Доклад на Круглом столе 30 сентября (г. Симферополь).
Россия – континентальная цивилизация, возникшая как единый народ вокруг слияния евразийских рек. В геополитике даже существует специальная потамическая теория (от греческого слова «ποταμος», «река»), объясняющая возникновение и развитие государств вокруг пересечения речных артерий. Так возникла и укрепилась когда-то Московская Русь – в бассейне Оки и Волги, и уже оттуда мы шагнули за Днепр и Дунай на западе, за Обь и Енисей – на востоке. И всегда на своем пути мы возводили новые мосты, чтобы связать воедино пространство огромной страны.
Русские – потомственные строители мостов, понтонных переправ и путепроводов над реками, ущельями и проливами. Усомниться в нашем профессионализме могли лишь украинские и американские пропагандисты, якобы мы не сможем завершить строительство без западных технологий и комплектующих. Мы дольше тысячи лет строим мосты и открыто укрепляем связи с другими народами и государствами. Так было всегда – и сегодня мы лишь продолжаем свою многовековую традицию. Пока американский президент отгораживается от Мексики стеной, пока режим Порошенко пытается выстроить стену на границе с Россией, мы строим Керченский мост, который уже стал одним из символов русской мечты.
Это было бы смешно, если бы не было так грустно, но именно за возведение мостов Россию пытаются наказать, а Украину за строительство стен – поощрить. Больше десятка российских компаний попали под американские санкции только за то, что участвовали в строительстве моста. В этом все лицемерие Запада, который призывает нас к открытости, и сам же с этой открытостью борется.
Наши заклятые американские друзья не могут понять одного: строительство мостов – это ведь не про бетон, сваи и инженерные технологии. Наведение мостов – это русская мечта, многовековая культурная установка, которую невозможно ограничить санкциями или военными угрозами.
Для реализации нашей национальной мечты нам нужно сильное и суверенное государство, внутри которого наведены мосты между властью и народом, богатыми и бедными, православными и мусульманами, русскими и татарами. Только такое государство способно строить культурные и железобетонные мосты.
Керченский мост и возвращение Крыма и стали возможными в тот момент, когда наше государство, наш народ и элиты были к этому готовы. Все институты нашего общества как бы созревали долгие годы для этой масштабной операции, чтобы за считанные дни сработать четко, слаженно – единым фронтом, чтобы раскрепостить творческие силы одного народа по обе стороны Керченского пролива. Многим даже не верилось, что такое возможно. В России и мире все ахнули от того, как быстро и профессионально может работать наше государство, если захочет.
Возвращение Крыма стало первым шагом на пути возвращения к себе – после долгих лет безвременья, предательства и отступления. Все 90-е годы мы были заняты разложением и расчленением нашего единого государства – всесоюзные индустриальные гиганты рассыпались на небольшие фирмы и сдавались в аренду любым проходимцам, разбежались в свои национальные квартиры братские народы, на смену целым отраслям промышленности пришло кустарное производство, и особенно это было заметно на братской Украине. А из-за рубежа в один голос твердили: так и надо, это и есть настоящая демократия.
Все эти годы мы бережно лелеяли нашу русскую мечту, набирались сил и готовили страшное для Запада дело – возобновление нашего традиционного строительства. Мы видели Крымский мост во снах, нам грезились мосты из Сахалина в Японию и в Америку через Берингов пролив. Крымский мост мерещился нам в тумане с российского берега порта Кавказ. Этот мост был с нами всегда, но только сейчас мы по-настоящему созрели для его строительства.
Глубоко заблуждаются те, кто думает, что возвращение Крыма на Родину – это одномоментный и уже завершившийся эпизод русской истории, что мы вернули Крым, и всем можно расслабиться. Воссоединение нашей большой Родины началось задолго до роковых событий на Майдане и не закончится открытием Керченского моста. Россия и дальше будет строить мосты и разрушать стены. Продолжая ставшую крылатой фразу нашего президента, можно сказать, что у России действительно нет границ, зато есть и будут мосты.
В мировой культуре мост всегда был символом преодоления, перехода из одного мира в другой, связи земли и неба, двух разных берегов. После смерти, рассказывают скандинавские мифы, все души пройдут по этому мосту. Но по мосту могут пройти и живые: многие великие герои древних сказаний проходили по нему в поисках бессмертия. Даже Папу Римского традиционно называют строителем мостов. Правители Рима носили титул «понтифик», то есть «строитель мостов».
Наши предки тоже верили, что по калиновому-солнечному мосту приходит к людям весна, когда Бог открывает небесные врата. По небесному мосту движется солнце. По мосту-радуге сходят с небес ангелы. Мост является и свадебным символом. По нему юноша и девушка переходят в новый период своей жизни.
Сейчас уже осталось мало древних мостов, а обветшалые нуждаются в ремонте и реставрации. Иногда их разрушало время, иногда – стихии, чаще всего – сами люди. Возведенные мосты рушились вслед за исчезающими цивилизациями, вот и Запад все чаще говорят о стенах. Россия же строит соединяющие и связующие мосты. Значит, наш исторический путь снова пошел на взлет, мы открываем новую страницу нашей истории.
…А если кто-то вздумает силой разрушить наши мечты и мосты – для этого у нас есть инженерные войска и понтонные переправы для тяжелой военной техники. Воевать мы умеем так же хорошо, как строить мосты.