19 июня 2018 года состоялась международная акция протеста против ареста участника движения в защиту русских школ в Латвии Александра Гапоненко, находящегося под стражей с конца апреля. Акция прошла у латвийских посольств как минимум в 15 странах мира, среди которых Бельгия, Германия, Великобритания, Италия, Эстония, Литва, Индия, а также Россия.
Как сообщил Федеральному агентству новостей секретарь совета «Первого русского правозащитного центра» Роман Плюта, в Москве международную акцию поддержали одиночными пикетами у стен посольства Латвии в Москве.
«В связи с чемпионатом мира по футболу в Москве законодательно запрещены массовые публичные мероприятия. Однако одиночные пикеты не запрещены, и мы поддержали Александра Гапоненко серией одиночных пикетов у посольства Латвии. Власти отнеслись с пониманием к нашей инициативе, и все прошло спокойно», — отметил собеседник ФАН.
19 июня в 11.00 в суде Видземского предместья в Доме суда в Риге на улице Абренес состоялся суд над Александром Гапоненко по прошлогоднему уголовному делу, которое было возбуждено службами безопасности Латвии по факту якобы разжигания межэтнической розни в его публикации в Facebook. Тогда, в 2016 году, Гапоненко поделился со своими друзьями опасениями, что американские танки прибыли в Латвию на случай подавления недовольства русского населения, а также для защиты националистов, которые традиционно выходят на марш легионеров войск СС 16 марта в самом центре Риги.
И вот 19 июня состоялось первое слушание по данному делу. Перед началом судебного заседания друзья и соратники Гапоненко получили возможность впервые за почти два месяца, прошедших с его ареста, увидеть Александра и пообщаться с ним лично.
Как сообщил Роман Плюта, Александр рассказал о тяжелых условиях своего содержания: к 64-летнему политзаключенному применяют скрытые пытки, чтобы сломить его волю и вынудить давать показания против себя.
После трехнедельного пребывания в одиночной камере Александра перевели в общую камеру к уголовникам, которые непрерывно на протяжении 18 часов в сутки очень громко включают телевизор. Уговоры сделать звук потише результатов не дают. От непрерывного шума у Александра началось истощение нервной системы, он был вынужден обратиться за помощью к тюремному врачу. На просьбу заключенного перевести его в одиночную камеру тюремное начальство ответило отказом. Не разрешили передать ему в тюрьму и беруши, чтобы хоть как-то уменьшить влияние шума в камере.
Третирование беспрерывным шумом в камере — не единственная неприятность для Александра, отравляющая ему жизнь. Так, в одном из частных писем Гапоненко упомянул, что хотя и похудел почти на 10 килограммов, но все же пытается держать себя в физической форме и даже иногда играет в футбол на прогулке. Каково же было его удивление, когда вскоре он увидел свою фамилию вычеркнутой из списка тех, кому разрешено посещать спортзал: следователь, видимо, прочитал его письмо и сделал еще одну неприятность. В итоге Гапоненко уже месяц сидит в камере безвылазно.
Александр успел поблагодарить всех за денежную помощь, за книги, переданные ему в камеру. Политзаключенный рассказал, что даже сидя в тюрьме, он работает над книгой «Битва при Молодях», и попросил передать ему побольше ручек. На вопрос присутствующих, что они еще могут сделать для него, Александр ответил, что в сложившихся условиях за него возможно разве что молиться.