Относительное затишье на линии соприкосновения под Донецком и Луганском время от времени нарушается украинской стороной. Но на фронтах информационной войны перемирий и передышек быть не может. Донецкая и Луганская народные республики находятся под колоссальным информационным воздействием со стороны Киева и его союзников. Почему в основном усилия противоборствующей стороны не приносят результата, в беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей рассказал заместитель министра информации ДНР, старший преподаватель исторического факультета Донецкого национального университета Артем Ольхин.
— Информационное противостояние не ослабевает. Возможности ДНР ограничены по сравнению с украинской стороной, где развернута активность на медийных площадках, созданы специальные пропагандистские структуры, которые призваны как минимум не доносить правду о том, что происходит на Украине. Как идет информационное противостояние?
— Если сравнивать по массовости ресурсов, то, как это ни парадоксально, на Украине сайтов даже больше, чем в Российской Федерации. Это при том, что на Украине гораздо меньше населения. Теоретически там должно быть меньше и медиаполе, но все происходит совершенно иначе.
РФ всегда делает ставку на несколько мощных медиа, в первой российской десятке — за сто миллионов просмотров в год. Это РТ, РИА Новости, «Россия сегодня», ФАН и т. д. Смысл заключается в том, что Россия делает ставку на качество. Я исключаю из этого пула хорошо прокачанные либеральные русские СМИ, которые, к сожалению, работают на мельницу врага. Это важно.
В Донецкой народной республике гораздо меньше ресурсов и гораздо меньше СМИ. Но в ДНР есть одна очень хорошая преференция — нам не обязательно постоянно врать. Поэтому все фейки, которые запускает Украина, мы достаточно быстро «разделываем под орех». В последнее время мы вообще перестали реагировать, потому что зачастую это не имеет смысла.
У них большое количество сайтов, но если в России сайты за 100 миллионов просмотров, то у них начинается все с более скромных цифр — от 50 миллионов в год и ниже. Они берут количеством, которое наплодили с помощью различных грантовых программ, фондов, частных инициатив и т. д. Все это находится под одним общим колпаком. Механизм работает следующим образом: Служба безопасности Украины — Центр специальных психологических операций, которому подчиняются абсолютно все медиа: телеканалы, интернет-сайты, спускают задачи, которые им в свою очередь спускаются иностранными спецслужбами. Это ни для кого не секрет из тех, кто более или менее в теме.
Нужно обратить внимание, что эта схема начала выстраиваться давно, еще при [бывшем президенте Украины] Викторе Ющенко. Все со смехом реагировали, когда озвучивалась информация о том, что два этажа в центральном здании Службы безопасности Украины в Киеве уступили: один — под англичан, другой — под американцев. Многие воспринимали эти сообщения как теорию заговора. Но это факт, и это работает.
Украинских сайтов много, но если мы будем анализировать их посещаемость, то она в значительной степени приходится на Западную Европу и США, то есть на тех украинцев, которые чувствуют себя большими патриотами, но жить на Украине почему-то не хотят.
— Как воспринимаются информационные продукты Киева жителями Донбасса, в ДНР?
— Если говорить о жителях ДНР, то здесь пытаются посеять, запустить какие-то панические настроения, но это всегда оказывается неэффективно. Во-первых, за последние полгода очень снизилось качество их (украинской) работы. Например, они берут листовку и с помощью фотошопа лепят там, где ее быть не может в принципе. А потом пишут, например, что свидомые партизаны клюют в Докучаевске на листовки против власти ДНР. Ну, бред. Развенчивается на раз.
Во-вторых, большинство из их информационных кампаний плохо просчитаны во времени. Видно, что они торопятся, начинают суетиться и из-за этого допускают ошибки. И даже если им удается посеять панику сегодня, то завтра становится понятно, что это была ложь.
Если вы посещаете любой их сайт, «Униан» или «Остров» — какой угодно — и пару раз поняли, что вас обманули, даже при этом вы остаетесь «свидомым укром», но испытываете недоверие. Будете ли вы туда ходить? Нет. Честно говоря, на месте американских и английских кураторов я бы всех тех, кто сейчас осваивает их бабло в этой пирамиде, просто бы уволил. Они — непрофессионалы. Я понимаю, что этим занимаются содомиты вроде Алексея Мацуки и прочих. Я понимаю, что им не впервой обманывать людей всякими способами, в том числе и самыми извращенными. Но все же, господа, где же профессионализм? Ведь на Западе все-таки профессиональные СМИ, целые фабрики фейков, а на Украине как-то не довелось.
— Финансовые затраты на пропаганду и обработку населения у Киева на порядок выше, чем у ДНР, но при этом Донецк умудряется доносить правду и на Украину, развенчивая фейки. За счет чего?
