены;
— Нет политических институтов, которые легально представляют интересы русской нации. Эти интересы не сформулированы в каких-либо обязательных нормах и артикулируются сейчас только президентом страны.
— Государственники не могут провести глубоких преобразований в российском обществе, поскольку этим преобразованиям препятствуют демократы и национал-демократы. Государственники не могут опереться в своих действиях на русские элиты, которым сами же не дают возможности консолидироваться;
— За пределами России проживает около четверти всех русских. В постсоветских странах они подвергаются этнической дискриминации, их пытаются ассимилировать. Связи русского рассеяния с Россией крайне слабы и не существует механизмов его защиты;
— Основная часть государственников ориентируется на строительство не русской, а российской нации. Под российской нацией они понимают подновленную советскую нацию.
— Нет широкого публичного обсуждения проблем строительства русской нации и связанных с этим проблем государственного строительства.
— Внешние акторы интенсивно используют нерешенность русского вопроса для ослабления России и отстранения государственников от власти.
Отказ от решения «русского вопроса» при любом обострении социально-экономической ситуации или усилении внешнего давления может привести к новой российской революции и, возможно, к распаду страны по линиям этнических разломов.