Страсти по «Большой Двадцатке»
Николай Коньков, Александр Нагорный
В Москве прошла встреча министров финансов стран «Большой двадцадки»
Участников такого рода мероприятий обычно называют "шерпами" — по имени народности Восточного Непала, представители которой чаще всего сопровождали восхождения европейских альпинистов на вершины Гималаев в качестве проводников и носильщиков. Их задача — провести всю черновую, подготовительную работу, чтобы "первым лицам" оставалось только общаться между собой, утрясая оставшиеся спорными или вновь появившиеся вопросы и ставя подписи под уже готовыми документами.
Прошедшая в российской столице 19-20 июля встреча министров финансов стран "большой двадцатки" исключением в данном отношении не стала — и лишний раз подчеркнула глубину тех проблем, которые необходимо решить недавним лидерам мирового развития: США, Евросоюзу и Японии.
После сенсационных с политической точки зрения, но совершенно невнятных экономически итогов июньского саммита "Большой восьмёрки" в Лох-Эрне стало совершенно ясно, что "температуру современного мира надо измерять уже не в Америке, а в Китае", как справедливо сказал президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, а единственным международным политическим институтом, помимо ООН, где на равных правах присутствуют и США, и КНР, является сегодня только "Большая двадцатка", лидеры которой должны встретиться в Санкт-Петербурге 5-6 сентября 2013 года.
Произойдёт ли именно на ней некий решительный поворот в сфере международных отношений, или он будет отложен на более поздний срок "в интересах сохранения международной стабильности", сегодня предсказать совершенно невозможно, однако результаты московской встречи и всё "облако событий", её сопровождавшее, говорят скорее в пользу первого варианта.
Напряженность в отношениях между Соединенными Штатами и Китаем продолжает нарастать — вместе с ростом государственного долга Америки, включая задолженность перед КНР, а также отрицательным для Вашингтона сальдо двусторонней торговли. Пока относительно первого ситуация с 22 мая официально "заморожена" на уровне 16,7 трлн. долл., и пока республиканцы в Конгрессе не дают "добро" на его увеличение, что, в свою очередь, ставит под вопрос программу Федерального резерва по "качественному смягчению" финансовой ситуации как в Америке, так и на мировых рынках, поскольку доллары предполагалось печатать в первую очередь как раз для выкупа гособлигаций США. А раз новых гособлигаций пока нет, то планы долларовой эмиссии "зависают в воздухе", а главе ФРС Бену Шалому Бернанке предстоит уйти в отставку.
А раз новых гособлигаций пока нет, то и планы долларовой эмиссии "зависают в воздухе", а главе ФРС Бену Шалому Бернанке предстоит уйти в отставку. На освобождающийся после ухода Бернанке пост "главного фальшивомонетчика современности" (поскольку доллары сегодня обеспечены реальными активами примерно на 5% своей номинальной стоимости, и эта доля продолжает сокращаться) Барак Обама намерен поставить министра финансов США при Билле Клинтоне Ларри Саммерса (Самуэльсона), ныне — директора Национального экономического совета США и члена рокфеллеровской "Группы тридцати".
Вообще, эволюции американской политики и американских политиков поражают. Если в рамках США финансовым силам, которые условно называют "группой Рокфеллеров", судя по всему, удалось перетянуть на свою сторону значительную часть демократической партии (вместе с Бараком Обамой), то столь же значительная часть республиканцев, связанная с "кланом Бушей", похоже, дрейфует в сторону "группы Ротшильдов", сделавших ставку на Китай.
Аналогичный поворот вместе с ними совершает и путинский Кремль. Подписание соглашений между "Роснефтью" и британским ВР, приход в структуры "Роснефти" бывшего главы МВФ Доминика Стросс-Кана и другие события последних месяцев — вплоть до внезапного освобождения из заключения Алексея Навального — полностью укладываются именно в эту гипотезу.
Но понятно, что вся эта "борьба нанайских мальчиков", к сожалению или к счастью, имеет лишь весьма отдаленное отношение к решению всё более острых проблем современного человечества. А раз так, то единственным средством "возвращения к реальности", хотим мы того или нет, действительно оказывается война. "Четвёртая мировая" или "первая глобальная" — это уже как получится. Но если ведущие силы современного мира продолжат заниматься нынешним "сюрплясом" еще годик-другой. то срыв в подобную катастрофику будет стопроцентно гарантирован.
Взять хотя бы такую выдвинутую сейчас в Москве на первый план тему, как борьба с оффшорами. Под чьей юрисдикцией находятся основные оффшорные зоны современного мира? Думаете, британской? Немного не так — под личной юрисдикцией британской королевы Виктории и дома Виндзоров в целом. Все эти острова Мэн, Виргинские и прочие юридически даже не входят в состав Соединенного Королевства Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. А вы еще удивляетесь, почему это роды "герцогини" Кейт подаются глобальными СМИ не иначе как событие вселенского масштаба? Новый хозяин триллионов долларов родился!