— На Украине вкладывается огромный массив денег [на пропаганду и дезинформацию]. Вначале озвучивалась цифра в 15 миллионов долларов, вложенных в альтернативные, негосударственные, украинские медиа. Если бы такие средства вкладывались в медиаполе ДНР, все было бы по-иному. Но самом деле, все равно мы достаточно уверенно работаем.
У нас есть линия соприкосновения, где люди живут в двух-трех километрах от зоны ведения боевых действий. Мы туда газеты свои поставляем, а они — нет, не считают нужным это делать, хотя теоретически имеют возможность. То есть Украина не считает, что это надо. Получается, они сами теряют доступ к человеку. Они промывают людям мозги, а люди потом приезжают к нам, чтобы получить бесплатное образование или лечебные услуги (у нас целый комплекс самых разных таких программ), и говорят, что их на Украине обманывали.
И еще один важный момент — у нас покрытие радио- и телевизионных сигналов гораздо серьезнее просчитано. Мы работаем с гораздо меньшим количеством ошибок. Потому, что ошибки допускают все, но, так или иначе, у нас это гораздо лучше заходит на ту территорию (районы Донбасса, находящиеся под контролем Украины).
В Одессе недавно был скандал, что интернет-провайдеры сами включают в свои плей-листы «Оплот-ТВ», «Новороссия-ТВ» и другие наши каналы. Людям это просто интересно смотреть. Даже не обязательно, что хозяева — патриоты, просто рубль диктует свое. Хочешь иметь клиента, дай ему посмотреть, даже под риском нарушения законодательства, то, что он хочет.
А у нас в ДНР никто никому ничего не запрещает. У всех есть приставки и тарелки. Настрой свою тарелку и смотри украинские каналы. Но делают это только мазохисты.
— Получается, украинская пропаганда — машина агитации, что нацелена на обработку жителей ЛНР и ДНР, во многом работает вхолостую?
— Во многом это так.
— Ваша печатная продукция — газеты, журналы, бюллетени и т. д. — доставляется в оккупированные формированиями Киева части Донбасса?
— Мы могли бы забрасывать все это на украинскую территорию, но тогда мы будем подставлять людей. Если человек повезет это через блокпост, ему «за измену родине» что-то «пришьют», хотя непонятно, кому это родина. Мы не хотим делать этого, потому что подведем людей под удар. Мы стараемся максимально информировать людей дистанционно, без риска для них. Информируем и тех, кто волею случая оказывается здесь, потому что регион трагично поделен. Половина живут здесь, половина — там, семьи разделены, люди постоянно пересекают границу, им нужно общаться с родными и близкими.
— При этом под особым воздействием украинской пропаганды — жители тех районов Донбасса, где прошел референдум о независимости.
— Многие люди, живущие на той стороне в условиях оккупации, вынуждены констатировать, что украинская пропагандистская машина добивается определенных результатов. Им удается переформатировать мышление человека, если он постоянно находится под этим прессом. Особенно это касается тех, кто постоянно смотрит ТВ. Рассказывал товарищ, который сам сбежал из украинской армии, как раз перед котлами 14-го года сумел незаконно покинуть ряды ВСУ и давно счастлив. Он сказал, что его товарищи по казарме за полгода переформатировались, сидя и глядя в телевизор. С ними политруки не работали. В начале: «Янукович, дай приказ, мы пойдем и разгоним Майдан!», а в конце процесса результат такой: «Пошли в Донбасс убивать вату!»
— Украинская пропаганда за полгода может переформатировать относительно нормального человека в классического «свидомого укра»?
— При этом используются жесткие американские принципы. Западные кураторы работают с ними мощно и четко. В первую очередь используется «принцип вскрытой черепной коробки», когда вбрасывается какой-нибудь шокирующий факт, который на 3-5 минут обезоруживает сознание человека. И в этот момент ему можно залить все что угодно. Если вы включите порошенковский «5 канал», то они до сих пор так работают, как и во время Майдана. Сначала шокируют, затем вливают в человека, а когда тот снова начинает критически мыслить, информация уже оседает. И если так каждый день, то это приносит результат.
Но есть и обратный эффект. Недавно мы общались с одесситами по телефону. И бывшим «свидомым» одесситам не совсем понятно, что происходит на Украине. Люди могут продолжать поддерживать лояльность украинской идее. Они могут продолжать считать, что здесь все заселено непонятно какими существами, не людьми вовсе, и что можно нас убивать, что это не преступление и не грех. Мне очень жаль, что они так считают, но я понимаю, что такая прослойка есть. Тем не менее они все равно понимают, что действующая украинская власть их обманывает, что живут все хуже в экономическом плане. Они видят, что постоянно убывает население и сокращается производство, что нет рынка труда как такового.
Ты можешь жить на Украине и верить в то, что во всем виновата Россия, но поехать куда-то нормально работать придется все равно в Москву. Потому что поляки-то кидают на деньги.