5 марта состоялась встреча Трампа и Нетаньяху в Вашингтоне. Она стала пятой по счету.
В ходе брифинга президент США, чья дочь и чей зять принадлежат к ортодоксальной иудейской общине, не исключил возможности того, что он может приехать в Израиль на открытие посольства США в Иерусалиме. Трамп заявил, что сейчас два государства связывают лучшие за всю их историю отношения.
Глава израильского правительства сообщил, что разговор посвящён «иранской агрессии» на Ближнем Востоке в целом и о ядерной программе Тегерана в частности. Особенно израильского премьера волнует укрепление подконтрольных Тегерану военных формирований на территории Сирии в районах, близких к израильской границе.
Предполагалось, что встреча будет короче, чем во время предыдущего визита Нетаньяху в Белый дом, и продлится только 75 минут. Однако беседу закончили на час позднее.
Как накануне сообщила «НГ», вернувшиеся недавно из Израиля американские сенаторы привезли неутешительные новости: еврейское государство всерьез просчитывает последствия войны с проиранскими формированиями. По словам израильского руководства, его действия могут быть ещё более жёсткими, чем сейчас, когда идут ракетные удары по Сирии со стороны Израиля.«если Иран не перестанет посягать на приграничные зоны». И военный сценарий нельзя списывать со счетов.
Визит Нетаньяху в США последовал после того, как Нетаньяху встретился с очень многими европейскими лидерами. Проблема Нетаньяху заключается в том, что ранее он понял, что вместо него американцы воевать с иранцами не будут. Поэтому ему надо было провести некую мобилизацию европейских сил, которые находятся под влиянием глобального сионизма. Родина глобального сионизма и центр его — это всё-таки не Штаты, а Европа. И Нетаньяху встречался и переговорил со многими европейцами, были даже конфиденциальные полёты Нетаньяху в Европу, о которых не сообщалось. И одна из первых задач визита Нетаньяху в Соединённые Штаты заключается в том, чтобы американцы более тесно координировали свои действия на Ближнем Востоке с европейцами. В результате этого визита складывается важная вещь. Есть некая точка соприкосновения, при всех противоречиях, между американцами и европейцами. И те, и другие настаивают на том, что «режим Асада, который курирует и поддерживает Россия, создаёт взрывоопасную ситуацию на Ближнем Востоке». Но ни сами европейцы, ни сами американцы напрямую влезть в войну против законного государства Асада не могут — это просто приведёт к прямому столкновению с Россией. И вот здесь Израиль предлагает свои условия (кстати, довольно специфические), поскольку как бы так уже сложилось с точки зрения Израиля, что евреи борются за свою безопасность и с сирийцами, и с иранцами, и с иракцами. В этом смысле то, что не позволено американцам и европейцам, де-факто позволено израильтянам. И в этом смысле в новой ситуации могут быть расширены те негласные соглашения, которые были достигнуты между Тель-Авивом и Москвой в прошлом году по поводу того, что мы закрываем глаза на какие-то действия Израиля в Сирии. Да, Израиль берёт на себя перед Америкой и Европой обязательство нанести ключевые удары по сирийским ВВС. Поскольку существует некая договорённость между Путиным и Нетаньяху, то Россия напрямую не будет противодействовать Израилю. Считается, что из всех возможных компонентов западного влияния на Ближний Восток — Европа, Америка, Израиль — именно Израиль обладает свободой рук. Это некая формула достижения такого консенсуса.
И одновременно в рамках этого треугольника — Европа, США, Израиль — обуславливается принятие общей тактики в отношении Ирана. Европейцы не хотят воевать с Ираном, они считают, что это опасно, что это может привести к очень непредсказуемым позициям. Американцы хотели бы воевать с Ираном руками самого Израиля и того, чтобы европейцы присоединились к жёстким санкциям против Ирана. В этой ситуации Нетаньяху предлагает услуги накануне своих выборов и в связи с тем, что на него открыли третье уголовное дело. Его, кстати, критикуют в Израиле за то, что прежде он испортил отношения с американцами, своими союзниками. И сегодня он совершает прорыв, предлагает антииранскую формулу. Израиль объясняет это таким образом, что русские поймут действия Израиля. То есть русские не поймут, если американцы будут напрямую бомбить Асада, это может привести к ситуации Третьей мировой войны. Русские не поймут, если французские истребители с французских авианосцев начнут бомбить Асада — это тоже может привести к большой войне. А вот если Израиль, «защищая свои интересы против иранского влияния, иранского окружения» и так далее, пойдёт на такие шаги, то Москва это может проглотить. Вот такая штука была достигнута на переговорах в Вашингтоне.