А чьи деньги "крутятся" через эти оффшоры? Правильно, деньги Федеральной резервной системы, именуемые в обиходе "долларами США". Одни выпускают фальшивые деньги, другие их"крутят", и этот глобальный "лохотрон" называется мировой финансовой системой…
Само собой, без системы тотального контроля за "лохами": силовой и информационной, — "крутить" его становится более чем затруднительным. Поэтому США тратят столько сил на военные расходы и информационные технологии. Поэтому они стремятся установить контроль над всем, что имеет реальную ценность: от маковых плантаций Афганистана до нефтеносных полей Ирака, Ливии и Ирана. Поэтому они с таким пафосом требуют "головы" Эдварда Сноудена, который посмел на весь мир заявить о наличии системы глобальной электронной слежки за всем миром при помощи "независимых" американских корпораций, по сути, являющихся филиалами Пентагона, АНБ и ЦРУ.
Дело дошло до того, что некоторые американские сенаторы из числа "ястребов" потребовали от Барака Обамы не ездить в сентябре в Санкт-Петербург на саммит "двадцатки", если Москва не экстрадирует Сноудена в Соединенные Штаты. Или перенести это международное мероприятие в любое иное место за пределами России.
Белый дом пока эти предложения демонстративно отверг: мол, мы сотрудничаем с Кремлем по многим важнейшим направлениям в политике и экономике, — но что последует в дальнейшем, никто не знает. Ведь понятно, что, установив контроль над ФРС, "рокфеллеровцы" попытаются отнять у "ротшильдовцев" и контроль за оффшорами. Что мы уже наблюдали на примере так затронувшего родные осины инцидента с кипрскими банками и вот-вот сподобимся наблюдать на примере банков латвийских. И так далее, и тому подобное.
Что же касается темы увеличения количества рабочих мест в странах "двадцатки", которая также обсуждалась на московской встрече как одна из главных, то здесь ситуация примерно та же, что и с "глобальным потеплением": сколько ни пытайся сократить выбросы "парниковых газов", солнышко припекает всё сильнее, полярные ледяные шапки тают, и сделать с этим, по большому счёту, ничего нельзя.
Сколько ни пытайся создать новых рабочих мест, если производимая на них продукция не будет соответствовать платежеспособному спросу, толку от этого не будет никакого.
Наконец, третья тема из числа основных в повестке дня московского саммита: манипуляция курсами валют — вернее, недопущение подобных манипуляций. Об этом "на голубом глазу" говорится в условиях, когда осуществляются гигантские и несогласованные на международном уровне эмиссии долларов и японской иены?! Как говорится, не смешите наши тапки. Пока "сильным мира сего" какие-то манипуляции с курсом валют будут выгодны (а они выгодны), эти манипуляции будут осуществляться в любое время, в любом размере и под любыми предлогами.
"Для того, чтобы поставить глобальную экономику на путь более уверенного, устойчивого и сбалансированного роста, мы усилим наши политические действия и разработаем всеобъемлющий Санкт-петербургский план действий", — говорится в итоговом документе московской встречи.
Но какой-то внутренний голос подсказывает нам, что "всеобъемлющий план действий" не появится ни в Санкт-Петербурге осенью текущего года, ни в каком-либо другом месте, которому предстоит выступать в роли "столицы G20" ближайшие годы.
Слишком серьёзны и остры различия и разногласия между участниками "двадцатки", слишком велики дисбалансы между реальным и "виртуальным" секторами глобальной экономики (куда "на потом" было загнано едва ли не 80% мировых денег), слишком быстро ухудшается глобальная социально-экономическая ситуация в современном мире. И никакие слова, никакие паллиативные меры эту ситуацию улучшить не в состоянии.
Российской "властной вертикали" эту печальную истину тоже необходимо усвоить и не обольщаться по поводу своих локальных — пусть и весьма приятных для самолюбия и позитивной самооценки — успехов. Конечно, имея на руках 6 триллионов рублей нераспределенных доходов прежних лет, можно не обращать внимания на текущий, пусть и триллионный дефицит. Конечно, имея цену мировых рынков выше 100 долларов за баррель нефти, можно не обращать внимания на стагнацию отчественного производства и галопирующий рост цен внутреннего потребительского рынка. Но такого рода "пиры Валтасара" имеют свойство достаточно быстро и, что самое главное, внезапно заканчиваться.
"Мене, текел, упарсин" ("Взвешен, измерен и найден легким") — очень жаль, если эта библейская надпись окажется справедливой и для нынешней российской власти. Которая, несмотря на все свои декларации и даже какие-то попытки двинуться в правильном направлении, по-прежнему находится под привычным наркотическим действием "нефтедолларовой иглы" и "вашингтонского консенсуса". Пора бы уже очнуться. Но кто скажет, например, "Путин, в путь!", — так, чтобы адресат его не только услышал, не только понял, но и реально двинулся вперёд?
Завтра 25.07.2013