Публикации в прессе тревожны: «Вернувшиеся недавно из Израиля американские сенаторы привезли неутешительные новости: еврейское государство всерьёз просчитывает последствия войны с проиранскими формированиями». Издание Times of Israel подтверждает, что «главным предметом переговоров двух лидеров стала иранская экспансия на Ближнем Востоке. Особенно израильского премьера волнует укрепление подконтрольных Тегерану военных формирований на территории Сирии в районах, близких к израильской границе». Напоминается к тому же, что «в октябре 2017 года Трамп изложил обновлённую стратегию Вашингтона по отношению к Тегерану, выразив намерение противостоять дестабилизирующему влиянию исламской республики Иран. США также призвали мир объединиться для давления на элитные подразделения Вооруженных сил Ирана — Корпус стражей исламской революции». Что же мы увидим вот в реальности уже не политической, а, возможно, военной в ближайшее время?
Американцы сказали Нетаньяху — воевать вместо вас на территории Ирана, как вы угрожали Тегерану, мы не будем, но если вы начнёте наносить массированные удары по Асаду (в этом же контексте — по иранским опорным пунктам на территории Сирии), то мы вас поддержим военными средствами. Дело в том, что Израиль не может вести постоянную войну, ему нужна регулярная военная подпитка со стороны США. И американцы сказали — это мы вам обеспечим. Кроме того, мы вам обеспечим поддержку международного сообщества через ООН. И такова позиция не только американцев. Вот в чём опасный момент, вот почему я считаю, что визит Нетаньяху приведёт сейчас к обострению ситуации на Ближнем Востоке — родилась согласованная точка зрения Европы и США. Израиль будет вести войну как бы с сирийским правительством Асада и с Ираном, при этом пользуясь политической и военной поддержкой Запада. В случае, если, предположим, иранцы начнут прямую ракетную атаку против Израиля, то это даст возможность США перейти уже к военным действиям непосредственно на территории Ирана. И здесь может возникнуть ситуация, о которой я очень часто говорю: Третья мировая война начнётся на территории Ирана, если американцы начнут бомбить Иран. Тогда Россия, для которой Иран сейчас ключевая страна, не должна остаться в стороне.
России не должна так поступить по всем правилам международной политики, однако не всё однозначно. Не секрет, насколько сильно влияние Израиля (и шире — сионизма) в российских элитах. Насколько еврейское лобби в Москве способно развернуть курс ближневосточной политики России?
Ситуация на Ближнем Востоке очень быстро меняется. В феврале произошло событие, очень важное событие с точки зрения Израиля, из за которого евреи так забеспокоились. Был сбит израильский F-16. Произошло это впервые с 1973 года. Причём военные специалисты Израиля исходят из того, что без отмашки Москвы этого бы не произошло. Идёт очень сложная игра. Москва как бы предупредила Израиль о том, что развёрнутые средства ПВО России на определённом этапе могут быть задействованы для защиты российских интересов на Ближнем Востоке. А Нетаньяху поездкой по Европе и США повышает ставку. Я думаю, что в ближайшие дней 10 Нетаньяху обязательно приедет в Москву, где торг продолжится. Суть его заключается в следующем: либо вы, Москва, должны каким-то образом утихомирить сирийцев и иранцев (прежде всего — иранцев), либо Израиль вынужден будет начать военные действия по «защите своей безопасности». И тогда Россия окажется в очень сложном положении. Реально самый главный союзник России на Ближнем Востоке — это Иран. Иран, который уже 40 лет находится под санкциями, который накопил огромный опыт в борьбе с США, который бескомпромиссен, который считает, что США — это враг для всего человечества. Постепенно и наш верховный правитель к этому приходит. Поэтому здесь придётся выбирать.
Есть разные реакции. Например, буквально 2-3 дня тому назад заместитель посла России в Израиле заявил: «Если начнутся военные действия между Израилем и Ираном, то Россия, безусловно, окажется на стороне Израиля». Это точка зрения определённых кругов в российском МИДе. Насколько я знаю, в Кремле немного другое видение. Одна из проблем России заключается в том, что катастрофически сокращается количество союзников, на которых мы можем опираться. Если сейчас мы «кинем» Иран после стольких лет согласования общей политики, то для всего мира, не только для американцев, Россия окажется страной-изгоем, с которой нельзя иметь никаких дел. Страной, у которой нет никаких своих стратегических интересов, которая кидается своими союзниками. Помните, в последние годы Советского Союза мы кидали всех наших союзников по Варшавскому договору и считали, что это нормально ради благополучия Горбачёва и горбачёвского режима. Если это сейчас повторится, то будет очень печально, мягко говоря.
Есть в России какой-то центр силы, который способен противостоять сионизированным элитам, которые, естественно, будет всячески блокировать любые ответы Израилю — от военных до экономических?
Единственный вариант, единственная такая сила — это сам президент. Дело в том, что мы же должны учитывать: что такое сионизм и почему сионистский фактор сохраняется в России? Не потому, что многие российские руководители любят сионистов, не по другим каким-то причинам. А потому, что есть два аргумента. Первый аргумент заключается в том, что так называемые «сионистские компоненты» выходят напрямую на мировое правительство. То есть это канал какого-то доверительного взаимодействия, доверительных контактов с США и с определённым силами в Европе. Борода (кстати, очень неглупый человек) и другие еврейские лидеры России состоят в очень хорошей связи с европейскими финансовыми центрами.. Почему Путин встречается так часто с Нетаньяху? Потому что израильское еврейство — это компонент американского еврейства, через него имеется выход на некоторые американские круги и донесение до них своей точки зрения.
А второй момент заключается в следующем. Не секрет, что мировая финансовая система контролируется сионистами. Есть один очень интересный момент — страна может получить кредит в МВФ или в МБРР, если эта страна имеет дипломатические отношения с Израилем. Таково одно из негласных условий. Если ваша страна не имеет дипломатических отношений с Израилем — получить кредит будет крайне сложно. Никто прямо не будет отрицать ваше право на кредит, но заявка будет крутиться по кабинетам и забываться. Вот такой показатель. Поэтому эти два момента с прагматической точки зрения учитываются Кремлём, учитываются окружением Путина, да и самим Путиным, насколько я понимаю, для того, чтобы реагировать на то, что мы называем сионизмом.
Последнее, что хочу сказать в этой связи. Кто будет выверять, что важнее для России: Иран как ключевой союзник на Ближнем Востоке либо Израиль и те силы, которые поддерживают Израиль в России как потенциальную возможность для примирения с США, примирения с Западом? Тут проблема даже не в сионизме, а в том, что у нас есть группы в руководстве, которые исходят из того, что Россия слишком далеко зашла в конфронтации с Западом. И необходимо искать какие-то отходные пути, чтобы выйти из противостояния с наименьшими потерями. И здесь в чём будет состоять игра? Я думаю, что если Нетаньяху в ближайшие 10 дней приедет в Москву, то надо будет внимательно отслеживать итоги этой встречи, там об очень многом будет сказано. А до этого мы не должны ждать, что Израиль пойдёт в прямую атаку на Сирию и Иран. Думаю, что этого не произойдёт. Какие-то спорадические вещи будут, но так, чтобы Израиль, условно говоря, осуществил массированную бомбардировку каких-то военных баз — этого не будет. Израильтяне — достаточно осторожные, очень часто трусливые люди. Израиль может пойти на это, если у него будет обеспечена поддержка. Для Нетаньяху очень важно найти консенсус не только с американцами и европейцами (что, судя по всему, он нашёл), но ещё и подключить к консенсусу Путина. Если Нетаньяху приедет в Москву, то привезёт какой-то пряник для Путина. А как отреагирует Владимир Владимирович — вот это уже вопрос.